Спецпроекты

На страницу обзора
Дата-центр как ключевой элемент экономики будущего
По мере трансформации глобальной экономики из традиционной в облачную дата-центры превратятся из вспомогательного в один из ключевых «кирпичиков» экономики. Чтобы добиться этой цели, ЦОДу придется измениться настолько существенно, что облачные дата-центры будущего будут иметь мало общего с нынешними кроме названия.

Не только дата-центры, но вообще все виды объектов инфраструктуры, их технические характеристики, режимы эксплуатации, расположение, модели использования – все это оптимизировано под требования превалирующей сейчас традиционной экономики. А они диаметрально противоположны требованиям нарождающейся облачной экономики. И ввиду невозможности их совмещения, возникает дилемма: либо жить настоящим, добиваясь хорошей «экономики» дата-центра сейчас, но при этом иметь весьма туманные перспективы относительно вполне ближайшего будущего, либо уже сейчас строить облачные ЦОД, чтобы первым «застолбить» нарождающийся рынок. Разумеется, большинство коммерческих площадок идет по первому пути, особенно учитывая, что до сих пор отсутствуют некоторые ключевые для построения облачного дата-центра технологии.

В результате, согласно оценкам Gartner, облачные сервисы в структуре продаж ЦОД составляют не более 4%, а традиционные «физические» услуги colocation и dedicated server – по-прежнему более 70%. Остальные ≈25% – это тоже вполне традиционные услуги web-hosting, занимающие промежуточное положение между услугами физической аренды инженерной/серверной инфраструктуры colocation/dedicated и арендой виртуальной инфраструктуры по модели IaaS. Что интересно, структура российского рынка услуг коммерческих дата-центров с точностью до единиц процентов совпадает с общемировой, поэтому ни о каком отставании России в этой области речи быть не может.

Сложившаяся ситуация вступает в очевидное противоречие с потребностями быстро растущей онлайн-экономики, поскольку облачные ИТ-сервисы входят в состав всех без исключения прикладных веб-сервисов, приходящих на замену традиционным оффлайн-услугам. Таким образом, трансформация дата-центров из традиционных в облачные – это насущная потребность не отдельных бизнес-пользователей, а глобальной экономики в целом.

Сначала имеет смысл вкратце описать, что сейчас представляет из себя некий усредненный коммерческий дата-центр. Бизнес-модель его работы похожа на модель работы девелопера, строящего и сдающего в аренду объекты коммерческой недвижимости – вплоть до распределения того, что предоставляется арендодателем, и того, что устанавливает арендатор. И в том, и в другом случае арендодатель предоставляет само помещение, а также инженерные и телекоммуникационные системы. Вычислительные системы устанавливает арендатор, только в случае аренды офиса это персональные компьютеры, а в случае дата-центра – сервера.

Из-за своей статичности такая бизнес-модель работы дата-центра не предъявляет никаких особых требований к управлению его инфраструктурой, вроде широко обсуждаемого программного управления инфраструктурой дата-центра (Data Center Infrastructure Management, DCIM). Отсутствие интереса к DCIM со стороны коммерческих ЦОД традиционного формата объясняется просто – им это просто не нужно. Внедрение DCIM в сочетании с технологиями виртуализации «полезной нагрузки» дата-центра сделает невозможной столь распространенную сейчас сдачу в аренду отдельных физических систем.

ЦОД будущего – как он должен выглядеть?

Главное отличие заключается не в каком-то невиданном ранее оборудовании, хотя и оно будет совершенствоваться, а в степени его виртуализации. Как известно, ключевой характеристикой любой облачной услуги является возможность самообслуживания по запросу. Как следствие, появляется потребность в автоматическом выделении необходимых ресурсов и сервисов, и оказании услуги с выдерживанием заданного уровня качества обслуживания. А это, в свою очередь, требует виртуализации всех систем дата-центра, поскольку в режиме самообслуживания можно предоставить только виртуальную модель ресурса – виртуальный сервер, СХД, рабочее место и т.д., но никак не сам физический сервер или ПК.

В этом вопросе сейчас наметился явный перекос. Дело в том, что наиболее проработанной и активно используемой в дата-центрах технологией является серверная виртуализация. Лишь на подходе технологии виртуализации систем хранения данных и сетевой виртуализации, а также системы автоматического адаптивного взаимодействия полезной нагрузки ЦОД (сервера, СХД, сети) с обеспечивающими их работу инженерными системами.

Поскольку дата-центр представляет собой комплекс взаимосвязанных систем, то динамическое распределение нагрузки в рамках только одной его системы (вычислительной), без увязки с другими (сетевыми настройками, управлением режимами работы систем охлаждения и так далее) – ситуация не просто неоптимальная, но и весьма опасная. И даже неспециалисту становится ясно, что такой перекос необходимо исправлять, причем вне зависимости от успехов облачной революции.

Название концепции Решаемая задача
Сокращенное Полное
DCIM Datacenter Infrastructure Management Централизованное автоматизированное или автоматическое управление всеми системами дата-центра, включая прикладные программные системы
SDS Software Defined Storage Виртуализация систем и сетей хранения данных, реализация возможности сквозного автоматического управления ими
SDN Software Defined Network Автоматическое управление конфигурацией сетевых устройств
NFV Network Function Virtualization Перенос функционала некоторых видов активного сетевого оборудования с аппаратного уровня специализированного сетевого устройства на уровень централизованно исполняемого ПО

Переход на DCIM в сочетании с внедрением технологий виртуализации всех компонент полезной нагрузки дата-центра позволяет эту задачу решить. Более того, для тотально виртуализированного ЦОДа появляется возможность не только динамически выделять все необходимые ресурсы, но и обеспечить при этом заданный уровень качества сервиса, реализовав сквозное адаптивное управление всеми компонентами и системами. Такая возможность может быть реализуется «нарезкой» физических ресурсов на контейнеры виртуальных дата-центров (software defined datacenters, SDDC), которые затем передаются соответствующему приложению или сервису. При этом такой виртуальный контейнер будет состоять не только из виртуального сервера, но и виртуальной системы хранения данных и виртуальной сети. А взаимодействие виртуализованных систем «полезной нагрузки» дата-центра с остальными будет осуществляться на уровне DCIM.

В таком виде ЦОД действительно становится облачным. Почему именно в таком? Дело в том, что облачная (сетецентрическая) модель экономики подразумевает, что каждый из ее элементов может выступать одновременно и поставщиком, и потребителем, причем этот вариант становится доминирующим.

И дата-центр не исключение. Предоставляя ИТ-сервисы по модели IaaS, он потребляет другие облачные сервисы, как деловые, так и инфраструктурные. С первыми все понятно: коммерческому предприятию потребуются платежные сервисы, биллинг, облачные CRM, бухгалтерия, логистика и многое другое. А вот с инфраструктурными сервисами получается очень интересно. Здесь речь идет не просто о некоем внешнем сервисе, осуществляющем централизованное автоматическое управление основными системами дата-центра будущего. Речь о том, что сам предоставляемый ЦОДам сервис должен иметь возможность обеспечить заданный в соглашении (service level agreement, SLA) уровень качества обслуживания (quality of service, QoS) при условии оптимизации работы систем дата-центра и не только. В условиях быстро меняющихся параметров внешних сервисов и ресурсов, используемых площадкой, необходимо управлять и ими. Причем управлять в автоматическом адаптивном режиме, из-за необходимости унификации характеристик всех видов сервисов, и, как следствие, тотальном использовании облачной модели всеми поставщиками сервисов, раз уж они одновременно и их потребители.

Как ни странно, но в России облачная трансформация пройдет менее болезненно, чем в развитых странах. Свойственное отечественной ИТ-индустрии превалирование инсорсинга в сфере ИТ, и, соответственно, плачевное состояние рынка аутсорсинга, которое долгое время считалось признаком неразвитости российского ИТ-рынка, теперь оборачивается явным преимуществом.

Коммерческие дата-центры составляют лишь 10% от общей площади действующих в России площадок, в отличие от мирового рынка, где их не менее 50%. Остальные 90% площадей расположенных в РФ дата-центров – корпоративные ЦОД. Они намного ближе к облачному стандарту, нежели коммерческие, потому что работают со своими внутренними бизнес-заказчиками не по модели colocation, а по принципу, близкому к облачному SaaS.

Для российской корпорации дилемма отсутствия ИТ-сервисов, необходимых для формирования облачных сервисов, решается просто – и те, и другие могут быть реализованы компанией на базе собственных дата-центров. Их сдерживает только незрелость технологий виртуализации, о чем говорилось выше. Но эта проблема, видимо, будет снята уже в ближайшие 2–3 года.

Классификация и перспективы облачных услуг дата-центров

К облачным сервисам и их провайдерам не применима классификация, характерная для традиционных ИТ- и других видов услуг, потому что невозможно провести четкую границу между массовыми (b2c) и корпоративными (b2b) бизнес- и ИТ-сервисами. В случае с облаками такое разделение имеет место не на уровне сервиса, а на уровне соглашения об уровне обслуживания (SLA). Как следствие, для облачных дата-центров в принципе отсутствует деление на коммерческие и корпоративные, они все коммерческие.

Актуальна для облаков лишь классификация по видам сервисов и соответствующая специализация ЦОД. Так, очевидно, специализацией дата-центров ИТ-вендоров оборудования и системного ПО, а также их партнеров, будут базовые ИТ-сервисы, предоставляемые по моделям IaaS и PaaS. А вот прикладной софт всех видов, начиная с пакетов офисного ПО и заканчивая системами управления уровня предприятия, предоставляемый вендорами и их партнерами по модели SaaS, уже более правильно будет классифицировать как базовые бизнес-сервисы. Сюда же можно отнести и возникающий сегмент сервисов дистанционного диспетчерского управления «умными» зданиями и сооружениями.

Но наиболее обширную рыночную нишу с практически неограниченной номенклатурой услуг составят отраслевые и специализированные прикладные сервисы, предоставляемые на базе корпоративных дата-центров как внутренним, так и внешним пользователям. Среди них уже есть существующие и активно используемые сервисы облачной CRM и облачной бухгалтерии, дистанционное банковское обслуживание, онлайн торговля и развлечения, а также только нарождающиеся облачные сервисы в сфере медицины, образования, культуры и многое другое – этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Собственно, такой расклад сил мы видим уже сейчас. Обладающие мощной ИТ-инфраструктурой крупные банки или телеком-компании предоставляют целый ряд отраслевых бизнес-сервисов не только своим менее крупным или узко специализированным коллегам, но и компаниям других сфер экономики. Операторы связи на базе сервисов банков начинают предоставлять свои финансовые услуги, становясь виртуальными банками, а банки – новые платежные сервисы с использованием инфраструктуры телеком-компаний.

Отдельным видом провайдеров облачных сервисов всех видов, будут их агрегаторы, располагающие мощной сетью собственных дата-центров. Собственно, ими уже являются такие провайдеры как Google и Amazon.

Можно предположить также, что по мере развития рынка прикладных сервисов столь распространенные сейчас коммуникативные услуги, в частности, электронная почта, переместятся с прикладного уровня на уровень базовых компонент. В качестве одно из примеров такой трансформации можно привести платежный сервис, реализованный на базе электронной почты: для осуществления денежного перевода достаточно прикрепить к сообщению специальный файл, и отправить его на адрес получателя финансовых средств.

Поскольку интернет довольно быстро превращается из преимущественно информационной среды в сервисную, то и интернет-представительства (веб-сайты) компаний также будут трансформироваться из статичных информационных площадок в динамические виртуальные фронт-офисы. Что, в свою очередь, приведет к трансформации услуг веб-хостинга в полноценный IaaS.

Как следует из всего сказанного выше, в формирующейся облачной экономике роль традиционных услуг дата-центров (colocation, веб-хостинг) изменится с преобладающей на маргинальную, нишевую. Соответствующим образом трансформируется и положение провайдеров традиционных услуг – лидерами облачного рынка они в своем нынешнем виде быть уже не смогут.

Но вряд ли эту новость можно считать плохой, поскольку индустрия дата-центров находится только в самом начале облачного пути, у традиционных провайдеров вполне достаточно времени для принятия соответствующих мер, а открывающиеся возможности просто колоссальны. Так, потенциал одних только инфраструктурных облачных сервисов превышает суммарную выручку всех действующих в России коммерческих дата-центров примерно в 20 раз.

Александр Герасимов

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики в области комплексных проектов построения инфраструктуры зданий и сооружений 2014
№ 2013 Выручка от построения ИТ-инфраструктуры и инженерных систем, 2013, iтыс. (с НДС) ИТ-системы, iтыс.
1 14 380 299 7 734 738
2 12 636 437 н/д
3 10 618 001 521 174
Подробнее

Рейтинги

CNewsInfrastructure 2013 - м
№ 2013 Выручка от оказания услуг по построению ИТ-инфраструктуры в 2013 г. (с НДС), тыс. руб. Рост 2013/2012
1 35 101 212 -5.4%
2 20 256 503 -28.2%
3 16 574 438 3%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики в области комплексных проектов построения инфраструктуры ЦОД 2014
№ 2013 Выручка от комплексных проектов построения ЦОД, 2013, iтыс. (с НДС) ИТ-системы, iтыс.
1 22 464 776 н/д
2 15 643 073 14 382 117
3 13 170 350 13 070 350
Подробнее

Рейтинги

CNewsInfrastructure 2013 Рейтинг крупнейших системных интеграторов России: построение ИТ-инфраструктуры
№ 2013 Компания Выручка от оказания услуг по построению ИТ-инфраструктуры в 2012 г. (с НДС), тыс. руб.
1 Техносерв 37 123 901
2 Крок* 28 206 831
3 Астерос 16 091 687
Подробнее