Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ИКТ в госсекторе: первые итоги перезагрузки

Масштабная конференция с таким названием, организованная 26 сентября 2013 г. CNews Analytics и CNews Conferences, коснулась самых разных аспектов информатизации госсектора. Немало докладов касалось электронного правительства и портала госуслуг. В этих сферах сделано много, но предстоит еще больше. В основном требуются тестирование и отладка заявленных сервисов.

Многие области деятельности организаций госсектора информатизированы. В разработке и внедрении ИТ-систем участвуют десятки и сотни вендоров. Среди ключевых можно выделить «Ростелеком», предоставляющий оборудование и каналы связи, объединяющие федеральные и региональные ведомства, и программное обеспечение для обслуживания электронного правительства. Один из последних завершенных проектов, по словам Дмитрия Гуртова, исполнительного директора и директора департамента регионального развития проекта «Информационное общество» компании «Ростелеком», связан с созданием конструктора форм для описания электронных госсуслуг на федеральном портале.

С 2010 г. «Ростелеком» принимает активное участие в проектах РИЭП, МИС, ЖКХ и др.

Пилотные проекты по его адаптации успешно завершены в нескольких российских регионах, конструктор готов к массовому внедрению во всех субъектах федерации. «Ростелекомом» разработаны методические материалы, курсы и методология подключения новых услуг. Так, каждый предлагаемый регионом новый сервис проходит тестирование на специальных стендах и затем уже публикуется на портале госуслуг. Помимо этого, внедряются рабочие места регионального оператора, развивается ряд проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, а также поддерживается инфраструктура для проектов, связанных с безопасностью города: это не только камеры наблюдения, уже подключенные во многих российских городах, но и системы оповещения, диспетчерские центры. Так, информационная система для здравоохранения опробована уже в 32 регионах РФ, применяется в свыше 2,1 тыс. медучреждений, а число записавшихся на прием ко врачу через электронную регистратуру составляет почти 7 млн человек.

Весьма активно работают с госпредприятиями и банки – не секрет, что целый ряд услуг являются платными. Создавать для их обслуживания какую-то отдельную инфраструктуру бессмысленно: у банков уже существует и сеть банкоматов, и филиальные сети, и налажены коммуникации с клиентами различных социальных слоев. Надо лишь научиться пользоваться всем этим «хозяйством». Одна из особенностей оплаты за госуслуги, по словам Андрея Чучелова, генерального директора BSS Engineering, заключается в том, что потребители услуг и плательщики — не всегда одно и то же (скажем, родители оплачивают услуги дошкольных учреждений, школ и др.), потому идентификация потребителя – одна из основных проблем. Тем не менее проект продолжает развиваться. В настоящее время в рамках созданной инфраструктуры обслуживается около 660 учреждений, подключено 11 кредитных организаций, которые за прошедший год обработали почти 128 тыс. переводов на сумму 215,8 млн руб.

«Электронная Москва» – достаточно успешный проект, обслуживаемый одноименной компанией, сервис-провайдером. Для его обслуживания используется 5 центров обработки данных, из которых 2 принадлежат Москве (наиболее крупный, к слову, построен в этом году), а остальные арендуются. В дата-центрах, по оценкам Юрия Хухашвили, советника генерального директора компании «Электронная Москва», работает две сотни различных систем. В этом году нагрузка на них возросла — информатизировано школьное образование, к соответствующей инфраструктуре подключены все школы. Благодаря этому в 2013 г. около 90 тыс. первоклашек были зачислены в школы электронным способом. Реализован и проект электронных дневников (хотя не все школы отказались от традиционных бумажных дневников — там учет ведется параллельно).

Технологии и решения

Собранные в предыдущей главе проекты уже реализованы или близки к завершению, но ими информатизация госсектора не ограничивается. Рост числа госуслуг, создание ведомственных систем рано или поздно потребуют расширения спектра применяемых решений. Это касается и железа, и софта.

Владимир Волков, технический директор компании «Техносерв», отметил, что есть идеологическая недоработка и в существующих ИТ-системах, активно применяемых в госсекторе. Связана она не столько с функционалом, сколько с сопровождением. С 2011 г. требования к ИТ-системам для госсектора ужесточились, однако с точки зрения эксплуатации проблем с такими продуктами порой многовато. Поддержкой обычно занимается несколько компаний, каждая отвечает только за свой участок, а не за обеспечение работоспособности всей системы. Вполне возможна ситуация, когда каждый участник решает возникшую проблему в отведенный в договорах срок и никаких претензий к ним быть не может. Но проблемы же имеют обыкновение накапливаться, и каждую следующую будет решать другой интегратор. В результате время простоя той или иной системы и недоступности соответствующей услуги увеличивается катастрофически. Выход из положения — прибегать к системе управлению эксплуатацией и изменениями ИТ-решений.

Как сократить время на настройку резервного копирования и повысить его надежность?
Цифовизация

Информатизация госсектора выходит на новый этап: число новых систем снизилось

Источник: «Техносерв», 2013

Еще одну причину столь неспешного развития электронного правительства озвучил Сергей Грищенко, директор по работе с клиентами, Informatica Россия и СНГ. По его мнению, несмотря на то, что уровень отдельных ИТ-систем достаточно высок, они зачастую слабо интегрированы между собой, характерно это не только для России. Почти отсутствует интеграция между кредитными организациями и госструктурами через СМЭВ, подчеркнул Андрей Федорец, генеральный директор компании «АйДиСистемс». Он добавил, что сегодня сложно правильно идентифицировать плательщиков и потребителей услуг или взаимодействовать компаниям, работающим на федеральном уровне с региональными ведомственными ИТ-системами и порталами. Если разрешить на уровне нормативных актов обмениваться большим числом документов, то цепочка «юридическое/физическое лицо — кредитная организация — государство» позволит расширить число оказываемых услуг и обеспечит при этом двухсторонний канал связи.

Андрей Линев, генеральный директор компании «ИнтерТраст», напомнил, что российскому рынку документооборота в следующем году исполняется 20 лет. За это время рынок развивался достаточно логично, вендоры реагировали на запросы заказчиков и наращивали функционал продуктов. Сегодня системы документооборота имеют примерно одинаковую функциональность. Новые идеи в этой сфере появляются примерно раз в 3–5 лет, и сегодня рынок СЭД в ситуации неопределенности, куда двигаться дальше: в сторону ли интеграции с другими системами, в облака ли. Классические СЭД по-прежнему нужны для делопроизводства, управления контентом, атрибутирования и обеспечения жизненного цикла документа. Однако системы документооборота нового поколения, по мнению Андрея Линева, должны быть выполнены в сервисной архитектуре. При этом становятся актуальными задачи настраиваемых интерфейсов, персонализации получаемого контента, поддержки стандартных и нестандартных бизнес-процессов, а также элементы взаимодействия, аналогичные тем, что используются в Facebook и других социальных сетях.

Виктор Серебряков: Очень важно согласовать технологическую карту межведомсвенного взаимодействия

Виктор Серебряков

На вопросы CNews ответил Виктор Серебряков, вице-президент, директор Департамента комплексных проектов ЛАНИТ.

CNews: Какие государственные инициативы в области ИТ последнего времени вы считаете ключевыми

Виктор Серебряков: Одним из ключевых государственных ИТ-проектов за последнее время является реализация учета платежей и начислений за предоставленные государственные и муниципальные услуги, штрафов, пошлин на базе Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Надо понимать, что это подразумевает регистрацию в СМЭВ всех банков, принимающих подобные платежи, штрафы, пошлины.

Читать далее

Юрий Хухашвили: Чем больше жителей будет пользоваться московским порталом госуслуг, тем качественнее станут услуги

Юрий Хухашвили

На вопросы CNews ответил Юрий Хухашвили, советник генерального директора компании “Электронная Москва”.

CNews: Каковы особенности информатизации Москвы как столицы России? Какие новые задачи возникают в этой связи?

Юрий Хухашвили: Особенности информатизации очень сильно зависят от особенностей самой Москвы. Жители и бизнес требуют высокого качества услуг и постоянной их доступности. Поэтому главной особенностью информатизации я бы назвал нацеленность на удовлетворение потребностей пользователей - жителей города.

Читать далее

Андрей Чучелов: На ИТ-рынке достаточно необходимых программных решений

Андрей Чучелов

На вопросы CNews ответил Андрей Чучелов, генеральный директор BSS Engineering.

CNews: Как вы оцениваете успехи реализации крупнейших госпроектов (СМЭВ, ЕГИСЗ) в регионах?

Андрей Чучелов: Благодаря созданной информационно-телекоммуникационной инфраструктуре СМЭВ, заработало электронное взаимодействие на уровне федеральных органов исполнительной власти, активно включился во взаимодействие финансовый сектор.

Читать далее

Владимир Островский: Российские госпроекты часто нацелены на достижение внешнего эффекта.

Владимир Островский

На вопросы CNews ответил Владимир Островский, руководитель проектов по внедрению МИС корпорации InterSystems.

CNews: Чем отличаются подходы к реализации крупных государственных проектов в России и западных странах? 

Владимир Островский: То, что в западных странах все происходит принципиально иначе – это всего лишь иллюзия. Хотя, наверное, проекты в России более политизированы и больше нацелены на достижение некоего внешнего эффекта. И это вовсе не означает, что эти проекты будут полностью реализованы. Более того, часто можно наблюдать, как госпроект позиционируется в СМИ как вполне завершенный, хотя в реальности до этого еще далеко. Если искать отличительную особенность российских госпроектов, то сегодня она, пожалуй, именно в этом.

Читать далее