oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2013

Розничные сети не торопятся передавать ИТ на аутсорсинг

Розничные сети не торопятся передавать ИТ на аутсорсинг

Аутсорсинг позволяет сэкономить на издержках, передав непрофильные задачи и процессы в чужие руки. В такой высоко конкурентной отрасли как ритейл оптимизация бизнеса играет ключевую роль. Тем не менее розничные сети ведут себя осторожно и не торопятся передавать все ИТ на аутсорсинг.


Предприятия розницы предпочитают сохранять контроль над ключевыми ИТ-системами и выводят вовне только сервисные функции. Это обслуживание компьютеров и рабочих мест, сервис копировальной и принтерной техники, а также поддержка кассовых аппаратов. Если фирма располагает собственным ЦОД, то обслуживание его инженерных и ИТ-систем также выводится на аутсорсинг. Если у компании нет собственного дата-центра, то она вынуждена арендовать сервера по модели IaaS.



«В настоящий момент времени мы арендуем серверные мощности, в том числе и виртуальные, активно используем аутсорсинг печати в центральном офисе и в магазинах компании, – рассказывает директор по ИТ сети «Высшая Лига» Сергей Кухарев. – В ближайшем будущем планируем использовать аутсорсинг печати во всех наших магазинах, а также использовать облачный хостинг как альтернативу собственным вычислительным мощностям при возникновении аварийных ситуаций».



Как уже говорилось более крупные компании вместо IaaS прибегают к аутсорсингу обслуживания ЦОД, в остальном принципы схожи: «Мы вывели на аутсорсинг ремонты, обслуживание принтерно-копировальной и кассовой техники, обслуживание серверов, ЦОДов, пассивной части сетевой инфраструктуры, частично проекты развития инфраструктуры и информационных систем», – делится опытом заместитель генерального директора по ИТ компании «Утконос» Дмитрий Сытин.



Почему именно эти сервисы легко отдают вовне?


Дело в том, что на аутсорсинг легче всего выводить вопросы поддержки и администрирования системы. «Это однообразные, рутинные функции, не требующие высокой квалификации. Именно поэтому IaaS распространяется намного быстрее, чем SaaS, который сложнее с точки зрения эксплуатации, – объясняет Михаил Бурачков, координатор проектов департамента Microsoft Business Solutions компании “Корус Консалтинг”. – Поддержка, как правило, требует всё-таки ограниченного набора квалификационных знаний. Если же мы говорим о создании чего-то, то нужен специалист, который поймёт и принцип работы программы, и суть бизнеса. Этот процесс сложнее вынести на аутсорсинг».



Кроме того, розничным сетям выгодно использовать продукты, которые позволяют обеспечивать связь между территориально разнесенными филиалами. «Ритейлерам с распределенными сетями магазинов в регионах невыгодно держать большой региональный штат ИТ специалистов (зачастую для обслуживания одного или нескольких магазинов на регион). В этом случае у ритейлеров будут востребованы SaaS-продукты, позволяющие повысить управляемость удаленными подразделениями – Service Desk, конференц-связь», – говорит директор по развитию массовых сервисов и продуктов сервисного подразделения «Ай-Теко» Ирина Гришанова.



Наконец, на аутсорсинг следует выводить те системы, для эффективной эксплуатации которых необходимо держать в штате нескольких сотрудников, чья загруженность является не полной, добавляет директор по развитию аутсорсинга компании «Инфосистемы Джет» Владислав Ануфриев. В подтверждение его слов можно привести такой пример: в период внедрения внутренний ИТ-штат загружен сверх нормы, но когда система внедрена и в обязанности «айтишников» входит только поддержка, загрузка падает. Работодателю либо приходится оплачивать простой сотрудников, либо нагружать их непрофильными заданиями, что вызывает недовольство работников. Получается, что выгоднее распустить постоянный штат ИТ-специалистов и в период внедрения воспользоваться услугами системного интегратора, а на этапе поддержки системы заключить контракт с провайдером сервисных услуг.



Дефицит SaaS


Тем не менее, ритейлеры предпочитают оставлять главные ИТ-процессы внутри компании. «Причина в том, что ПО, используемое ритейлерами, достаточно сильно кастомизировано и не так широко распространено, как стандартные приложения, которыми сейчас пользуются по схеме SaaS», – объясняет Владислав Ануфриев. Чтобы ритейл заинтересовался такой схемой, необходимо разработать ряд универсальных решений, которые были бы заточены под различные направления торговли. Пока большинство продуктов SaaS больше подходит под нужды малого и среднего бизнеса, который не столь требователен к качеству услуги, как крупные торговые сети.



Рынку потребуется по крайней мере несколько лет, чтобы SaaS решения созрели для массового внедрения в рознице. При таком сценарии потребность в ИТ-департаменте может отпасть в принципе, а выбор того или иного продукта из облака перейдет в ведение финансового или коммерческого директора. Достаточно будет просто заплатить, зарегистрироваться в сервисе онлайн и приступить к работе.



Будут ли востребованы «айтишники» в ритейле?



«В конечном итоге можно отдать на аутсорсинг всё, кроме того, что составляет сердцевину бизнеса. Яркий пример – компания Nike, у которой, кроме маркетинга, всё вынесено на аутсорсинг, – рассуждает Михаил Бурачков. – Так может быть и в ритейле: склады, магазины – всё можно вынести на аутсорсинг. Главное придумать бренд, хорошо его представить и дальше контролировать политику. Затем вступает в действие только вопрос экономической целесообразности и рисков. Если вы купили себе склад в собственность, то его нужно поддерживать. Если вам нужно переезжать, то его придётся продавать. Эти риски всегда нужно оценивать. Иногда лучше заплатить немного больше и отдать на аутсорсинг, но при этом снять с себя риски».

В таком случае единственной функцией, которая сохранится за ИТ департаментом, будет разработка стратегических планов развития. «Основная задача ИТ − трансляция воли бизнеса в сторону ИТ. И эта функция не должна выноситься за рамки компании. Само же исполнение ИТ может быть целиком отдана вовне. И это можно сделать уже сейчас», – оптимистично настроен Владислав Ануфриев.



Участники отрасли настроены более консервативно и не разделяют взгляды интеграторов на будущее ИТ-подразделений внутри компаний. «Думаю, что ритейл никогда не откажется от собственных ИТ-департаментов, – говорит Дмитрий Сытин. – Наоборот, с усилением конкуренции произойдет переосознание роли и возможностей информационных технологий. Они будут использоваться для повышения эффективности на непрерывной основе и станут одним из центров генерации и управления изменениями в компаниях».







Павел Лебедев/СNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора