Сергей Квашук

Сергей Квашук:
Себестоимость отделения банка на VDI ниже классического на 20%

Сергей Квашук, вице президент, руководитель департамента управления базовой ИТ-инфраструктурой «Райффайзенбанка», рассказал об одном из крупнейших проектов внедрения виртуальных рабочих мест на российском рынке. На технологию VDI были переведены более 10 тыс. пользователей, работа длилась более трех лет.

CNews: Как вы пришли к решению развернуть виртуальные рабочие места?

Сергей Квашук: Важную роль в принятии решения сыграли сразу несколько факторов. Во-первых, у нас подходил к концу пятилетний цикл эксплуатации основного пользовательского оборудования: рабочих станций, мониторов, лицензий. Нужно было принимать решение – либо менять оборудование, то есть закупать, устанавливать новые рабочие станции, либо трансформировать рабочее место пользователя с улучшением эксплуатационных характеристик и сокращением затрат на его поддержку.

Во-вторых, в прошлом году Microsoft прекратила поддержку Windows XP в рамках стандартных условий, нужно было менять операционную систему на новую, что также влекло необходимость модернизации рабочих мест.

В-третьих, мы проделали большую работу по передаче ИТ-процессов региональных подразделений на аутсорсинг, и требовалось упростить процедуры технической поддержки, чтобы снизить количество обращений к аутсорсинговым компаниям, сократить число отказов, сбоев требующих вызова специалистов аутсорсеров.

Одновременно бизнес поставил перед нами задачу «облегчить» отделения – сократить их стоимость и уменьшить площади. Раньше в каждом небольшом офисе было помещение с серверным оборудованием, которое требовалось обслуживать. Нам предстояло отказаться от серверных комнат. Все перечисленные причины указывали нам на необходимость внедрения VDI.

CNews: С какими проблемами вы столкнулись?

Сергей Квашук: Все проблемы можно разделить на две группы: технические и организационные. К организационным проблемам относится вопрос изменения регламентов и прочих внутренних документов, регулирующих работу пользователя и внутренние бизнес-процессы поддержки. Проблема была решена путем организационного приравнивания терминала VDI к рабочей станции и использование термина «рабочая станция» применительно и к терминалу, и к классической рабочей станции со всеми вытекающими. Такой поход в том числе повлиял на выбор модели доставки виртуального рабочего места.

На сегодняшний день в мире применяется несколько вариантов организации виртуального рабочего места. Первый и самый распространенный – когда рабочее место пользователя генерируется на сеанс работы пользователя, например в начале рабочего дня, с последующим ее уничтожением, например в конце работы. Этот метод предполагает полную трансформацию ландшафта приложений, внутренних процедур поддержки и его адаптацию к платформе доставки рабочих станций.

Второй вариант – режим виртуальных рабочих станций, выдаваемых на все время работы человека в компании (аналогично обычному ПК). Ему характерна большая нагрузка на инфраструктуру, но зато не требуется трансформация технологий доставки программного обеспечения и изменение бизнес-процессов поддержки.

В «Райффайзенбанке» очень сложные структура приложений и организация рабочего места сотрудника. К определенному рабочему месту привязаны приложения, банковское оборудование, кассовое окно и так далее. Поэтому мы выбрали второй вариант организации VDI.

Выбор, в свою очередь, породил проблемы технического характера. Рабочее место каждого сотрудника нужно хранить в дата-центре банка, сотрудников более 10 тыс., что требует гигантских объемов памяти – около 1 ПБ на flash-СХД. Сотни тысяч операций ввода-вывода на запись, на чтение генерируют огромную нагрузку, и на момент старта проекта в мире было мало технологических решений, которые могли бы обеспечить такую емкость на flash-СХД.

CNews: Как шло внедрение решения?

Сергей Квашук: Внедрение шло по классической схеме сначала моделирование внутри ИТ банка, тестовые стенды для откатки всех используемых технологий и оборудования, за тем тестирование на ряде пилотных отделений непосредственно технологии VDI с доставкой рабочего стола Windows XP затем обкатка приложений и подготовка образа для Windows 7 x64 и поэтапное массовое развертывание в течение одного года. Для того чтобы технология стала для нас применимой нам пришлось сделать полный реинжиниринг ИТ инфраструктуры банка перейдя от децентрализованной модели с серверными в отделениях и региональными ЦОДами к абсолютной централизации.

CNews: При выборе решения учитывалась потенциальная потребность масштабирования инфраструктуры банка?

Сергей Квашук: Да. Сам проект внедрения VDI позволяет открывать новые точки присутствия буквально за часы. Сейчас у нас примерно 300 отделений по стране. Мы можем в один день эти отделения закрыть, а на следующий – открыть в другом месте. Мы обеспечили бизнесу возможность в любой точке страны открывать полноценный офис с минимальными затратами, требуется только телекоммуникационное оборудование, принтеры, терминалы, мониторы.

Сергей Квашук: Мы используем flash-СХД всех вендоров, имеющихся на российском рынке

В качестве примера хочу описать один случай. На старте проекта VDI у нас случился форс-мажор. Рядом с одним из наших офисов, в котором работали 300 андеррайтеров, тогда еще на обычных десктопах с Windows ХР, экскаватор перерубил кабель основного и резервного канала связи – сотрудники, обслуживающие кредитный конвейер, остались вне рабочего пространства. За 4 часа, заняв все переговорные в других зданиях, мы сгенерировали для них виртуальные рабочие места, поставили терминалы и восстановили работу этих сотрудников, фактически обеспечив непрерывность работы кредитного конвейера. Таким образом возможность оперативно развернуть новые рабочие места ограничивается только количеством терминалов на складе партнера.

CNews: При переходе на VDI сталкиваетесь с проблемой последней мили?

Сергей Квашук: На глобальном уровне мы сотрудничаем со всеми федеральными операторами. Организация последней мили – локальная задача, с точки зрения платформы VDI критично только качество канала связи, в первую очередь его время отклика. Мы заявили бизнесу, что скорость работы на виртуальном рабочем месте будет идентична скорости работы на обычном десктопе. Зачастую в VDI-проектах такие цели не ставятся, потому что технологии виртуальных рабочих мест предназначены для массового сегмента сотрудников: call-центров, отделений и так далее, где больше важен TCO.

Мы пошли дальше и поставили перед собой задачу перевести 90% пользователей банка на VDI. Поэтому мы очень внимательно смотрели на канал связи. Поясню: работа с типовыми банковскими системами не генерирует большого объема данных, потому что нет графики, динамики. Но если на VDI пользоваться интернетом, смотреть видеоролики, работать с тяжелой графикой, картами, то требования к каналу существенно возрастают – ведь быстро меняющуюся графическую информацию трудно оптимизировать.

Также при оптимизации каналов связи нужно обязательно обращать внимание на трафик печати, потому что задание, уходящее на печать, это тоже огромный объем данных. Мы используем систему Thin Print, которая позволяет оптимизировать задание на печать, чтобы не перегружать канал связи. Это два правила, которые нужно учитывать при построении платформ VDI.

CNews: Чьими силами был выполнен проект VDI?

Сергей Квашук: Проект был выполнен сотрудниками банка. Как я уже сказал, у меня и моей команды был опыт подобного проекта в другом крупном банке. Многие наработки, которые мы сделали там, были применены и здесь. Никакого системного интегратора для непосредственной реализации мы не привлекали.

Я слежу за этим рынком и считаю, что сегодня на российском рынке нет системных интеграторов, которые могут потянуть проект VDI такого масштаба. Они больше нацелены на классические, стандартные решения либо на поставки оборудования. В нашем случае все оборудование и лицензии (EMC, HP, Citrix, Dell) было поставлено нашим партнером IBS Platformix. Платформа VDI глубоко интегрирована в инфраструктуру поддержки и в структуру работы компании. Многие решения на VDI-проектах принимаются только сотрудниками компании. Это справедливо и для сетевых европейских банков, и для региональных представительств. Практически везде организации, в которых внедряются подобные решения, опираются на собственные силы. Мы сами решали все задачи и несли ответственность.

CNews: Сколько времени длился проект по внедрению VDI и сколько человек в нем участвовало?

Сергей Квашук: В целом работа шла более трех лет, пилотный этап занял 10 месяцев, на VDI было переведено около сотни пользователей 2–3 московских офисов. Последнее отделение перевели на VDI в начале апреля. Без учета аутсорсеров, которые расставляли терминалы в отделениях, на проекте было занято 10 человек.

CNews: Какой совет вы могли бы дать командам крупных компаний, примеривающихся к переходу на виртуальные рабочие места?

Сергей Квашук: Главным слагаемым успеха подобного проекта является абсолютное понимание и поддержка со стороны бизнеса как в лице CIO, так и всех членов правления. Прежде чем начинать, необходимо честно предупредить о сложности проекта, при реализации придется пережить очень многое, будут проблемы. Это полный реинжиниринг всей ИТ-инфраструктуры. Сбои, которые могут случиться, будут глобальными. Придется это пережить, перетерпеть, справиться и идти вперед. Ситуация, когда при первом же сбое начинается паника, откат назад – неприемлема. Плюсы, которые получит организация, в разы больше всех потенциальных минусов. Нужна вера в себя, в своих людей и четкое понимание, зачем и куда идти. Все остальное – дело техники.

Сергей Квашук: Мы поставили перед собой задачу перевести 90% пользователей банка на VDI

Когда мы начинали, ИТ-рынок и решения вендоров не были готовы к таким масштабным проектам. Совсем недавно появились решения, которые позволяют сегодня основной массы проблем, которые стояли перед нами. Появились системы хранения Full Flash с дедупликацией, отлаженные десктоп-контроллеры и другие технологические решения, позволяющие построить подобную систему. Сегодня, как мне кажется, рынок уже готов, и нужно просто внимательно выбирать решения, и проект будет успешным.

Еще одно правило – не надо доводить построение платформы VDI до абсурда, не надо переводить на VDI 100% рабочих мест. VDI – прежде всего тип решений для массового сегмента пользователей, как я уже сказал. Переводить на VDI все и вся очень дорого и сложно, потому что всегда найдутся пользователи, чьи потребности гораздо сложнее, чем у прочих сотрудников. В нашем случае покрытие технологией составляет 85–90% рабочих мест.

CNews: Как оценить потенциальный экономический эффект внедрения VDI?

Сергей Квашук: При расчете стоимости проекта мы взяли количество рабочих станций, которые планируем заменить на VDI, и посчитали, сколько будет стоить приобретение новых рабочих станций. Эта цифра и стала бюджетом проекта.

Бизнесу всегда сложно доказать необходимость расходов на потенциальные возможности, которые он сможет получить при удачном завершении проекта. Сокращение затрат на техподдержку, скорость развертывания новых рабочих мест и так далее – это все отдаленные перспективы, и они зачастую не являются аргументом для увеличения расходов сегодня. Ведь еще неизвестно, чем завершится проект. А наш подход прозрачен и понятен.

Ну и, конечно, проект должны вести профессионалы с большой буквы, потому что VDI-проекты такого масштаба и сложности – расстрельные. Ошибка в планах может очень печально закончиться.

CNews: Вы можете приоткрыть завесу тайны? Сколько крупных сбоев пережил банк за время проекта?

Сергей Квашук: Крупных аварий было три. Последний глобальный сбой был прошлым летом, когда у нас не выдержали системы сжатия СХД, которые мы использовали на промежуточном этапе реализации проекта, начался взрывной рост задержек на томах системы сжатия. Рабочие места работали очень медленно. Пришлось «разжимать» часть данных, это потребовало много времени. Были мелкие сбои, связанные с работой подсистемы доступа к виртуальным рабочим станциям от Citrix, в целом с сожалением могу сказать, что качество тех. поддержки Citrix в России и обработка кейсов в нашем случае оставляло желать лучшего.

CNews: Можете оценить эффективность VDI-проекта с точки зрения финансовых и трудозатрат?

Сергей Квашук: У нас есть матрица эффективности классического отделения и отделения на VDI. По совокупности факторов, в том числе аутсорсинга, более длительного цикла эксплуатации оборудования, скорости развертывания, отделение на VDI по себестоимости ниже классического примерно на 20%. В филиальной сети «Райффайзенбанка» работает около 6 тыс. человек, то есть экономия составляет десятки миллионов рублей. Что касается процесса эксплуатации, то при VDI нечему ломаться. Обслуживание отделений – в основном, это завоз бумаги, картриджей.

Технология VDI также позволила провести консолидацию региональных дата-центров. Ранее в инфраструктуре банка было 10 региональных ЦОДов, сейчас их всего 3 и все в Москве. Из них 2 продуктивных и 1 вспомогательный. Особо я хочу отметить роль наших сотрудников группы эксплуатации ЦОД, которые смогли обеспечить оптимальное размещение оборудования, поддерживающего работу VDI большинства сотрудников банка в наших ЦОД, имеющих тяжелейший дефицит мощностей и площадей.

Повысилась безопасность рабочего места пользователя. Отделение может сгореть, его могут ограбить, но это не приведет к потере информации либо эксплуатационных характеристик. Вплоть до того, что сохранится состояние экранов на момент сбоя.

CNews: Какие преимущества дает VDI с точки зрения возможного инсайда?

Сергей Квашук: Украсть информацию практически невозможно, потому что на рабочем месте пользователя не хранится вообще ничего. А возможность использовать флешки у нас изначально заблокирована как для десктопов, так и для терминалов с VDI.

CNews: Планируется ли развитие проекта?

Сергей Квашук: Все зависит от потребностей бизнеса. В прошлом году банк открыл порядка 30 новых офисов в Москве, рабочие места в этих отделениях были развернуты на VDI, в 2013 году заработал call center в Ярославле на более чем 1000 сотрудников, в 2014 году был открыт новый крупный офис банка в бизнес-парке Nagatino iLAND на 2000 человек, построенный изначально с ориентацией на рабочие места VDI. В начале текущего года был открыт центр разработки в Омске, где также 100% рабочих мест доставляются средствами VDI.

Любые будущие задачи от бизнеса по развитию мы сможем решать с существенно меньшими, чем раньше, затратами как на рабочие места, так и на инженерное обеспечение зданий и помещений в целом.

CNews: Какие отзывы вы получаете от пользователей технологии VDI?

Сергей Квашук: У нас практикуется выезд руководителей на места, общение с пользователями. Я, например, недавно ездил в одно из наших самых дальних отделений в восточной Сибири, его работа также организована с помощью VDI. Я работал сам и общался с сотрудниками отделения, нареканий нет и всех все устраивает.

CNews: Каково ваше мнение о тенденциях спроса на СХД со стороны крупных финансовых организаций России?

Сергей Квашук: Мы используем flash-СХД всех вендоров, имеющихся на российском рынке. Я могу сказать по поводу flash одно – это будущее, и сейчас среди вендоров идет конкурентная борьба за технологическое превосходство над конкурентами и функциональность решений, рынок бурно формируется. Сегодня для каждой задачи приходится подбирать свою СХД, но в будущем я ожидаю появления универсальной flash-СХД некоторые компании уже в половине шага к этой цели.

Вернуться на главную страницу обзора