Разделы

Цифровизация Внедрения

Автоматизация производства без MES – все равно, что планы на вчера

Сегодня промышленные предприятия озабочены повышением эффективности. Эта задача затрагивает в первую очередь организацию производственных процессов. Как оптимально загрузить мощности? Как сократить цикл производства и при этом не снизить качество продукции? Как грамотно спланировать работу завода в краткосрочном и среднесрочном периоде? Как вообще узнать, что именно и в каком цеху производится в данный момент? К сожалению, на многих российских предприятиях подобные вопросы «повисают в воздухе». Ответить на них помогают системы управления производственными процессами (Manufacturing Execution System, MES). В России примеров их использования пока немного. О проектах внедрения MES-решений и их возможностях в интервью CNews рассказывает Антон Сушкевич, генеральный директор «Энвижн Груп».

CNews: Долгое время категория MES-систем оставалась на периферии, была знакома только узким специалистам. Ситуация изменилась? Если да, то почему?

Антон Сушкевич: MES-системы до сих пор распространены намного меньше, чем, например, ERP. Можно сказать, что в России эра корпоративной автоматизации началась именно с повсеместного внедрения ERP или отдельных модулей для ключевых процессов хозяйственной деятельности предприятия – бухгалтерского, финансового учета, закупок, логистики и т.д. MES-решениями, к сожалению, часто пренебрегают, недооценивая их значение.

Поясню: внедрив ERP, руководство видит, что теперь гораздо проще планировать объемы производства, видеть динамику продаж, контролировать затраты, а что происходит на оперативном уровне, кажется не таким важным, главное – выйти в отчетный период с требуемыми показателями. Но ERP-система не работает сама по себе, ей нужны данные. А откуда они приходят? В том числе из производственных цехов. Как правило, операторы сначала собирают показатели с различных контроллеров, датчиков, сводят их в таблицы или вручную вводят в ERP. Конкретные процессы устроены везде по-разному, но общая картина такова: на большинстве предприятий получение информации о производстве в большой степени завязано на использовании человеческих ресурсов. В итоге сводные данные поступают руководству с запозданием и уже не соответствуют текущему положению дел.

Ситуация постепенно меняется. Это связано и с ростом зрелости ИТ в компаниях, и с формированием у менеджмента понимания, что нельзя выстроить эффективное среднесрочное и долгосрочное управление, если нет порядка в оперативном. К тому же темпы развития рынка постоянно растут, заставляя игроков действовать динамично, быстро реагировать на все изменения конъюнктуры.

CNews: Как именно работает MES? За счет чего улучшается управляемость производством?

Антон Сушкевич: Практически все сложные производства оборудованы средствами автоматики, датчиками и приборами для сбора различных физических и химических показателей. Состав и функционал таких технических средств на каждом предприятии свой, но минимальная диспетчеризация присутствует почти везде.

MES собирает все данные от датчиков, котроллеров или диспетчерских систем в едином информационном пространстве, сводит, структурирует и предоставляет в удобном для анализа виде. Для сложноорганизованных промышленных предприятий это очень ценно: информация поступает в режиме онлайн со всех цехов и участков производства, которые могут находиться за пару-тройку километров друг от друга. Главный технолог или директор по производству видит все как на ладони.

Кроме того, MES мгновенно передает корректные данные в ERP-систему. Никаких сводных отчетов в ручном режиме – все уходит в «главный мозг» предприятия в режиме реального времени.

Преимущества MES для производственных процессов – это оптимальная загрузка оборудования и контроль качества на всех стадиях создания продукта. Также система помогает снизить потери, которые так или иначе возникают во многих технологических процессах.

Совместное использование систем MES и ERP позволяет всегда быть в курсе, что происходит на производстве, точнее планировать загрузку и оценивать объемы необходимого сырья при изменении ассортимента или характеристик продукции, снижать риски невыполнения обязательств перед дистрибуторами и клиентами.

Помимо чисто управленческих преимуществ, MES обеспечивает стопроцентный контроль качества. Это очень важно: сегодня российским предприятиям приходится соревноваться с зарубежными компаниями, и одним только лозунгом «Поддержи отечественного производителя!» рыночную долю не удержишь. Нужно предлагать потребителям действительно хороший продукт.

CNews: Позволяет ли MES учесть отраслевую специфику, особенности и уникальность процессов конкретного предприятия?

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Антон Сушкевич: Безусловно, «кухня» конкретного производства везде своя: в энергетике – выработка электричества, в нефтяной промышленности – переработка сырья и т.д. Данные, с которыми работает система, и архитектура решений от отрасли к отрасли могут быть разными. Но, в отличие от многих универсальных инфраструктурных ИТ-приложений, MES тесно интегрирована с производственными процессами.

Однако отраслевые нюансы – еще не все. Нет двух одинаковых нефтеперерабатывающих заводов, электростанций, металлургических комбинатов – у каждого свои особенности, каждый по-своему уникален. Поэтому не может быть и двух одинаковых MES-решений. Внедрению автоматизированной платформы всегда предшествует серьезная аналитическая работа.

Но с другой стороны, MES-системы различаются только по содержанию. Строятся они всегда по общим принципам, т.к. реализуют сбор, обобщение и анализ производственной информации.

CNews: Какую роль во внедрении MES играет системный интегратор?

Антон Сушкевич: Как правило, роль основного эксперта. Порядка 80% интеллектуального труда интегратора относится не к настройке продукта, а к консалтингу: анализу текущих процессов, поиску оптимальной производственной и бизнес-логики, создание грамотной архитектуры. Как и в любом проекте автоматизации, здесь важно не просто перенести существующие процессы из офлайна в онлайн, а сделать их лучше, удобнее, эффективнее. Команда внедрения должна иметь хорошую отраслевую экспертизу и понимать технологические процессы, свойственные данному типу производства. Также важно глубоко знать предлагаемую систему, т.к. в функционале платформы заложены лучшие практики, отработанные на сотнях внедрений по всему миру.

Почему в «Норникеле» отказались от Telegram в корпоративных коммуникациях и что используют взамен
Цифровизация

На российском рынке сильные команды в дефиците. Даже системные интеграторы крайне редко обладают такой экспертизой. Чаще можно встретить небольшие компании, которые специализируются на внедрении специализированных платформ, ориентированных на нужды конкретных отраслей.

CNews: Что привело «Энвижн Груп» на этот рынок? В каких отраслях наработана наиболее глубокая экспертиза?

Антон Сушкевич: Мы вышли на рынок MES по двум причинам. С одной стороны, увидели необходимость и интерес к системам этого класса у наших заказчиков. С другой – сами стали целенаправленно развивать технологические направления, связанные с решением специфических отраслевых задач.

Рынок меняется, зрелость заказчиков в области ИТ растет, и компании уже не желают пользоваться услугами десятка подрядчиков, один из которых строит ЦОД, второй прокладывает телекоммуникационные сети, третий внедряет бизнес-приложения, а четвертый создает АСУ ТП. Сам факт консолидации на ИТ-рынке, увеличения количества крупных аутсорсинговых контрактов, появления кэптивных игроков говорит о том, что клиент заинтересован в тесной работе с крупными ИТ-поставщиками, ожидая от них высокого уровня ответственности и качества.

Для нас, как для крупного системного интегратора, важно обеспечить клиентам решение всех задач, связанных с автоматизацией: от создания современной ИТ-инфраструктуры до настройки специфических отраслевых приложений и систем. Сегодня такие отраслевые портфели у нас есть для операторов связи, финансового сектора, ТЭК и промышленности.