oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2013

Ритейл отказывается от комплексных ERP в пользу отдельных модулей

Ритейл отказывается от комплексных ERP в пользу отдельных модулей

Рынок ERP в 2012 г. был насыщенным, некоторое влияние на него оказало и вступление России в ВТО. Ритейлеры теперь становятся экономными: комплексным ERP-системам они предпочитают точечные внедрения отдельных модулей.

Сомнений в том, что вступление России в ВТО преобразит нашу экономику, в том числе и торговую отрасль, не осталось ни у кого. Сохраняется лишь вопрос - когда это случится? Многие сети по-прежнему продолжают экстенсивный рост. К тому же, массового выхода иностранных ритейлеров на отечественный рынок в прошлом году не случилось. А значит конкурировать на уровне эффективности бизнес-процессов все еще не с кем.

Эффективность по требованию


Примеры перехода на более современные комплексные ERP-решения уже существуют, интересные комплексные предложения в 2012 г. на рынке тоже появились, но ажиотажного спроса со стороны ритейла на них не наблюдалось. “Затраты на ИТ в торговых сетях незначительно выросли. Как правило, этот рост связан с ростом бизнеса самих ритейлеров и с общеэкономическими государственными процессами. Взрывного роста ИТ-бюджета у крупных игроков рынка мы не видели”, - рассказал Константин Усаковский, руководитель дирекции по работе со стратегическими рынками компании “АйТи”.



В то же время, солидный опыт эксплуатации ERP сегодня присутствует у всех более-менее заметных игроков розничного рынка. Ритейлеров стала интересовать эффективность ERP хотя бы по той причине, что они стали более зрелыми, разборчивыми и придирчивыми - знатоками по части комплексных решений. “Думаю, единого рецепта для всех торговых компаний не существует. Все очень зависит от того, на каком этапе развития находится та или иная фирма. Среди наших клиентов есть и такие, кто планомерно развивает существующие ИС. Есть и те, кто идет на радикальную перестройку ИТ-инфраструктуры. Пожалуй, последних сейчас побольше”, – разъясняет Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли "1С-Рарус".



Вместе с тем, даже оптимистично настроенные вендоры признают тот факт, что рынок первичных продаж ERP почти исчерпан, время для стахановских рекордов в области числа внедрений дорогостоящих комплексов закончилось. Спрос на эффективные решения действительно растет. Однако теперь требуется не “эффективность вообще”, а “эффективность, где потребуется”. “Прошло то время, когда мы делали внедрения по принципу «до основания, а затем». Все стараются выжать максимум эффективности из того, что есть. Сделать точечные покупки только того, что нужно”, - считает Александр Труняев, директор департамента телекоммуникационных и инфраструктурных решений компании “Оберон”. По словам Натальи Гуровой, директора практики Non-Food Retail компании Columbus в России и СНГ, радикальное обновление присуще тем сетям, которые, по разным причинам, обходились ограниченными самописными средствами автоматизации.

Стандарты и специфика


Стратегия развития сети собственных, арендованных, свежеприсоединенных или франчайзинговых магазинов, а также ее специфика формирует спрос на конкретные ИТ-решения. “Для развития e-commerce ритейлерам требуются решения на стыке ERP и CRM-систем, которые обеспечивают глубокую интеграцию процессов офлайн и онлайн-торговли”, - привел пример Михаил Черепащук, директор по развитию бизнеса CRM компании Columbus в России и СНГ. “Для разработки коллекций одежды у нас используется PLM-решение (Product Lifecycle Management – управление жизненным циклом изделий)”, - рассказал СNews Иван Бояркин, начальник отдела поддержки "Модный Континент".



“Из нашего опыта работы с крупнейшими розничными сетями в РФ следует, что тенденции глобализации и принятые в головных офисах стандарты ИТ непосредственно распространяются на филиалы зарубежных сетей в нашей стране”, - объяснил принцип выбора ИТ-решений в компаниях с западным менеджментом Дмитрий Тихович, менеджер по работе с партнерами в России и странах СНГ компании Citrix.



Впрочем, не отстают в плане стандартов и отечественные лидеры. “Для X5 Retail Group проведено внедрение голосовой системы Vocollect в интеграции с Infor WMS, функционирующей как корпоративный стандарт системы управления бизнес-процессами на всех складах. Решение надежно различает индивидуальное произношение, мультиязычно, не требует промежуточного сервера, не критично к качеству WiFi. ТСО было снижено в том числе за счет использования Red Hat", – привел примеры Дмитрий Мартынов, Infor Regional Channel Manager, РФ и СНГ.

Квадратные облака


В 2012 г. на рынке ERP появилось много нового и интересного. Новым стало изобилие предложений очень недорого взять по SLA в аренду решение класса ERP из публичного облака. Облачные ERP - лидеры по количеству бесплатных тестов и аутсайдеры по числу реальных, кастомизированных внедрений.



Частные облачные проекты могут позволить себе лишь немногочисленные крупные ритейлеры, которые возвели себе ЦОДы. Можно, но пока все еще сложно, представить себе среднего ритейлера, который отдаст в “чужое” облако даже CRM, хотя они и считаются одними из лидеров SaaS-рынка. Облачным провайдерам и прочим аутсорсерам сегодняшняя торговля скорее доверит что-то менее содержательное, вроде ремонта или клининга, но вовсе не информацию коммерческого плана. “Джентльменский” облачный набор торговой компании (почта, сервер, коробочные решения) остался в этом году без особых изменений. И ERP туда пока не входит.



Можно образно сказать, что публичные облака для ритейлеров сегодня имеют немного квадратную форму – по форме коробок с ПО, которые они способны заменить в обиходе торговли. А все радикально новое, обитающее в облаках, оказалось пока практически неинтересным, но зато более доступным, понятным, а значит и перспективным. “SaaS-решения развиваются настолько интенсивно, что в скором времени вопросы целесообразности использования SaaS или строительства системы внутри компании перейдут в зону ответственности финансового директора и будут диктоваться экономической стратегией компании”, – предположил Максим Андреев, руководитель направления бизнес-приложений компании КРОК.



Точки роста и соприкосновения


Типовая ИТ-стратегия развития сегодняшнего ритейлера примерно такая: на ИТ кладем пару процентов от оборота и даем пару лет на окупаемость капиталовложений. Однако в этой формуле не учтена стандартизация, которая сегодня интересует, пожалуй, всех ритейлеров от мала до велика.



«В крупных торговых сетях существует большое количество уже внедренных ИС, которые решают отдельные бизнес-задачи. И сейчас очень актуальна задача их согласованного функционирования и взаимодействия, отсюда и возникают задачи интеграции», - считает Игорь Криушин, директор центра решений для розницы РДТЕХ. “На данный момент для компании актуален перевод написанного и купленного в предшествующие годы ПО на единый технологический стандарт,” – полагает Александр Черемушкин, начальник отдела ИТ ТД "Крестовский".



В то же время, нельзя забывать о том, что стратегия по части повышения эффективности всего комплекса применяемых ИС у каждого своя. “Богатый” ритейлер внедрит новое ERP от ведущего вендора. “Умный” - будет вникать в рассказы специалистов о стандартах ITSM и CobiT. “Продвинутый” - вспомнит про СОА. А “обычный” скажет что-то вроде: “Хочу, чтобы все вместе нормально заработало”.



Посмотрев на ту же проблему глазами крупных международных ERP-вендоров, мы увидим, что им есть что предложить для всех категорий ритейлеров. Однако базовая идея повышения эффективности комплексной ERP и ее отдельных модулей прослеживается наиболее четко. И находит свое периодическое выражение в том, что ведущий вендор время от времени скупает на рынке, а потом интегрирует в состав своих решений все лучшее, что ему удалось найти и приобрести.



В этой точке роста находят сегодня свое соприкосновение взаимные интересы многих ритейлеров и вендоров. Причина тому — эффективно покупать и продавать нужно и тем, и другим.



От комплексности — к хорошо интегрированному комплексу


За 2012 г. можно отыскать немало кейсов, при которых торговая сеть внедряла ERP целиком и оказывалась при этом настолько довольной работой интеграторов, что рассказывала об этом публично. Вот уже который год надо всем российским ритейлом довлеет угроза конкурентов из ВТО, заставляющая многих задуматься о коренной модернизации с инновациями.



Тем не менее, в типовую стратегию обычного российского ритейлера сегодня гораздо лучше вписываются те, кто предлагает им не ERP целиком, а точечные внедрения отдельных, хорошо интегрированных со всем остальным, модулей. У торговых компаний сегодня есть деньги на ИТ, но расставаться с ними надолго и безоглядно, как в былые докризисные годы, не многие готовы.



“В первую очередь, ритейлеры налаживают работу критичных областей бизнеса: продаж и сервисов обслуживания, планирования ассортимента, закупок и логистической деятельности, финансового управления”, – обозначила примерный список “горячих” мест для внедрений в отечественном ритейле Наталья Гурова.



Определенные преимущества приобретают сегодня интеграторы, которые не бегают по рынку за новыми контрактами, в надежде обеспечить себя работой по масштабному внедрению с подразумеваемым последующим апгрейдом на несколько лет вперед. Теперь плюсы есть у тех, кто вдумчиво работает с уже доверившимся им клиентом из ритейла и обретает искомое не в результате одноразового проекта и распространения пресс-релизов, а по совокупности серии внедрений, оцененных заказчиком как вполне эффективные.



Ритейлеры хорошо понимают такой подход, поскольку умеют торговаться, а также понимают всю силу быстрого и стабильного товарооборота при низкой марже. Они также обладают здравым смыслом, подразумевающим то, что если вы чем-то долго и успешно заняты, то распространяться об этом налево-направо не стоит, лучше всего работать с теми, кого знаешь лично.



“Модульный” характер спроса дополнительно обуславливает требования к интегратором иметь глубокую, подтвержденную ИТ-экспертизу по отдельным направлениям деятельности торговой компании. Такие заказы перестали быть экзотикой, поскольку “физический” ритейл довольно стал активно развиваться в связке с e-commerce, вбирать в себя мобильные технологии, развивать всякого рода нетрадиционную активность на стыке с чем-нибудь инновационным.



Акцент для ландшафта


Чтобы до конца удовлетворить ритейлера, ему нужно обеспечить совместную, “бесшовную” работу решений на том же уровне, на котором взаимодействуют с собой модули в составе ERP. Обеспечивающая такого качества интеграцию кросс-системная среда ценна уже сама по себе и способна в наши дни побороться c ERP за звание того главного места, вокруг которого, обычно, и строится все остальное.



“Интеграции с решениями конкурентов мы не боимся, - рассказывает Дмитрий Мартынов. – Наилучший результат для пользователей достигается путем использования платформы Infor 10 ION Suite, которая обеспечивает взаимодействие потоков данных и бизнес-процессов, затрагивающих различные ИС, при этом сохраняя единый пользовательский интерфейс. В дополнение к уже имеющимся транзакционным ERP мы видим устойчивую тенденцию увеличения спроса на логистические решения, а также решения по планированию и прогнозированию спроса и поставок.”

Стандартной задачей при до-автоматизации основной массы отечественных торговых компаний является интеграция с учетной системой, чаще всего решаемая простым XML-обменом. У бухгалтеров свои сложившиеся привычки и разумные люди понимают, что с ними ссориться не следует.




Антон Степанов

Вернуться на главную страницу обзора