Максим Сохань

Максим Сохань:

Тщательное планирование позволяет существенно сократить затраты на строительство ЦОДа

Российский рынок ЦОД достиг мирового уровня, и на данный момент является одним из наиболее интересных в мире. Высокие темпы его развития определяются растущим спросом на цифровые сервисы. О том, как организовать строительство ЦОДа так, чтобы оно было успешным и не привело к лишним финансовым затратам, в интервью CNews рассказал Максим Сохань, генеральный директор компании «АМДтехнологии».

CNews: Как вы оцениваете уровень развития российского рынка ЦОД? Хватает ли на нем необходимых заказчикам мощностей?

Максим Сохань: За последние 10 лет российский рынок ЦОД очень сильно преобразился. Сменилось несколько поколений ИТ-оборудования. Соответственно, изменилось и инженерное оборудование - поставками, инсталляциями и обслуживанием которого мы занимаемся. Российский рынок ЦОД достиг мирового уровня, и на данный момент является одним из наиболее интересных в мире. Сегодня на нем представлены все существующие технологии.

В последние 2–3 года рынок находился в некоторой стагнации, но сейчас наметилось его оживление. Крупнейшие операторы ЦОДов ищут новые площадки для строительства. Это связано с общим оживлением бизнеса и переводом бизнес-процессов на цифровую модель. «Закон Яровой», государственная программа «Цифровая экономика» и вообще цифровизация всей нашей жизни положительно сказываются на рынке ЦОДов. Так что, я думаю, он будет расти и дальше.

CNews: Как изменились требования заказчиков к таким проектам за последние годы?

Максим Сохань: Заказчики, как всегда, хотят строить быстро, качественно и недорого. В последнее время они все больше смотрят на эффективность и сроки окупаемости проектов. Причем это и те заказчики, для которых ЦОД является вспомогательным инструментом, и те, для кого ЦОД – это основной бизнес.

Максим Сохань, генеральный директор компании «АМДтехнологии»

CNews: Какие новые задачи возникают перед компаниями, которые занимаются созданием ЦОДов?

Максим Сохань: В первую очередь приходится решать задачи физических ограничений. Например, как «снять тепло» со стойки или обеспечить зал и каждую стойку в отдельности достаточным количеством электроэнергии. Раньше максимальными значениями считались 10 КВт, сейчас и 50, и 70 не новинка. Все эти вопросы сразу учитываются при разработке проекта. Равно как и возможности ограничения доступа к оборудованию, как физического, так и удаленного.

Также немаловажная задача – не только получить максимальную коммерческую выгоду при снижении стоимости реализации проекта, но и с максимальной точностью просчитать все нюансы на первичном этапе при его разработке проекта. Ведь раньше концепции ЦОДов прорабатывались всего за 2–3 месяца, сейчас же только выбор модели строения ЦОДа может занимать и год, и два. Такой подход применяется для того, чтобы проект оправдал все вложения, и как следствие, стал успешным.

CNews: Участвуете ли вы в разработке такой концепции?

Максим Сохань: Мы стараемся участвовать во всех крупных проектах, поэтому часто нас подключают и к разработке концепции построения всего ЦОД – начиная от объемно-планировочных решений и заканчивая топологией инженерии.

CNews: На этом рынке работают как интеграторы, так и специализированные компании. Каковы, на ваш взгляд, их сильные и слабые стороны?

Максим Сохань: В целом на рынке преобладает три подхода – когда клиент обращается к интегратору, когда идет в строительную компанию или когда собирает свою проектную команду сам, тем самым выбирая подрядчиков локально, по каждой системе.

К сильным сторонам интеграторов, в первую очередь, относится их опыт построения больших ЦОДов. У них есть грамотное понимание того, как успешно реализовать проект. Но у интеграторов скорее верхнеуровневая экспертиза, которая, к сожалению, лишает их возможности «копаться в мелочах», что я бы отнес к их слабой стороне. С другой стороны, интеграторы обладают серьезными финансовыми ресурсами, что способствует полному обеспечению проекта и дает возможность подставить заказчику «плечо», когда возникает такая необходимость.

Строительные компании имеют принципиально другой опыт. В большинстве своем они грамотно владеют технологиями строительства, но не до конца понимают специфику инженерных систем и важность их интеграции для успешного функционирования ЦОДа. Это их минус.

Третья же модель построения ЦОДов позволяет собрать команду внутри заказчика, что способствует контролю процесса изнутри. И на наш взгляд – это наиболее сильная сторона. Привлеченные в штат такой компании специалисты довольно хорошо знают инженерные системы и могут ими управлять, но оценить корректность их совместной работы, опять-таки, тяжело. Да и собрать такую команду не просто, ведь на кону и время, и деньги. А это уже большие риски.

Работа со специализированными инжиниринговыми компаниями по своей сути очень близка к третьему варианту, а по факту дополняет все три модели, заказчиком для такой компании могут быть и интеграторы, и строительные компании, и сам конечный клиент. Но главное, привлечение профессиональной инжиниринговой компании – это всегда гарантия лучшего результата, вне зависимости от того, кто заказчик, поскольку есть опыт и узкоспециализированная экспертиза.

Максим Сохань: Заказчики, как всегда, хотят строить быстро, качественно и недорого

CNews: Как должен быть организован проект строительства ЦОДа для того, чтобы он стал успешным?

Максим Сохань: На мой взгляд, наиболее успешные проекты получаются, когда изначально ставятся точные задачи, которые соответствуют потребностям бизнеса заказчика. Этот процесс будет правильно начинать с планирования пространства. В принципе, любой ЦОД может быть «красивым», но эргономичность, функциональность и защищенность всегда на первом месте. Прежде всего, здесь важно быть максимально независимым от внешних факторов и иметь надежные системы. Важно соблюсти баланс между достаточностью и избыточностью. Ведь по нашему опыту, непосредственно строительная часть проекта обычно занимает не более 15–20% всего бюджета. И это касается только строительства ЦОДов, без учета ИТ-инфраструктур. Инжиниринговая компания в этой области всегда имеет большой опыт, как с точки зрения планировочных решений, так и в организации технологической и эксплуатационной логистики.

Снизить издержки можно, например, выбрав участок земли под строительство далеко от Москвы, где он будет стоить существенно дешевле, чем в черте города. Но возникает вопрос логистики и независимости объекта от внешних факторов. Все эти вопросы нужно прорабатывать заранее.

После удачного прохождения первого этапа – поисков места и энергоресурсов – ставится вопрос выбора компоновочных решений и определения концепции самого строительства. Здесь выбирается топология, закладываются основные технические решения, которые влияют не только на строительство и стоимость, но и на дальнейшую эксплуатацию. Клиенту нередко требуется ускоренная процедура внедрения, поэтому замедлять процессы, согласовывая работы между субподрядчиками – значит вредить клиентскому бизнесу. Поэтому, понимание из чего конкретно строить конструкции, и какими они будут, должно учитываться сразу и в обязательном порядке.

Управление этапами ввода мощностей – не менее важный вопрос в организации проекта. Ведь от этого зависит, каковы будут затраты и каким образом их можно минимизировать. Особенно это актуально, когда только часть оборудования идет в эксплуатацию на первых этапах. К тому же это позволяет избежать множества проблем, потому что до 85% ошибок связано с человеческим фактором, причем возникают они еще в процессе монтажа.

Чтобы их избежать, мы делаем проработку возможных сценариев функционирования ЦОД и последующие испытания не только посистемно, но и комплексным методом, проверяя все от самого начала до конца и обеспечивая таким образом комфортную бесперебойную работу не только инженерных систем, но и как следствие, всего ЦОДа. Здесь на первый план выходят гарантии производительности и надежности, которые может дать только подрядчик, выполнивший проект и знающий все системы досконально.

CNews: Участием в каких проектах вы можете гордиться?

Максим Сохань: Это ЦОД «Авантаж» мощностью 20 мегаватт – сертифицирован Uptime Institute Tier III как проект. ЦОД для нанолаборатории Курчатовского института, для Петербургского института ядерной физики, два ЦОДа для ПФР, ЦОД «Электронная Москва», ЦОД для суперкомпьютера «Ломоносов»,ЦОД Дата Лайн Nord 4 – 12 мВт, сертифицирован Uptime Institute Tier III, как проект, так и площадка. А также ЦОД «Москва-3» для «Ростелекома», и многие другие.

Максим Сохань: Основная наша задача – максимально продумать размещение всех систем так, чтобы было и недорого, и надежно

CNews: Что вы можете посоветовать, как выбрать подрядчика работ по строительству ЦОДа?

Максим Сохань: Рынок ЦОДостроителей с опытом достаточно узкий, поэтому заказчики выбирают в основном исходя из наличия похожих проектов, партнерских статусов разных вендоров, квалифицированных кадров и финансовой состоятельности исполнителя.

Существуют примеры, когда компании, которые специализируются на инженерных системах для общепромышленных или торговых зданий, пытались строить ЦОДы. Как правило, результаты таких проектов плачевны. Поэтому заказчику надо внимательно ознакомиться с уже реализованными проектами. Как правило, все подрядчики могут организовать 2–3 референс-визита на объекты, в ходе которых можно будет задать все интересующие вопросы.

Очень важен вопрос гарантий. Строительство дата-центра связано с усиленным контролем организационных моментов, четко выверенными сроками проектировки и внедрения, контролем логистики, цепочек поставок, комплексным проектированием и дизайном. Стратегия «одного исполнителя» дает улучшенную координацию процессов, оперативное выявление и устранение проблем и гарантию контроля качества на каждом этапе.

Бывают ситуации, когда заказчик приходит с готовым проектом или с частично построенным объектом, на котором по какой-то причине сменился подрядчик. В этом случае компании часто отказываются от сотрудничества, поскольку не хотят нести ответственность за чужие проектные ошибки. У нас были случаи, когда мы тоже отказывались от участия в проекте еще на этапе экспертизы, потому что были уверены, что те решения, которые в нем заложены, не будут в дальнейшем обеспечивать заданные параметры. Однако если мы беремся за проект, то, как правило, даем трехлетнюю гарантию. По 5–6 контрактам мы давали гарантию на 5 лет.

Один раз, при создании всей системы «под ключ», мы предложили заказчику гарантию на 10 лет. Это очень большой срок для такой услуги на рынке обслуживания инженерных систем, поскольку это никому не выгодно, кроме клиента. Если компания не работала на проекте «под ключ», то она и не возьмется что-то гарантировать. Вендор постоянно работает над улучшением своей продукции и повышением компетенций собственных инженерных центров, поэтому поддерживать железо, которое уже могло сойти с основной линейки – для него неоправданно дорого.

Мы даем гарантию потому, что мы собрали собственный центр экспертизы по внедряемым нами решениям. Кроме того, у нас есть склад-база запчастей, где практически все необходимые для ремонта и обслуживания компоненты имеются в наличии.

CNews: Как лучше организовать техническое обслуживание инженерных систем ЦОДа?

Максим Сохань: Все зависит от потребностей. У нас есть различные программы технической поддержки. Первая – для заказчиков, которым нужно только регламентно-сервисное обслуживание, а эксплуатация и оперативное реагирование осуществляются службой эксплуатации заказчика, которая находится на объекте 24 часа. Таких заказчиков 90%. Если у них возникают проблемы, которые они не могут решить самостоятельно, они связываются с нами, и наши сотрудники в сроки, прописанные в регламенте, приезжают и ремонтируют или осуществляют замену оборудования.

Бывает, что заказчик не имеет собственной службы эксплуатации – у него есть только люди, которые мониторят состояние оборудования и при возникновении инцидентов звонят нам. В этом случае наша задача – приехать и восстановить работоспособность ЦОДа в определенный период. Третий вариант – заказчик приглашает нас только на регламентные работы. И четвертый – мы приезжаем только для того, чтобы осуществить квалифицированный ремонт.

В данный момент мы занимаемся тестированием собственной автоматизированной системы, которая позволит не только упростить взаимодействие со службой эксплуатации заказчика, но и повысить открытость и доступность наших сервисных услуг.

Максим Сохань: Чем более точно поставлена задача, тем меньше вероятность допустить ошибку

CNews: Строительство и эксплуатация ЦОДа – очень дорогостоящий проект. Какие пути сокращения затрат вы могли бы посоветовать потенциальным клиентам?

Максим Сохань: Во-первых, главное – планирование. Важно построить финансовую, техническую и эксплуатационную модели ЦОДа еще до начала его строительства. Это позволит минимизировать дальнейшие затраты. Например, если вы посмотрите на европейские ЦОДы, они построены очень просто – как правило, это металлокаркас и сэндвич-панели – именно в целях экономии средств.

Во-вторых, необходимо изначально оценить и минимизировать риски путем привлечения команды, которая сможет уже на первом этапе грамотно проработать цепочку строительства и цепочку логистики.

В-третьих, важно очень четко проработать финансовый график. Ведь любая просрочка – это потеря денег, особенно когда ЦОД строится с привлечением заемных средств.

На месте многих заказчиков я бы оптимизировал количество управленцев, которые руководят процессом – чем больше людей, тем тяжелее скоординировать их действия. С другой стороны, когда на одного человека возлагается слишком много обязанностей, это тоже плохо. И, наверное, последнее – важно планировать все с опережением на один-два шага для того, чтобы все понимали, когда надо закончить определенный вид работ, чтобы перейти к следующему. Часто проблемы между подрядчиками возникают именно из-за того, что они вынуждены подолгу ждать друг друга.

CNews: Как вы видите перспективы развития рынка ЦОД на ближайшие годы? Что ждет рынок и вашу компанию в частности?

Максим Сохань: Если судить по нашей компании, то за последний год, несмотря на кризис, она увеличила штат на 50%, а выручку более чем на 30%. Я надеюсь, что такая динамика роста сохранится и в ближайшие годы. Мы серьезно расширили экспертизу не только в традиционных для нас областях, но и начали развивать новые направления.

Если говорить в целом, то рынок ЦОД постоянно меняется, и это хорошо. Я думаю, что появление государственных программ и курс на цифровизацию, который взяли коммерческие компании, будет способствовать его росту. Может быть, он будет иметь скачкообразный вид, но это будет рост.

Уже сегодня с одной стороны все больше компаний строят свои собственные ЦОДы, а с другой – появляется все больше ИТ-компаний, стартапов, для которых актуальны услуги коммерческого размещения. Поэтому и число коммерческих ЦОДов пропорционально растет. Некоторые из них выбирают для себя особую специализацию и становятся майнинг-отелями. Некоторые развиваются в направлении коммерческой аренды под облачные сервисы и предоставляют варианты размещения, максимально адаптированные под этот бизнес.

Я смотрю на перспективы рынка и на наши собственные оптимистично. Учитывая предпосылки, заказчики все больше будут заинтересованы в том, чтобы все инженерные системы были сделаны «под ключ» одним подрядчиком. Мы в свою очередь будем использовать весь свой накопленный опыт и экспертизу, чтобы помогать реализовывать красивые и интересные проекты, которые будут двигать и бизнес наших клиентов, и наш.

Вернуться на главную страницу обзора