Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Citi: Проект Rainbow стал новой точкой отсчета для развития Citi в России

В 2014 г. Citi закончил реализацию глобального проекта – перевод информационных систем всего банка на единую платформу Rainbow. В российском представительстве банка проект оценивают как квантовый скачок для развития бизнеса Citi в России. Кирилл Дремач, руководитель департамента информационных технологий Citi, рассказал в интервью CNews об особенностях проекта и его результатах, а также поделился своим мнением об участии ИТ-партнеров Citi в реализации Rainbow и других проектов банка.

CNews: Как вы оцениваете проект Rainbow и его результаты?

Кирилл Дремач: Rainbow – это стратегически важный проект для банка, направленный на унификацию розничного бизнеса Citi в различных странах в рамках единой продуктовой модели и единой технологической платформы. Иначе говоря, до внедрения Rainbow в каждой стране, где присутствует Citi, использовалась своя линейка технологических решений. Сейчас это одинаковые продукты, унифицированные бизнес-процессы и единое программное обеспечение. Так что в ходе проекта мы сильно изменили наши операционные процессы, обновили и консолидировали ИТ-системы, стандартизировали поддержку ПО.

Запуск Rainbow уже принес клиентам Citi в России возможность использовать целый ряд инновационных продуктов и ноу-хау в области инвестирования. В частности, у нас появился международный брокеридж (около 20 рынков), платформа Citi Planner для состоятельных клиентов. Кроме того, изменился интерфейс и обновились функции, доступные пользователям Citibank Online, – так что теперь и в этой сфере мы выступаем достойными конкурентами ведущим российским банкам.

CNews: Какую роль в реализации проекта играли ваши партнеры – российские поставщики ИТ-услуг? Каким образом было организовано их взаимодействие с внутренними подразделениями банка и с группами разработки в других регионах присутствия Citi?

Кирилл Дремач: Только на протяжении последних трех лет более 2000 человек из различных департаментов Citi по всему миру работали, чтобы достичь результата. Непосредственно в момент перехода на Rainbow было задействовано около 600 специалистов из России, Венгрии, Польши, Сингапура, Великобритании и США. Citi – это глобальный банк, мы используем целый ряд глобальных систем (внедрены во всех представительствах Citi) и региональных ИТ-решений (работают в определенной группе стран). Вместе с тем есть несколько десятков локальных решений, разработанных нашими российскими партнерами, такими как Epam, «Ланит» или «Рексофт». Большая часть локальных систем была модернизирована в ходе проекта Rainbow, и наши российские подрядчики активно участвовали в этом процессе и оказали нам неоценимую помощь. Координация подобного масштабного проекта стала нетривиальной задачей, над которой трудился проектный офис, состоящий из нескольких десятков профессионалов.

CNews: Что оказалось наиболее сложным при решении этой задачи?

Кирилл Дремач: Во время проекта менялись десятки модулей глобальных ИТ-систем, модернизировались локальные приложения. Проект шел несколько лет, а за это время произошло много регуляторных изменений, которые нам пришлось учитывать. На первом этапе проекта было непросто собрать и согласовать все требования к системе. На финальном этапе особое внимание мы уделяли координации тестирования и управлению жизненным циклом дефектов.

CNews: Если отвлечься от Rainbow, то как в целом сейчас строится ваша работа с внешними партнерами? Какое соотношение объемов внутренней и внешней разработки вы считаете правильным и эффективным и почему?

Кирилл Дремач: Сейчас силами наших партнеров выполняется достаточно большая часть разработки и тестирования программного обеспечения. Мы банк, а не ИТ-компания, и мы прекрасно понимаем, что у разработчиков или поставщиков ПО экспертиза в определенных технологиях может быть значительно более глубокой, чем у нас. Так что, когда встает вопрос об аутсорсинге, в первую очередь мы смотрим на те области, которые не являются нашей основной компетенцией.

Кирилл Дремач: Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда есть устойчивая и хорошо сработавшаяся команда

Однако те работы, которые так или иначе связаны с доступом к клиентским данным, всегда выполняются силами внутренних ИТ-подразделений. Для нас это критично, поскольку Citi уделяет огромное внимание охране и защите персональной информации. Остальные задачи, решение которых не требует специального доступа, могут быть отданы аутсорсинговым компаниям.

Полностью уйти от внутренней разработки мы не планируем, у нас всегда останется собственная экспертиза в части наиболее критичных приложений. Правило 80/20 действует везде, в том числе и в соотношении внешней и внутренней разработки.

CNews: Citi фактически можно назвать одним из пионеров в банковской сфере России по использованию такой модели аутсорсинга, как организация внешнего центра разработки на базе партнера. Насколько широко она применяется вами сегодня?

Кирилл Дремач: Эту практику мы продолжаем использовать уже несколько лет. В качестве одного из примеров могу назвать центр разработки и лабораторию тестирования на базе Epam в Рязани: в таком формате мы начали сотрудничество с этой компанией в 2008 году, и оно продолжается. В целом я оцениваю эту модель как эффективную, хотя необходимо сказать, что наибольшую эффективность удается достичь не сразу, а по прошествии нескольких лет. Меняется внешний экономический фон, меняются наши требования, есть индивидуальные особенности наших поставщиков, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели взаимодействия. Мы настроены на долгосрочное сотрудничество, поэтому готовы проявлять определенную гибкость и ждем того же от наших партнеров.

CNews: Помимо гибкости и нацеленности обеих сторон на долгосрочное сотрудничество, какие еще факторы с точки зрения достижения эффективности или, наоборот, ее отсутствия вы считаете важными и почему?

Кирилл Дремач: Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда есть устойчивая и хорошо сработавшаяся команда. Большинство проблем возникает именно при уходе ключевых сотрудников. Поэтому очень важно то, как наши партнеры работают с людьми, как их мотивируют, как удерживают, какие существуют процессы по накоплению и передаче знаний и как эффективно эти процессы работают.

Кирилл Дремач: Когда вы используете единую универсальную систему, вы получаете преимущество в виде наличия единого фронта для решения всех задач. Но минус в том, что не существует идеальной универсальной банковской системы

Важен и постоянный обмен идеями и опытом между внешними и внутренними командами. В Рязани мы несколько раз проводили специальные конференции с нашим партнером, где участвовали как ИТ-специалисты с обеих сторон, так и наши бизнес-заказчики. Мы рассказывали о текущих и перспективных задачах и потребностях банка, Epam – о новых подходах и технологиях, которые, возможно, были бы полезны для Citi. Это помогает выстроить ту самую атмосферу доверия и конструктивного диалога.

CNews: Какие инструменты вы используете для оценки качества работы внешнего партнера? Сравниваете ли вы его с качеством работы внутренних разработчиков?

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Кирилл Дремач: Нет двух одинаковых партнеров, у каждого есть сильные и слабые стороны. Поэтому у нас нет единой методики для оценки «условной эффективности разработчика». Один партнер может всегда успевать в срок, но при этом допускать много ошибок, которые выявляются на этапе тестирования. В этом случае мы используем метрики, ориентированные на тестирование. Другой партнер предоставляет высокое качество кода, но не всегда попадает в финансовые оценки. В этом случае мы начинаем измерять качество финансовой оценки и ищем узкие места в процессе бюджетирования проекта.

Здесь главное не перестараться с количеством метрик, так как есть риск «не увидеть лес за деревьями». Практика показывает, что достаточно измерять 5 параметров, чтобы эффективно работать с партнером.

CNews: Вовлекаются ли ваши партнеры по разработке в предоставление услуг поддержки ПО?

Кирилл Дремач: Конечно. Тот же Epam осуществляет поддержку приложений собственной разработки, плюс мы передали им на поддержку некоторые приложения, которые были разработаны Citi или сторонними компаниями. Всего это порядка 40 различных локальных решений. Часть команды даже работает он-сайт на территории банка. Преимущество такого взаимодействия – в прозрачной, фиксированной и, как следствие, предсказуемой стоимости поддержки, а также в наличии SLA. Еще одним плюсом поддержки разработчиком приложений собственного производства является тот факт, что в случае возникновения каких-то проблем в работе системы у нашего партнера нет зависимости от третьих лиц. Нам очень важно иметь «единое окно» для решения всех проблем с приложениями, особенно в тех случаях, когда приходится изменять программный код.

CNews: В интервью CNews в 2013 году вы говорили, что в Citi преобладает принцип компонентной архитектуры, когда для разных задач информатизации используются специализированные отдельные решения. Это отличает вас от многих банков, где применяются более крупные универсальные системы, которые автоматизируют большое количество функций и процессов. Вы по-прежнему являетесь сторонником компонентности?

Кирилл Дремач: Когда вы используете единую универсальную систему, вы получаете преимущество в виде наличия единого фронта для решения всех задач. Но минус в том, что не существует идеальной универсальной банковской системы. Всегда существуют решения, которые выполняют узкоспециализированные задачи лучше других. Вы же не покупаете всю одежду только одного бренда или всю мебель только у одного производителя. Вы ищете то, что лучше всего решает ваши задачи исходя из существующего бюджета. С этой точки зрения компонентная архитектура более выигрышна.

CNews: Какие проекты вы планируете в качестве приоритетных на 2015 год?

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Кирилл Дремач: В 2015 году приоритетными для нас будут проекты по модернизации наших систем в соответствии с новыми требованиями регуляторов. Citi всегда следит за требованиями законодательства, и мы рассчитываем на помощь наших партнеров в их отражении в наших системах.

CNews: Будут ли продолжены работы в рамках Rainbow? Возможно, запуск новых или обновление текущих приложений, ориентированных на клиентов банка?

Кирилл Дремач: Мы постоянно обновляем наши приложения, ориентированные на клиентов банка, и будем продолжать это делать в будущем. Но масштабной перестройки архитектуры банковских систем в ближайшее время мы не планируем. Проект Rainbow удачно завершен, и теперь мы ожидаем возврата инвестиций.

CNews: Из-за плохой экономической ситуации многие компании временно замораживают ряд ИТ-проектов. Вы чувствуете сейчас дыхание кризиса?

Кирилл Дремач: Я бы не стал говорить о замораживании ИТ-проектов. Но, учитывая последние события на рынке, мы будем очень аккуратно приоритезировать все наши инвестиции, в том числе в ИТ.