Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ИКТ в госсекторе: что год грядущий нам готовит

То, что в наступающем 2015 г. ИТ-бюджеты многих государственных ведомств будут сокращены, не вызывает сомнения. Однако это не значит, что работы в этой сфере прекратятся. Среди приоритетов – совершенствование электронных госуслуг, типизация региональных проектов и импортозамещение, заявляют участники секции «ИКТ в госсекторе: развитие продолжается» CNews Forum 2014.

В 2014 г. Россия заняла 27 место из 193 в рейтинге развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI), публикуемом ООН каждые два года. Индекс оценивает готовность и возможность госведомств использовать ИКТ для предоставления гражданам государственных услуг. Хорошие позиции нашей страны являются закономерным результатом усилий в сфере развития электронных госуслуг, внедрения СМЭВ, МЭДО и целого ряда ведомственных и региональных информационных систем.

Главный ИТ-проект государства

Переход к оказанию электронных государственных услуг, безусловно, является самым крупным госпроектом последних лет. Основной задачей ближайших лет является максимально снизить временные и материальные затраты граждан на взаимодействие с государством, сделать госуслуги удобными и востребованными, заявил участникам секции «ИКТ в госсекторе: развитие продолжается» CNews Forum 2014 Владимир Авербах, директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России.

По мнению Виктора Серебрякова, директора департамента комплексных проектов ЛАНИТ, для оптимизации процесса предоставления госуслуг можно использовать систему мониторинга, которая станет консолидировать показатели деятельности МФЦ, например, время ожидания в очереди, подачи и получения документов и пр., анализировать их и предлагать варианты оптимизации тех или иных процессов.

В числе требований к электронным госуслугам федерального, регионального и муниципального уровней – удобство их предоставления, возможность оплаты госпошлины в режиме онлайн и удаленной записи на личный прием.

На портале госуслуг Тульской области в ближайшее время будут объединены и муниципальные, и федеральные услуги. Последние, возможно, будут реализованы как виджеты, с помощью которых пользователи смогут получить услугу на ЕПГУ, говорит Ираклий Маградзе, директор Центра информационных технологий Тульской области.

Одной из основных проблем при реализации региональных услуг, по мнению участников секции, является несовершенство нормативной базы, описывающей взаимодействие между региональными МФЦ и федеральными ведомствами. «Есть региональные услуги, для оказания которых необходимы сведения из федеральных ведомств, и получить эти сведения часто очень сложно», – рассказывает Олег Соколов, министр информатизации и связи Республики Мордовия. «Например, ФНС России для оказания услуги требуется бумажный документ, а не его электронная копия, и это очень тормозит процесс оказания услуги», – продолжает Андрей Стрельцов, начальник управления ИТ, связи и документооборота администрации Тамбовской области.

Кроме того, существуют и технологические проблемы, которые в условиях снижения финансирования регионам не под силу решить самостоятельно. В частности, многие из них в качестве региональных порталов госуслуг используют решение, предоставленное «Ростелекомом». По словам Александра Козлова, министра ИТ и связи Челябинской области, если после модернизации ЕПГУ потребуется существенная переработка региональных порталов, у многих может попросту не хватить на это средств.

Почему в «Норникеле» отказались от Telegram в корпоративных коммуникациях и что используют взамен
Цифровизация

По словам Владимира Авербаха, Минкомсвязи будет стремиться максимально автоматизировать процесс модернизации региональных порталов и рассматривает возможность выделения на эти цели средств в рамках ежегодных субсидий.

Не только госуслуги

Создание ГИС ГМП – еще один крупный государственный проект, от успеха которого, в том числе, зависит и качество предоставления электронных государственных услуг гражданам. По словам Андрея Чучелова, генерального директора «БСС Инжиниринг», создание агрегатора начислений субъекта Федерации, который объединяет информационные ресурсы органов исполнительной власти, подведомственных организаций, банков и портала госуслуг, позволяет вести централизованный учет начислений и фактов оплаты, создать каталог услуг региона, идентифицировать поступившие авансовые платежи и организовать возможность оплаты госпошлины прямо на портале госуслуг. Такое решение уже внедрено и с успехом используется Правительством Москвы.

Среди решений, призванных повысить эффективность работы госведомств, участники секции отметили видеотехнологии. Сегодня видеотехнологии позволяют отказаться от услуг телекомпаний и самостоятельно создавать видео-контент высокого качества, а также хранить и обрабатывать его, говорит Владимир Гусев, директор по работе с государственным сектором Polycom в России и СНГ. Видеоматериалы о работе ведомства могут быть размещены на его портале как для внутреннего пользования, так и в открытом доступе. Среди перспективных направлений – организация видеоконсультаций граждан в МФЦ через интернет.

Андрей Чучелов: Четверть российских регионов не подключена к ГИС ГМП

Андрей Чучелов

Андрей Чучелов, генеральный директор «БСС Инжиниринг», поделился результатами подключения регионов к ГИС ГМП, рассказав об основных сложностях и путях их преодоления.

CNews: Каковы результаты подключения регионов к ГИС ГМП на сегодняшний день?

Андрей Чучелов: Если смотреть по рейтингу, представленному в материалах подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, то в зеленой зоне находятся 35 субъектов РФ. Хорошо это или плохо? Если сравнивать с прошлым годом, то прогресс, несомненно, присутствует. Но не стоит забывать, что пока успешность регионов определяется по подключению к ГИС ГМП, и не по полноте направляемых данных. Из того же рейтинга видно, что 21 регион в красной зоне. Получается, что фактически за 2 года функционирования ГИС ГМП четверть российских регионов даже не обеспечили подключение!

Читать далее

Владимир Гусев: Мы помогаем Верховному Суду РФ ежегодно экономить 1,5 млрд. руб

Владимир Гусев

Владимир Гусев, директор по работе с государственным сектором Polycom в России и СНГ, поделился возможностями, открывающимися в госсекторе за счет использования видео. Решения его компании востребованы и для создания электронного правительства, и в медицине, промышленности, школах, а также многих других областях.

CNews: Какие возможности открывает использование видео в госсекторе?

Владимир Гусев: Глобальные тенденции в области ИКТ оказывают сильное влияние на политику правительства относительно внедрения новых технологий. Государственный сектор представлен различными сферами, такими как оборона, научно-фундаментальные исследования, здравоохранение, образование, культура и другие. И в каждой из них видео открывает огромное количество возможностей.

Читать далее

Евгений Шевченко: Первые шаги к импортозамещению в ИКТ нужно делать уже сейчас

Евгений Шевченко

Евгений Шевченко, технический директор департамента сетевой интеграции компании «Ланит», оценил перспективы импортозамещения в российской ИКТ-отрасли. Он также обозначил, какая поддержка государства необходима для реализации этой задачи.

CNews: Как вы оцениваете перспективы импортозамещения в российской ИКТ-отрасли?

Евгений Шевченко: Импортозамещение в ИКТ – долгий и сложный процесс, первые шаги нужно делать уже сейчас. Конечно, создать свою аппаратную платформу – нетривиальная задача, и наиболее быстрый путь – взять за основу доступные к лицензированию архитектуры, пусть и не самые производительные на текущий момент. От разработчиков платформы разумно будет добиться, чтобы российское оборудование поддерживало существенную часть стека технологий с открытым кодом: Linux, Open Stack и т.д. Это позволит получить полный набор необходимых независимых инфраструктурных приложений: операционную систему, облачную среду, платформу виртуализации, базы данных, распределенные системы хранения, серверы приложений.

Читать далее

Николай Апурин: Наше решение поможет региону сэкономить до 80% бюджета

Николай Апурин

Николай Апурин, генеральный директор компании «Артвелл», рассказал, какие сложности возникают в процессе интеграции муниципальных, региональных и федеральных информационных ресурсов, а также описал, как решения, предлагаемые его компанией, помогают их устранять.

CNews: Какие сложности возникают в процессе интеграции муниципальных, региональных и федеральных информационных ресурсов?

Николай Апурин: Основная сложность – наследие прошлых проектов, разнородность уже внедренных систем. Отсутствие документации на данные системы, различные базы данных, языки программирования и т.д.

Читать далее

Владимир Захаров: Нужно правильное рекламно-информационное продвижение госуслуг

Владимир Захаров

Владимир Захаров, руководитель направления «Электронное правительство» департамента комплексных проектов компании «Ланит», оуенил успехи в области перехода к оказанию электронных госуслуг, а также рассказал, как проводится мониторинг качества предоставления услуг гражданам.

CNews: Как вы оцениваете успехи в области перехода к оказанию электронных госуслуг?

Владимир Захаров: Успехи значительные. Растет количество обращений в центры предоставления государственных и муниципальных услуг. О явном прогрессе говорит и ряд ключевых проектов и инициатив, которые получили развитие в 2014 г. Это развитие Федерального реестра государственных и муниципальных услуг с фокусом на межведомственное взаимодействие, новая версия системы межведомственного электронного взаимодействия – СМЭВ 3.0, обозначение приоритета ведомственной автоматизации. Большое внимание уделяется получению обратной связи от заявителя о степени его удовлетворенности качеством предоставления услуг, функционирует информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ). Готовится к запуску новый портал госуслуг, который основан на принципиально иной логике организации контента – однотипные услуги там будут объединены в сервисы. Это значительно упрощает жизнь заявителям.

Читать далее