В мировом ритейле в последнее время достаточно очевиден процесс совершенствования не только систем управления розничной компанией, но и привнесения интеллектуальных решений в торговое оборудование.
То есть более «умными»
становятся как программы для работы топ-менеджеров и сотрудников среднего звена,
так и те инструменты, с которыми так или иначе взаимодействует покупатель при
посещении магазина.
Интеллектуальные полки, ценники и весы, системы
самообслуживания, мобильные кассы, интерактивные витрины, роботизированные
склады – эти и другие решения позволяют сделать процесс продаж быстрее, удобнее
и увлекательнее.
«Кирпичики» «умного» магазина
Посткризисный период
позволил ритейлерам вернуться к устойчивому росту, а усиление конкуренции и углубление
потребительского опыта заставили отдельных игроков рынка задуматься о развитии
с помощью инновационной составляющей. Усовершенствовав необходимые процессы
бэк-офиса, ряд розничных компаний решили «встать на сторону покупателя» и
приступили к реализации отдельных элементов «магазина будущего» (Future Store).
Основополагающими элементами в «умном» торговом зaле являются решения RFID
(радиочастотная идентификация), которые служат инструментом эффективного
товарного учета и контроля. Опытные
проекты внедрения RFID-технологий в 2012 г. начали в России X5 Retail
Group, Media Markt,
«Центробувь».
Еще одна «горячая тема» для российского ритейла – системы самообслуживания (Self-Checkout). Используя их, магазин вовлекает покупателя в процесс покупки. Пропускная способность торговой линии с системой самообслуживания существенно выше, чем при использовании классических POS-терминалов. Тестовую эксплуатацию подобных решений уже ведут сети Globus, «Абсолют» и «Магнолия».
Наряду с RFID и Self-Checkout, на Западе в торговле уже много лет внедряются такие интеллектуальные решения, как «умные весы» (Smart Scales), «умные полки» (Smart Shelf), «умные тележки» (Smart Shopping Cart), бесконтактные платежи (технология NFC), электронные ценники, мобильные кассы и др.
В минувшем году наконец стартовал ряд проектов по внедрению интеллектуального оборудования в российском ритейле. Так, сеть продуктовых дискаунтеров «Верный» с момента выхода на рынок в октябре 2012 г. использует электронные ценники. По мнению руководства компании, эта инновация будет способствовать росту производительности труда и поможет покупателям оперативно получать информацию о стоимости товаров. Через несколько месяцев после начала проекта сеть стала применять особые ценники, адаптированные для использования в морозильной камере.
По мнению экспертов, наиболее интересно использование электронных ценников может быть для ювелирных и оружейных магазинов, бутиков одежды и аксессуаров. В любом случае, эта технология не будет в обозримом будущем востребована малым бизнесом.
Сеть «Ригла» в ноябре 2012 г. открыла уникальную
для России роботизированную аптеку в Екатеринбурге. Роботизированное хранение
стало оптимальным решением для аптеки с большим оборотом и трафиком. Новая система
позволяет уменьшить количество сотрудников аптеки в 2 раза: если раньше в
аптеке работало 10 человек, то сейчас - 5. Ошибки при приемке и сборке товара,
вносимые человеческим фактором, исключены. Около 80% ассортимента аптеки
обрабатывается двумя роботами-манипуляторами, находящимися внутри робосклада. Чтобы воспользоваться услугами робосклада
сотрудникам аптеки нужно просто выложить упаковки на ленту конвейера: робот сам
последовательно отсканирует товары, определит их размеры (высота, ширина,
длина), а затем выберет подходящее место и поместит на полку.
Заказ также
формируется очень просто: сотрудник аптеки набирает чек в программе и нажимает
кнопку "собрать", через 10-15 сек ему остается лишь забрать заказ
в одном из шести окон выдачи (робот может собирать одновременно до шести
заказов).
«В аптечном бизнесе имеет смысл устанавливать
подобные роботизированные системы в аптеках с большим товарооборотом или
относительно небольшой площадью. Уже сейчас робот в нашей аптеке позволяет
обслуживать тысячи заказов в день. И в дальнейшем эффект от внедрения
роботизированной системы будет увеличиваться вместе с ростом товарооборота
аптеки», - рассказал генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов, комментируя запуск
проекта.
Знаковая инициатива по
использованию бесконтактных платежей реализована в розничной сети МТС. В салонах
устанавливаются NFC-ридеры, которые позволяют оплатить покупку как банковской
картой, поддерживающей технологию бесконтактных платежей, так и с помощью
мобильного телефона с NFC-чипом. В компании рассчитывают, что технология
бесконтактной оплаты позволит существенно сократить время обслуживания
клиентов.
Следом за МТС NFC-проекты запустили «МегаФон» (собственные салоны
сотовой связи) и X5 Retail Group (супермаркеты «Перекресток»).
X5 Retail Group также использует электронные ценники, бесконтактные платежи, «умные полки» и «умные тележки» в своем «Магазине Будушего», открывшемся в конце 2012 г.
Многообещающей
инновацией для многих ритейлеров может стать использование мобильных касс. Так,
сеть «Первая помощь» запустила проект
оснащения кассовыми наладонниками ряда аптек Санкт-Петербурга. Использование таких
касс уменьшает время, проводимое покупателем в в очереди в ожидании
консультации. При этом средний чек на мобильном устройстве существенно выше
чека на классическом кассовом терминале. Коэффициент дополнительных продаж при использовании наладонника выше на 61%. По оценкам компании, срок
окупаемости проекта 2-4 месяца в зависимости от торговой точки.
Статус одного из инновационных ритейлеров подтвердил «Утконос», запустивший в
июле 2012 г. мобильное приложение для Android, а в декабре для iOS.
Кроме традиционного функционала (каталог, корзина, избранное и пр.) приложение
распознает штрих-коды продуктов, автоматически находит их в каталоге и
предлагает покупателю их приобрести. Помимо этого есть возможность составлять
списки покупок и избранный каталог, в котором группировать товары по
потребностям покупателя («на дачу», «не забыть купить маме», «продукты для
вечеринки» и пр.), а также при формировании нового заказа учитывать предыдущий.
В новой версии приложения появится возможность мгновенно добавить
просканированное камерой смартфона в избранное или в корзину, что даст
интернет-ритейлеру возможность открыть «магазин в метро» или «магазин в
аэропорту» по образцу Tesco.
Суровые реалии
Как видим, практически
все технологии, присущие «Магазину Будущего», используются в России в рамках
пилотных, а иногда и реально работающих проектов. Но в целом опыт российских
ритейлеров в использовании интеллектуального торгового оборудования пока можно
назвать фрагментарным. Рынок лишь делает
первые шаги, от твердости которых во многом зависит скорость тиражирования
инноваций в отрасли.
«У наших клиентов
интеллектуальное оборудование еще не нашло широкого распространения, но,
безусловно, в ближайшем будущем это изменится, - говорит Игорь Гурков, заместитель генерального директора Группы Optima.
- На наш взгляд, ритейлеры не спешат внедрять дорогостоящие интеллектуальные
системы потому, что в условиях высокой конкуренции перед ними стоят более
актуальные задачи. Однако, на Западе этот тренд очевиден, и мы думаем, что
массовое появление подобных технологий в РФ не за горами. Первые шаги в этом
направлении уже делаются, некоторые из наших заказчиков озвучили нам свои
намерения по внедрению интеллектуальных решений».
Массовое использование интеллектуального оборудования - вопрос
времени. Они тем раньше получат распространение, чем скорее компании решат ряд
вопросов, говорят эксперты. Во-первых, необходимо решить организационные
вопросы. «Например, масштабное внедрение RFID станет возможно,
когда технология будет централизованно поддерживаться на всех уровнях
(производитель - дистрибутор - продавец), - Пока RFID используются лишь
на стороне продавца, применение технологии будет иметь
"локальный" характер», - считает
Виталий Порубов, директор по развитию бизнеса (Retail & Wholesale)
компании «Техносерв Консалтинг».
По предположению специалиста, на преодоление этой проблемы в отрасли может уйти от
5 лет. Но некоторые ритейлеры, например представители fashion-сегмента,
вполне могут пройти этот путь быстрее. Для FMCG этот путь будет длиннее, так
как этот рынок более масштабный и не все виды используемой в настоящее время
упаковки подходят для корректного считывания RFID, отмечает Виталий Порубов.
Во-вторых, решения требуют инфраструктурные вопросы. Внедрение большинства
технологий должно подкрепляться серьезными финансовыми вложениями и грамотной
интеграцией интеллектуальных систем в торговое пространство и общую ИТ-ландшафт
компании. Требуются серьезные инвестиции в инфраструктуру, оборудование,
ИТ, изменение бизнес процессов, подготовку персонала.
Инновации на низком старте
По словам Игоря Гуркова, внедрению интеллектуальных систем способствует
централизация систем хранения данных. Также у ритейла есть ряд глобальных задач
в плане обновления ИТ-инфраструктуры и развития дополнительных сервисов, в
частности, сервисов онлайн-продаж. «Мы и многие наши заказчики, например
«Эльдорадо», «Техносила», «Связной»,
уверены в успехе концепции онлайн-сервисов. На наш взгляд, когда
ритейлеры решат для себя перечисленные
актуальные задачи, появятся средства и возможности для внедрения нового
интеллектуального оборудования», - подчеркивает Игорь Гурков.
По мнению Ирины Семеновой, вице-президента по
маркетингу группы компаний MAYKOR, тренд, связанный с ориентацией на
инновационные решения, существенно повышает требования к уровню технической подготовки
обслуживающего персонала и качеству привлекаемого аутсорсинга. «Инфраструктура
современной торговой точки - это комплекс оборудования, в котором интегрировано
множество различных систем с централизованным интеллектуальным управлением, -
объясняет Ирина Семенова. - Такой сложный
комплекс требует квалифицированного
обслуживания, в идеале - в режиме «одного окна». Устойчивая тенденция к
укрупнению торговых сетей повышает значимость такого критерия, как региональная
представленность аутсорсера, при выборе подрядчика по обслуживанию оборудования
и инфраструктуры».
Ряд специалистов
приходят к мысли о том, что отечественный ритейл не будет спешить с внедрением
интеллектуального оборудования, так как у него осталось еще достаточно много
более актуальных вариантов совершенствования работы. Компаниям предстоит
поработать над управлением ассортиментом и логистическими цепочками,
оптимизировать ценообразование, прогнозирование и пополнение товарных запасов.
Большой простор у торговых сетей есть в части работы над управлением
мультиканальными продажами, целевым маркетингом, персоналом и т.д.
Население должно
приобщиться к новым технологиям, научиться их правильно использовать, а на это
может уйти больше времени, чем на решение организационных и инфраструктурных
вопросов.
Геннадий Махов, руководитель
Центра компетенции по индустрии торговли компании «Инфосистемы Джет», говорит,
что направление интеллектуальных сервисов потребует создания мощной системы
лояльности, которая сегодня есть даже далеко не у всех крупных ритейлеров, не
говоря уже о средних компаниях. «Должна измениться потребительская культура,
иначе "умные тележки" уедут, а системы самообслуживания будут
обмануты», - подытоживает Виталий Порубов.
Стоит также учитывать,
что отсутствие инноваций в магазинах не слишком волнует основную массу
покупателей. Большинству из них пока достаточно факта наличия свежего и
недорогого товара на чистой полке, а интеллектуальные «примочки» интересуют
главным образом технически подкованных потребителей, имеющих богатый опыт
совершения покупок в западных магазинах типа Future Store.