oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2013

Электронная торговля в России: взрывной рост или замедление развития?

Электронная торговля в России: взрывной рост или замедление развития?

Отечественный рынок e-commerce растет, но аналитики расходятся в оценке того, насколько быстро идет этот процесс. Одни говорят о сокращении темпов роста, другие заявляют о взрывном увеличении продаж. Возможно, расхождения связаны с методикой оценок объема рынка. Суммируя различные данные, можно сказать, что в долгосрочной перспективе развитие виртуальной коммерции неизбежно, но краткосрочный прогноз может оказаться не столь оптимистичным  из-за отсутствия новых прорывных проектов.


Российской рынок электронной торговли продолжает развиваться опережающими по отношению к традиционному ритейлу темпами. В 2012 г. объем продаж через сеть увеличился на 30-40% в денежном выражении. Число пользователей интернета насчитывало около 60 млн человек, из них 15-20 млн совершали покупки в сети.



Цифры, которые озвучивают аналитики, разнятся, так как у экспертов нет единого мнения, какие категории товаров следует включать в сферу интернет-торговли, а какие нет. «Оценки объема рынка интернет-торговли в целом существуют, но вне привязки к конкретным товарам. Они несколько умозрительны, поскольку ассортимент все время расширяется. Кроме того, все больше покупок россияне совершают в зарубежных интернет-магазинах, что не учитывается в размере российского рынка», – предупреждает эксперт Gfk Rus Андрей Серегин.



По оценкам DataInsight, объем российского рынка e-commerce в 2012 г. составил 405 млрд руб. ($13 млрд), из которых на онлайн-продажи товаров пришлось 280 млрд руб. ($9 млрд). Оставшиеся 125 млрд руб. ($4 млрд) были получены от реализации билетов и цифрового контента. Согласно этой статистике, за год рынок вырос на 27%. Аналогичную цифру приводят аналитики A.T.Kearney`s, по их мнению, объем российского рынка интернет-торговли составляет $9 млрд.



Объем российского рынка интернет-торговли в 2012 г.



Источник: DataInsight, 2012



По мнению специалистов InSales, оборот рынка без учета билетов и цифрового контента составил 350 млрд руб. ($11,3 млрд). «Рост по отношению к прошлому году составил формально 43% , хотя в прошлом году нами был недооценен рынок одежды, поэтому фактически рост составил около 39%», – рассказывает генеральный директор компании InSales Тимофей Горшков.


Электроника – локомотив онлайн торговли


Cтруктура интернет-продаж не претерпела существенных изменений по сравнению с 2011 г. По-прежнему, среди физических товаров доминирует торговля бытовой техникой, электроникой, мобильными телефонами. Далее следуют категории «одежда и обувь» и «автозапчасти». По данным DataInsight, в 2012 г. 17% выручки онлайн магазины получили от продаж бытовой и АВ техники, на сегмент портативной электроники пришлось 15%, по 13% – на компьютерную технику и одежду и обувь, еще 10% – на автозапчасти. «В целом рынок интернет торговли формируется в основном ИТ товарами и офисной техникой, мобильными телефонами и смартфонами, крупной бытовой техникой и домашней электроникой и фототоварами», – согласен Андрей Серегин.



Структура российского рынка интернет-торговли в 2012 г.

Источник: DataInsight, 2012

Динамика по каждому из сегментов отличается. Наиболее быстро растут направления «товары для детей», «спортивные инвентарь и одежда», «товары для дома». Увеличение по ним составляет 40-50%, что выше среднего показателя по рынку. На уровне рынка растут продажи электроники и компьютерной техники, подарков и украшений, косметики и парфюмерии. Сегмент «одежда и обувь» также растет, но медленнее, чем рынок e-commerce в целом. Наконец, торговля продуктами питания, книгами и дисками через сеть переживает стагнацию или даже спад, утверждают в DataInsight.



Рост или стагнация?


Согласно статистике этого аналитического агентства, в целом рост рынка постепенно замедляется: в 2011 г. онлайн-продажи увеличились на 33%, а в 2012 г. – только на 27%. Для физических товаров показатель прошедшего года еще ниже – 25%, что говорит о том, что рынок быстрее всего развивается за счет реализации билетов. Эксперт DataInsight Борис Овчинников утверждает, что замедление темпов роста наблюдается от квартала к кварталу. По его словам, есть два сценария дальнейшего развития событий: продолжение данного тренда с сохранением доминирующей роли сегмента электроники и бытовой техники или обретение рынком «второго дыхания» за счет прорывных проектов в области продажи одежды, обуви, товаров для дома, продуктов питания.


Темпы роста рынка e-commerce по регионам на середину 2012 г.

Источник: DataInsight, 2012


Тимофей Горшков настроен более оптимистично: «Специфика рынка в России в том, что он долгое время отставал в развитии за счет неготовности инфраструктуры доставки и за счет фокусировки большинства игроков исключительно на рынке столиц, Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на кризисы, обороты интернет-торговли увеличиваются год от года на 30-40% и пока данная тенденция будет сохраняться и дальше». По мнению аналитиков A.T.Kearney`s, к 2016 г. продажи через сеть вырастут до $16 млрд с нынешних $9 млрд. В индексе 30 самых перспективных экономик с точки зрения электронной коммерции, составленным этим агентством, Россия заняла третье место, уступив только Китаю и Бразилии.



Действительно, потенциально запас для роста остается очень большим. Во-первых, если сравнивать аналитические оценки рынка e-commerce с данными Росстата по розничному рынку, то получается, что на интернет по-прежнему приходится менее 1,5% оборота ритейлеров. По некоторым категориям товаров этот показатель заметно выше: для электроники и бытовой техники, книг, дисков, автозапчастей он составляет около 10%. Однако и здесь, как видно, интернет-ритейлерам есть куда развиваться. С другой стороны, есть категории товаров, где доля онлайн-продаж ничтожна мала. Например, для продуктов питания она составляет 0,1%.



# Страна Привлекательность онлайн рынка (50%) Наличие инфраструктуры (20%) Законодательство (15%) Развитие ритейла в целом (15%) Общий бал
1 Китай 100 56 55 58 78
2 Бразилия 84 56 67 90 77
3 Россия 83 39 23 48 60
4 Чили 35 78 100 71 59
5 Мексика 53 41 75 26 50
6 ОАЭ 22 100 77 29 50
7 Малайзия 27 78 79 46 48
8 Уругвай 23 40 71 100 45
9 Турция 25 76 65 33 43

Источник: A.T.Kearney`s, 2012

Перейти к полной таблице


Во-вторых, электронная коммерция может развиваться за счет проникновения в регионы. Для этого должны быть выполнены два условия: наличие высокоскоростного доступа в сеть и развитой логистической службы. «Инфраструктура доставки существует только в крупных городах (причем Москва и Санкт Петербург все еще вне конкуренции по развитию интернет торговли). Состояние почтовой доставки в России, конечно, является серьезным препятствием для развития электронной торговли за пределами крупных городов»,– рассказывает Андрей Серегин.



Проблема логистики заключается в том, что главным средством доставки грузов по-прежнему остается железная дорога, поэтому покупателям в регионах приходится ожидать заказанные товары неделями. Среди других проблем – недостаточное развитие финансовой системы: основным платежным средством остаются наличные, а банковские карты только в каждом пятом домохозяйстве. Наконец, камнем преткновения является недостаточно проработанное законодательство и цензура в области цифрового контента, полагают специалисты A.T. Kearney`s.







Павел Лебедев/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора