Вокзалы поумнеют вслед за аэропортами

Вокзалы поумнеют вслед за аэропортами

Самыми актуальными транспортными объектами с точки зрения ИТ являются аэропорты. За последние несколько лет модернизации подверглись практически все крупные воздушные ворота страны. Своей очереди ожидает железнодорожная инфраструктура – первые проекты уже реализованы РЖД, к проведению Чемпионата мира по футболу их число должно существенно вырасти.

Специфика транспортных объектов определяет их актуальность с точки зрения комплексных систем ИТ, инженерной инфраструктуры и систем безопасности. Здесь наблюдается повышенная концентрация людей, из-за чего транспортные узлы оказываются в центре внимания террористов. В этой связи можно вспомнить взрывы в московском аэропорту Домодедово или на железнодорожном вокзале в Волгограде. Таким образом, остро встает вопрос об обеспечении безопасности на транспорте, что подразумевает внедрение интеллектуальных систем наблюдения с видеоаналитикой, установку датчиков обнаружения оружия, взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ, развертывание современных систем пожаротушения. С другой стороны, необходимо грамотно организовывать потоки людей, чтобы избежать излишнего скопления пассажиров. Для этого используются соответствующие ИТ-системы, устанавливаются информационные табло, стойки автоматической регистрации и продажи билетов. Наконец, существует стандартный набор инженерных систем: датчики контроля температуры, освещения, позволяющие снизить эксплуатационные издержки и повысить комфортность пребывания в зданиях железнодорожных или аэровокзалов.

Аэропорты

Объекты транспортной инфраструктуры отличаются богатым разнообразием – аэропорты, железнодорожные вокзалы, станции метрополитена. Решения для каждой категории являются нишевыми и обладают своей уникальной спецификой. В России интеллектуализация транспортных узлов стартовала около пяти лет назад, и первыми внедрили умные решения аэропорты. Этому способствовали как объективные тенденции, так и ряд «случайных» событий – проведение крупных международных мероприятий в различных регионах страны.

Пассажиро- и грузопоток через аэропорты постоянно растет, что заставляет не только строить новые терминалы и взлетно-посадочные полосы, но и повышать эффективность работы уже существующий объектов. «Если посмотреть на табло в Московском аэропорту, то вы увидите, что вылет очередного рейса происходит примерно каждые пять минут, – рассказывает Борис Бородянский, директор департамент по развитию бизнеса «Техносерва» в России и странах СНГ. – Чтобы борт поднялся в воздух необходимо выполнить огромное количество операций по обслуживанию воздушных судов и пассажиров. Их гораздо больше, чем на других видах транспорта. Эти операции затрагивают не только ИТ-системы аэропорта, но и авиаперевозчиков, таможни и многих других, что требует масштабной интеграции. Удобство и безопасность международного аэропорта напрямую затрагивают интересы иностранных компаний и государств, что отражается на внешнем облике страны».

«Аэропорты высокотехнологичны, в хорошем смысле ИТ-зависимы и требуют постоянного повышения уровня информатизации для соответствия международным требованиям и стандартам в области авиаперевозок. Основной двигатель прогрессивной технологической мысли в аэропортах связан с обеспечением безопасности, непрерывности процессов, постоянным информационным обменом с авиакомпаниями и авиаперевозчиками и, конечно, работой с пассажирами», – делится своими мыслями директор управления стратегическими проектами группы «Астерос» Андрей Черемных. По его словам, основной тренд заключается в максимальном сокращении времени на преодоление «барьеров» в зоне регистрации и комфортное пребывание в остальных зонах аэропорта. «Вы бронируете себе билет онлайн, вы скачивает гида по аэропорту на свой смартфон, вы регистрируетесь на рейс с помощью мобильного агента, не привязываясь к конкретной стойке регистрации, и… проходите на посадку. Все». За этими простыми казалось бы сервисами стоят десятки интегрированных ИТ-систем и специализированных решений, связанных с регистрацией пассажиров и багажа, логистикой, управлением платежными сервисами, безопасностью, объясняет Андрей Черемных.

# Название (город) Пассажиропоток в 2013 г. в млн чел. Интегратор Описание проекта Годы реализации
1 Домодедово (Москва) 30.76 Астерос Составлен и сдан на экспертизу проект нового термианала аэропрорта "Домодедово". 2013
Ай-Теко Построена система контурного видеонаблюдения из 400 камер на площади 100 тыс. кв. м., на базе которого внедрена системы видео аналитики на основе решений компании Dallmeier. 2011
Борлас Внедрена система биометрической идентефикации на базе решения ProVision. Интеграция радиоволновых сканеров в комплексную систему безопасности аэропорта. 2012–2014
2 Шереметьево (Москва) 29.26 АйТи Внедрена автоматизированная система звукового информирования (АСЗИ) в терминалах C,D,E,F. 2013
Астерос Обеспечение инфраструктурой центра управления аэровокзалом в терминале F, строительство ЛВС, систем ВКС, внедрено более 10 систем. Использовано оборудование Bosch, Polycom, Samsung, Panasonic, APC, Cisco, IBM. 2011–2012
3 Пулково (СПб) 12.85 Астерос Проектирование нового терминала, который был открыт в декабре 2013 г. 2010–2013
АйТи Запуск автоматизированной системы звукового информирования (АСЗИ), реализованной на программной интерфейсе управления звуковым оборудованием Honeywell, позволяющим использовать его как в системах пожарной сигнализации, так и в системе звукового информирования. 2013–2014
Техносерв Строительство первой очереди системы безопасности периметра 2013
4 Внуково (Москва) 11.18 ЭкоПрог Построено более 100 инженерных и информационных систем, которые обеспечивают работу терминала – механические системы, системы электроснабжения, системы связи и телекоммуникаций, системы безопасности, автоматизированная система управления инженерным оборудованием. Строительство двух удаленных дата-центров. 2003–2015
5 Толмачево (Новосибирск) 3.75 Астерос Модернизация сетевой и вычислительной инфраструктуры 2011–2012

Источник: CNews Analytics, 2014

За последние несколько лет модернизация была поведена во всех трех московских международных аэропортах. Похожие проекты были реализованы в Пулково и в Новосибирске.

Второй фактор, стимулирующий строительство умных аэропортов, – это проведение в России крупных международных мероприятий. Самый масштабный на данный момент проект – это Олимпийские игры в Сочи, в преддверии которых компания «Базэл Аэро» провела модернизацию аэропортов в Краснодарском крае. Ранее перед проведением саммита АТЭС во Владивостоке группа «Астерос» реализовала проект в местном аэропорте Кневичи. Учитывая проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г., следует ожидать продолжение этого процесса, так как по охвату географии городов чемпионат по футболу будет несравнимо шире Сочинской Олимпиады.

Вокзалы

После модернизации авиаузлов наступит очередь наземного транспорта. «Пять лет назад аэропорты – первые из транспортных узлов – начали получать финансирование, пошел процесс модернизации. Начались вливания в реконструкцию авиаузлов Шереметьево, Внуково, подготовка аэропортов Юга России к проведению Олимпиады. В этой индустрии есть накопленный опыт в применении современных технологий. А с прошлого года большое финансирование стали получать транспортные узлы РЖД – вокзалы – и пересадочные узлы в Москве. Все зависит от государственных инвестиций и от планов развития», – рассказывает коммерческий директор iCore Алексей Карпинский.

Первой «ласточкой» было строительство ситуационного центра на Павелецком вокзале в Москве в 2011 г. Пилотный проект был реализован компанией BCC. В 2013 г. эта же компания построила систему видеоотображения информация для пассажиров на Ленинградском вокзале в Москве. Среди других проектов стоит отметить новый железнодорожный вокзал в Сочи. К Чемпионату мира по футболу 2018 г. предполагается открыть скоростное железнодорожное сообщения между городами, где будут поводиться матчи мундиаля. Проведение игр предполагает модернизацию инфраструктуры вокзалов.

Метро

Метрополитен – это особый вид объектов. Внедрение интеллектуальных решений здесь никак не связано с реализацией крупных государственных инфраструктурных проектов. Чтобы понять сложность транспортной ситуации здесь, достаточно спуститься в московское метро в час пик. В 2013 г. столичная подземка перевезла 2 490,7 млн пассажиров.

В компании «Техносерв» утверждают, что в 2012–2013 гг. интегратор реализовал пилотный проект по внедрению интеллектуальной системы видеонаблюдения в метрополитене. «В 2012–2013 годах наша компания активно участвовала в создании системы интеллектуального видеонаблюдения для метрополитена. Был развернут опытный участок. Система позволяет автоматически обнаружить падение человека на рельсы и принять меры к немедленной остановке поезда. К сожалению, такое случалось в ходе испытаний, но система сработала на все 100%», – рассказывает Борис Бородянский. На сайте «Техносерва» указано, что с 2005 г. компания является партнером московского метрополитена по оснащению системами видеонаблюдения, но собеседник CNews отказался уточнить в каком городе был реализован проект.

Похожий проект был реализован «Астеросом» в метрополитене Новосибирска в 2011–2013 гг. Станции подземки были оснащены видеокамерами, средствами радиационного контроля, досмотра пассажиров и багажа. Также был организован единый диспетчерский центр обеспечения безопасности, который позволяет дежурным операторам координировать действия охранных служб. Наконец, можно отметить появление в московском метрополитене автоматов по продаже билетов на одну и две поездки – в 2013 г. компания «АйТи» установила более 1200 терминалов.

Павел Лебедев/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора