Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Электронное правительство: Чиновники и ИТ-компании обсудили главные задачи

Цели информатизации госсектора определены в указе № 601 Президента РФ от 7 мая 2012 г., в ряде распоряжений и в концепции развития механизмов предоставления госуслуг Минкомсвязи. В этих документах, в частности, говорится, что к 2015 г. для 90% населения страны должны быть доступны услуги по принципу «одного окна» (в том числе в МФЦ), а к 2018 г. механизм получения госуслуг в электронном виде должно использовать 70% граждан. Сегодня в докладах чиновников о внедренных сервисах все еще превалирует будущее время: «будет», «появится», «заработает», однако неверно утверждать, что в сфере ИТ на государственном уровне ничего не происходит. На конферении CNews Conferences и CNews Analytics «ИКТ в госсекторе», которая прошла 18 марта 2014 г., представители власти и бизнес-структур обсудили актуальные проблемы информатизации отрасли и рассказали о реализованных внедрениях государственных информационных систем.

Электронная Россия с технологической точки зрения представляет собой централизованные базы данных, к которым подключаются ведомственные информационные системы. По этим причинам необходимо обеспечение безопасности информации и контроль доступа к ней. Кирилл Керценбаум, менеджер по развитию бизнеса «Лаборатории Касперского», напомнил, что вредоносный код и кибертеррористы сегодня нацеливаются на определенные объекты – предприятия энергетической отрасли, финансовой сферы, торговли и др. В круг их интересов войдут и персональные данные, хранящиеся в ведомственных дата-центрах. Чтобы обезопасить эту информацию, потребуются серьезные вложения в защиту персональных данных и надежная инфраструктура, способная выдерживать и частые обращения граждан, и DDoS-атаки, с которыми неминуемо столкнутся публичные порталы.

Компании называют преимущества от ВКС

Источник: Polycom, 2013

Доклад Владимира Гусева, менеджера по работе с государственными организациями Polycom в России, был посвящен сугубо технологическим проблемам обеспечения видеоконференцсвязи, призванной упростить многие аспекты взаимодействия населения с чиновниками. В исследованиях Wainhouse Research Report отмечается, что ВКС обеспечивают очень высокие показатели (в районе 90%) эффективности и продуктивности работы, результативности обсуждений. Они ускоряют процесс принятия решения и сокращают расходы на переезды. Те же критерии оценки характерны и для госсектора. Эксперт, кроме того, представил ряд новых решений компании Polycom, появившихся в конце 2013 – начале 2014 гг. Среди них продукты серии RealPresence Group 300/500/700, видеотерминалы, а также дисплеи с диагоналями от 50 дюймов, позволяющие демонстрировать не только видеокартинку, но и дополнительный контент. В ассортимент компании входят и медиателефоны, достаточно просто интегрирующиеся с решениями на базе технологий унифицированных коммуникаций, а также облачное решение CloudAXIS.

Опыт соседей

Проект информатизации сбора государственной статистики Республики Беларусь – это иллюстрация преимуществ унифицированного подхода к «государственному ИТ». Как рассказывает Леонид Семененко, руководитель лаборатории информационных технологий Белорусского госуниверситета, исходными его предпосылками стали огромное число бумажных документов и порядка 250 слабо интегрированных между собой баз данных. Для получения из них какой-либо статической информации довольно часто приходилось программировать: агрегировать данные из различных таблиц, согласовывать, очищать их, выполнять расчеты и др. В ходе проекта большая часть этих операций была автоматизирована. Так, появились мощные средства для сбора исходных данных и генерации различных статистических отчетов. Новые унифицированные инструменты начали применять десятки тысяч пользователей в центральном аппарате, семи областных управлениях и более ста районных отделов. Леонид Семененко отметил, что унифицированные ИТ-системы достаточно дороги и сложны в разработке (приходится детально описывать предметную область, стандарты), но если уж вложиться в них, они удобны, а на этапе эксплуатации экономически эффективны и сравнительно просто интегрируются с другими ИТ-системами.

Польза от унификации ПО

Источник: БГУ, 2014

Тимур Байжуманов, заместитель председателя правления казахстанской компании «Национальные информационные технологии», рассказал об особенностях информатизации госведомств страны. Главная идея связана с построением государственной облачной платформы и переводом всех ИТ-систем в облако. Проект рассчитан на несколько лет и развивается в рамках государственной программы «Информационный Казахстан 2020». Причиной перевода систем в облако стал резкий рост расходов на обслуживание инфокоммуникационной инфрастуктуры. К тому же, несмотря на то что зачастую функционал разных систем дублируется, часть данных по-прежнему недоступна. Проект убивает сразу трех зайцев – сокращает число ненужных внедрений ИТ-решений, снижает число ЦОД (и серверных комнат) с одновременным увеличением нагрузки на каждый и позволяет сосредоточиться на быстрых модульных решениях, срок внедрения которых не более шести месяцев. Оптимизировать расходы на лицензирование удается за счет применения технологии VDI.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Панельная дискуссия

На панельной дискуссии были подведены итоги успехам и неудачам информатизации госсектора. На вопрос, нужен ли вообще единый портал госуслуг или достаточно ограничиться региональными сервисами, Владимир Авербах, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России, дал однозначный ответ – да, такой портал необходим, как необходимы и различные механизмы или каналы получения госуслуг. И региональные, и федеральные порталы будут развиваться и улучшаться и дальше. Надо сказать, что такая ситуация пришлась по душе не всем – регионы становятся как бы заложниками федерального портала и не могут развивать собственные услуги, которые, по мнению глав регионов, более востребованы на местах.

В 2013 г. появилась обновленная система СМЭВ 3.0. Внесенные изменения должны повысить надежность СМЭВ и снизить сбои в работе интеграционной шины (иногда ведомственные решения не реагируют на запросы – то ли ИТ-системы дают сбой, то ли ведомственные каналы связи не справляются с нагрузкой).

Что касается самих услуг, то, несмотря на целый ряд предложений (таких как: учитывать мнения не только поставщиков, но и потребителей услуг, изменить методику выбор приоритетных услуг), менять коней на переправе, то есть правила игры при формировании списков электронных услуг, министерства не намерены. Владимир Авербах полагает, что заложенные в так называемую дорожную карту (план по развитию проекта электронных услуг) упрощенные механизмы доступа к госуслугам приведут и к росту качества самих услуг, и к большей их востребованности. Предполагается, что число документов личного хранения, которые необходимы для тех или иных услуг, будет снижено, и они будут переведены в электронный вид.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

В рамках панельной дискуссии Андрей Никуличев, председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области, поделился опытом эффективного решения актуальных проблем. По его мнению, необходима централизация полномочий и документирование всех бизнес-процессов, связанных с электронными госуслугами. Идею о том, что внедрение сложных ИТ-комплексов должно идти сверху вниз, поддержали практически все участники в панельной дискуссии, а именно: Леонид Кесельбренер, заместитель председателя правительства Республики Северная Осетия-Алания, Дмитрий Разумовский, министр развития информационного общества Калужской области, Александр Албычев, директор департамента информатизации Тюменской области, Александр Антонов, начальник управления информатизации Пензенской области, Анатолий Дюбанов, руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, Эдуард Лысенко, директор департамента информатизации и связи Ярославской области, Артем Мелихов, заместитель директора департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Николай Павлов, руководитель агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской области.

Сергей Лосев

Презентация Левашов Александр, заместитель главного редактора CNews
Информатизация госсектора: вид сбоку
Презентация Чучелов Андрей, генеральный директор BSS Engineering
Как оживить региональный портал госуслуг
Презентация Финк Дмитрий, директор практики региональных проектов AT Consulting
Актуальные направления формирования электронного правительства
Презентация Деянышев Вадим, генеральный директор «АйТи. Ведомственные системы»
Важнейшие факторы успешной информатизации региона
Презентация Керценбаум Кирилл, менеджер по развитию бизнеса, «Лаборатория Касперского»
Вопросы обеспечения информационной безопасности критически важных объектов и информационных систем уровня государства
Презентация Гусев Владимир, менеджер по работе государственными организациями Polycom в России
Дистанционные технологии на службе общества и государства
Презентация Семененко Леонид, руководитель лаборатории информационных технологий, БГУ
Единая информационная система государственной статистики Республики Беларусь (унификация - путь к успеху)
Презентация Евраев Михаил, заместитель министра связи и массовых коммуникаций
Вопросы развития ряда проектов Минкомсвязи
Презентация Авербах Владимир, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России
Реализация новых подходов к оптимизации государственных и муниципальных услуг в электронном виде
Презентация Щепинов Вадим, вице-президент компании «Универсальная электронная карта»
Статус и перспективы универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации
Презентация Сафронов Роман, заместитель директора департамента информационных технологий Министерства здравоохранения РФ
Информатизация здравоохранения. Следующий шаг
Презентация Байжуманов Тимур, заместитель председателя правления компании «Национальные Информационные Технологии» (Казахстан)
Внедрение сервисной модели информатизации в государственных органах
Презентация Кесельбренер Леонид, заместитель председателя правительства Республики Северная Осетия-Алания
ИТ-парк «Алания». Ключевой элемент инновационного кластера: состояние и перспективы
Презентация Дюбанов Анатолий, руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области
ИКТ в госсекторе 2014. Региональные приоритеты
Презентация Скачать архив целиком