oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2013

Двухмерный штрихкод становится обязательным

Двухмерный штрихкод становится обязательным

В июне 1974 г. произошло незначительное с виду событие, навсегда изменившее индустрию продаж – в расположенном в штате Огайо супермаркете кассир при помощи специализированного устройства считал штрихкод с упаковки жевательной резинки.  Удобная и эффективная технология быстро завоевала признание и шагнула далеко за рамки торговых предприятий, на которые ориентировались ее разработчики.

Cо временем растущие требования к компактности, а главное, к объему хранимой информации вынудили ряд разработчиков всерьез заняться проблемой адаптации технологии родом из 60-х к современным реалиям. Новые стандарты создавались с учетом пожеланий представителей самых различных направлений бизнеса, и это в значительной мере предопределило гибкость и широкий круг возможностей семейства систем двухмерной маркировки. Так, один из самых известных стандартов, QR-code, был создан подразделением компании Toyota специально для контроля процесса производства.

Штрихкод сегодня


Сегодня системы двухмерной маркировки далеко ушли от первых дорогих, высокоспециализированных нишевых образцов. За годы развития этой технологии в России и в мире накоплен большой опыт внедрения и эксплуатации таких решений, а об их эффективности лучше всего говорят растущие объемы продаж в самых различных сегментах рынка. Различные производители предлагают широчайший спектр аппаратных и программных систем для обработки двухмерной маркировки, на основе которых можно легко и без существенных затрат строить решения, полностью отвечающие специфическим требованиям конкретной организации.


Традиционно, двухмерное штрихкодирование с успехом используется при решении задач, связанных с вводом больших объемов информации. В качестве иллюстрации можно привести ситуацию, сложившуюся на рынке банковских услуг в период взрывного роста популярности потребительского кредитования. На тот момент существующий штат операционистов перестал справляться с обработкой платежей и поступающей от клиентов информацией.

Некоторые банковские структуры нашли выход в размещении на платежных документах двухмерных штрихкодов, содержащих всю необходимую информацию о клиенте и выполняемой операции. Это нововведение позволило заметно ускорить и упростить процедуру обработки платежей и одновременно свести к минимуму риск возникновения ошибки, причем подобного результата удалось добиться без дополнительных инвестиций в расширение штата или переобучение персонала.

Разрыв в стоимости между двухмерными и одномерными сканерами штрихкодов заметно сократился. Тем самым был снят один из основных барьеров перед распространением этой технологии, и сегодня мы отмечаем заметный рост популярности имидж-сканеров.

Алексей Кормилицын, директор по продажам подразделения сканирующих устройств, Motorola Solutions

Аналогично, для подавляющего большинства европейских, а также для ряда российских почтовых и логистических структур применение двухмерных штрихкодов при маркировке отправлений де-факто стало стандартом. Как правило, в таких организациях штрихкод используется не как замена, а как дополнение к стандартной человекочитаемой бирке. Двухмерная маркировка позволяет быстро и с минимальными затратами наладить автоматическую сортировку отправлений и вместе с тем служит дополнительным источником информации на случай повреждения стандартной этикетки. И если в одномерный штрихкод практически невозможно внести никаких данных, кроме номера посылки, то сравнительно компактная двухмерная метка легко вмещает всю необходимую информация о пути следования отправления, получателе и дополнительных услугах.

Сферы применения


Пожалуй, одним из самых публично известных и в то же время массовых потребителей двухмерных штрихкодов является сегмент розничной торговли. Современный сетевой розничный магазин просто немыслим без использования сканеров на кассах, а зачастую и при выполнении складских и логистических операций. Часто возникает вопрос – зачем использовать в магазине дорогостоящие системы считывания двухмерных штрихкодов, ведь существующие одномерные решения прекрасно зарекомендовали себя на кассе? Ответ кроется в возможностях двухмерной маркировки.

При текущем уровне распространения современных ИТ, сотрудникам нужно получать множество сведений без обращения к центральной базе данных. Поэтому во многих задачах двумерный код стал самым доступным решением, превосходя более сложные технологии идентификации, такие как RFID, по доступности. Это естественным образом повлекло за собой рост продаж двумерных сканеров и мобильных компьютеров со встроенными 2D-считывателями.

Владимир Ходырев, менеджер по развитию бизнеса, компания RRC

В ней может быть закодировано не только наименование товара, но также дата изготовления и срок годности. Благодаря такой маркировке торговые сети оптимизируют выкладку скоропортящихся товаров на витрины и снижают риски, связанные с продажей просроченных товаров. А для магазинов бытовой техники весьма удобной является возможность автоматически формировать гарантийные талоны, содержащие серийный номер и другую необходимую информацию о конкретном экземпляре товара.

Впрочем, процесс популяризации двухмерной маркировки стимулируется не только за счет экономической целесообразности. Новый вид маркировки DataBar, продвигаемый комитетом GS1 (ранее EAN) как раз и призван стандартизовать наличие информации о серийных номерах, дате производства, а для скоропортящихся продуктов и сроке годности. Обязательное внедрение и использование данного вида маркировки в большинстве европейских стран ожидается к 2014 г., а в ряде государств уже закреплено рядом нормативных актов. Так или иначе, с этим стандартом придется столкнуться и российским компаниям. Уже сейчас в нашей стране идет активное обсуждение внедрения этого вида маркировки в качестве обязательного стандарта для лекарственных средств. В то же время Министерство здравоохранения уже запустило в работу пилотный проект по внедрению двухмерной маркировки на медицинских документах, в том числе на полисах ОМС. А значит, решения для обработки двухмерной маркировки станут массово внедряться в лечебных учреждениях.

Пользователям предлагается установить на свой личный смартфон специализированное приложение, отображающее скидочный купон на дисплее


В последние 2 года рост объёмов продаж сканеров двумерных штрихкодов превосходит все наши ожидания. По нашим оценкам, значительное распространение 2D-сканеров в настоящее время происходит в таких отраслях как ритейл, сфера услуг, медицина, промышленность и логистика. Наибольший интерес это оборудование вызывает у тех компаний, которые идут в ногу со временем, уделяющих особое внимание повышению эффективности бизнеса, качества предоставляемого сервиса, скорости обслуживания клиента, активно использующих различного рода программы лояльности.

Мы уверены в том, что повсеместное распространение и удешевление 2D-технологии, а также накопление опыта внедрения и эксплуатации данных решений, приведёт к постепенному замещению систем линейного штрихкодирования. Это будет происходить тем быстрее, чем больше предприятий и организаций включатся в «войну за клиента», за лидерство в своей отрасли, за первые места на рынке. Добро пожаловать в эру новых технологий!

Андрей Панов, руководитель Департамента автоматизации компании «Первый БИТ»

Важно понимать, что система работы с двухмерной маркировкой представляет собой комплексное решение. И повышение эффективности труда сотрудников, прозрачность операций и оптимизация бизнес-процессов - это только один из аспектов данной технологии. С ее помощью можно радикально изменить уровень предоставления ряда услуг или предложить клиентам новые. Для любой организации, занимающейся продажей билетов, - будь то авиаперевозчик или фитнесс-центр – применение систем двухмерного штрихкодирования позволяет автоматизировать и перевести в режим онлайн целый комплекс действий, связанных с продажами, регистрацией и разграничением доступа. Это позволяет не только разгрузить персонал, но и привлекает клиентов, которые ценят свое время.

Сегодня в России, вслед за Европой, активно набирают популярность так называемые мобильные штрихкоды. В рамках этого нового поколения программ повышения лояльности покупателям вместо традиционных скидочных карт и купонов пользователям предлагается установить на свой личный смартфон специализированное приложение, отображающее скидочный купон на дисплее. Одновременно эта система с успехом используется для рассылки рекламных предложений, причем эксплуатация решения обходится заметно дешевле традиционных рекламных кампаний, а охват аудитории и точность таргетинга, наоборот, возрастают. Естественно, лазерный одномерный сканер на кассе магазина физически неспособен считать информацию с экрана мобильного телефона.

Двухмерный штрихкод уже давно перестал быть технологией будущего. Это доступное, активно развивающееся и экономически оправданное решение, которое является реальным преимуществом в конкурентной борьбе. А для ряда отраслей активная поддержка со стороны мировых институтов и российского государства уже в обозримом будущем сделает двухмерную маркировку обязательной.




Александр Кутянин

Вернуться на главную страницу обзора