Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

От модернизации системы Казначейства к Электронному бюджету России

Первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко рассказала CNews о крупнейшем проекте модернизации Федерального казначейства (ФК) и о следующем этапе информатизации – создании системы «Электронный бюджет».

Дело в том, что у нас вся информация структурирована, есть классифицированная единица – рубль – и есть коды классификации, поэтому машинная обработка проводится быстро. Но что касается состояния активов, обязательств, дебиторской, кредиторской задолженности – здесь совсем другая ситуация. Мы ждем отчеты с мест, потому что это – данные для Главной книги. В этой части тоже проведена информатизация, но она локальная на уровне бюджетополучателей в субъектах – конкретных школ, больниц.

В основе отчетов – данные, заведенные в учетную систему многими людьми. Могу ли я быть уверена, что все договоры, которые мы заключили, уже заведены в этот отчет, и что бухгалтеры отразили в ней все свои операции? Никто на более высоком по отношению к ним уровне сказать не может, и я тоже.

Мы формируем отчеты только на основе данных о том, сколько прошло денег – наш отчет о финансах адекватен. А сколько договоров лежит, условно говоря, у бухгалтеров в столах, неизвестно. Мы столько всего сделали в плане управления финансами, но становится ли наш бюджет от этого прозрачнее? Мы не можем это сказать, потому что увеличившийся объем машинно обрабатываемой информации не означает, что поменялось качество данных, если они не структурированы, если бюджетные показатели не связаны с результатами. То есть, если люди вообще не могут понять, что же конкретно предполагается построить, какой объем услуг получить, то эта информация не может быть достоверна.

Поэтому, когда мы задали себе эти вопросы – о качестве и достоверности информации, – то решили поставить во главу угла будущей системы ту единицу, которая непосредственно ведет учет активов и обязательств, и которая может связать данные с результатами – бухгалтера в конкретном учреждении.


Татьяна Нестеренко: Модернизация Казначейства по большому счету велась только в самом ведомстве, а «Электронный бюджет» – это уже модернизация самих участников бюджетного процесса, продолжение реформ

Мы понимаем, что без систематизации и кодирования все формуляры, бизнес-процессы бесполезны. Если эту информацию не сможет читать машина, ее нельзя использовать. Значит, если мы решаем эти вопросы, то на портале необходимо создать «кабинет бухгалтера», заполнить его формулярами, разработать бизнес-процессы, составить систему справочников, которыми бухгалтер может руководствоваться, заполняя эти формуляры. И системой будет автоматически вестись Главная книга Российской Федерации. Автоматически – в этом глобальный смысл «Электронного бюджета».

И здесь уже возникает вопрос, нельзя ли централизовать учетные функции, которые выполняют бухгалтеры, в Казначействе? У нас в стране около пяти миллионов бухгалтеров работают в бюджетной сфере, и за счет создания централизованной бухгалтерии можно значительно сократить операционные расходы. Поскольку Казначейство является оператором создаваемой системы (в нем размещаются основные ГИСы, государственные информационные системы), то в этом направлении и будут изменяться его функции и роль.

CNews: Можно ли сравнить масштабы двух проектов: модернизации автоматизированной системы Казначейства (АС ФК) и создания «Электронного бюджета»?

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Татьяна Нестеренко: Да, масштабы сопоставимые, причем я бы назвала реализацию «Электронного бюджета» более масштабным проектом. Дело в том, что модернизация Казначейства по большому счету велась только в самом ведомстве. Да, изменения прямо или косвенно затронули наши системы, взаимосвязи с участниками бюджетного процесса, но в минимальном объеме. А «Электронный бюджет» – это уже модернизация самих участников бюджетного процесса, продолжение реформ.

CNews: Можете ли вы обозначить самые сложные и наиболее критические ситуации, которые пришлось преодолевать в ходе реализации проекта модернизации АС ФК? И какие факторы вы можете выделить как ключевые, которые обеспечили успех этого проекта?

Татьяна Нестеренко: Первым и ключевым фактором успеха стало то, что это был проект Минфина. На начальном этапе Федеральное казначейство входило в структуру Министерства финансов, к мнению которого прислушиваются, оно определяет политику в этой сфере, и оно же обеспечило проект всеми необходимыми ресурсами. Вторая причина успеха заключается в том, что работа велась командой специалистов высокого уровня, была создана эффективная система управления проектом. Большую консультативную помощь нам оказывали и стратегические партнеры из Всемирного банка в вопросах подходов к управлению проектом, и относительно тех решений, которые необходимо реализовать. Важно и то, что часть изначально заложенных в проект средств, была сэкономлена при его выполнении.

Безусловно, встречались и сложности, но они не были критическими. Самое сложное в России – это реализация того, что задумано. Мы можем что угодно придумать, составить планы, изобрести. А вот исполнить – это, оказывается, очень тяжело.

Трудности были с нормативно-правовым регулированием. Информационные решения строятся на бизнес-процессах, которые действуют в формализованном правовом поле, а соблюсти все правила и ограничения всегда тяжело, когда много участников. Например, на определенном этапе были сложности в согласовании действий с Центробанком, когда мы собирались интегрировать в платежный документ новые поля – коды классификаций – для ускорения учетных операций. Но это все известные риски, никаких необычных серьезных проблем у нас не возникало.