Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Подробная детализация процессов обеспечит успешный BPM-проект

Управление бизнес-процессами, исходя из определения и понимания этой концепции бизнесом, – нужная вещь, однако в реальной жизни специализированные BPM-решения применяются далеко не всегда и не везде. На этот счет даже шутят: что бы ни говорили теоретики, практики не воспользуются их трудами, и что бы ни делали практики, теоретики не признают законным. Почему так происходит, как этого избежать, как правильно внедрить BPM, стало темой десятой юбилейной конференции «BPM: основные тренды», проведенной 24 сентября 2013 г. CNews Conferences и CNews Analytics.

Современные реалии вносят немало нового в уже, казалось, устоявшуюся BPM-сферу. Чуть ли не ежегодно появляются новые идеи в управлении бизнес-процессами – большая часть их сразу же приживается. Скажем, сравнительно недавно возникла парадигма Intelligent Business Operation, представляющая собой активный сценарий использования BPM и применяемая в тех областях, где бизнес быстро меняется. И она уже вовсю работает, скажем, в транспортном бизнесе, где приходится быстро реагировать не только на предсказуемые события, но и даже на всякие форс-мажоры, наподобие изменения погодных условий или дорожного трафика.

По ряду оценок, общемировой рынок BPM в течение нескольких следующих лет будет расти со скоростью около 40% в год. В России управление бизнес-процессами тоже быстро развивается — многие отечественные крупные и средние компании перенимают и адаптируют «под себя» западный опыт. Возможно, поможет им и появившееся в этом году российское отделение международной ассоциации профессионалов в области BPM. Напомнил об этом открывший конференцию Станислав Макаров, журналист-аналитик CNews Analytics.

Без ИТ не обойтись

Об основных российских и международных трендах в сфере BPM можно говорить очень долго. Ключевым в них является информатизация — если процессный подход в управлении может обходиться без информационных технологий, то BPM (даже несмотря на то, что «предком» этой концепции был процессный подход) уже нет.

Компании знают, что такое бизнес-процесс, и, как правило, уже имеют определенный набор бизнес-процессов. По словам Марины Аншиной, председателя комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров, регламентируя их, важно не перегнуть палку, то есть не ограничить работника в самостоятельности и в то же время дать ему все необходимые инструменты и данные, дабы он принял правильное решение. В настоящее время происходит отход от оперативного BPM к коммуникативному — в последние годы бизнес уже принял такие формы коммуникации, как мобильная связь, Интернет и соцсети. Влияют они и на BPM.

Сегодня все чаще используется и ACM-подход, при котором определяются цели, ставятся ограничения и объясняются функциональные обязанности, а дальше сотрудники движутся к результатам самостоятельно, принимая те или иные решения. По словам Вадима Кузина, заместителя генерального директора по ИТ «Мосфлоулайн» именно ACM прижился в его компании. Марина Аншина подчеркнула, что такой подход, впрочем, часто зависит от личностных качеств. Так, первый работник справляется прекрасно с бизнес-процессом, другой же может принимать неверные решения. Слишком зарегулированные бизнес-процессы ведут к стагнации, а вообще нерегулированные к хаосу. Поэтому всегда должен быть компромисс между контролем и свободой. К сказанному выше можно добавить, что компаниям приходится сталкиваться и с «теневыми» бизнес-процессами, то есть заранее не предусмотренными и нигде не документированными нюансами, которые влияют на ход выполнения процесса. Существуют и неструктурированные процессы, они присущи компаниям с быстро меняющимся бизнесом: торговле, ритейлу, транспорту.

Мария Каменнова, генеральный директор «Логика BPM», резюмировала, что BPM должны быть гибкими и легко-перенастраиваемыми, а ИТ-системы – обеспечивать должную адаптивность. Сославшись на Gartner, она пояснила, что бизнес-мир входит в третью эру BPM – цифровые предприятия.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Внедрение — дело тонкое

Внедрить BPM быстро и просто редко когда получается. Даже если соответствующие проекты уже стартовали, бизнес просто уйдет вперед, и в итоге информатизация станет не помощником, а тормозом. Стоит отметить, что иногда сотрудники саботируют BPM, считая что подобные системы – всего лишь еще один инструмент слежки.

Непосредственно перед внедрением, возможно, имеет смысл провести ревизию используемых на предприятии ИТ-решений в соответствии с предложенной Gartner классификацией в зависимости от темпов обновления: на первом уровне учетные системы с длительным циклом работы, на втором уровне системы-дифференциаторы и на третьем инновационные системы с коротким жизненным циклом. К слову, Мария Каменнова отметила, что инвестировать в учетные системы не нужно. Основные вложения нужно делать в системы второго и третьего уровня.

Антон Шматалюк: Любое изменение должно идти в рамках процесса управления процессами

Антон Шматалюк, директор по консалтингу Центра управленческого и ИТ-консалтинга компании РДТЕХ, рассказал, кем, когда и как должны внедряться и использоваться BPM-системы.

CNews: BPM используется как средство повышения операционной эффективности предприятий. С другой стороны, есть мнение, в том числе у собственников бизнеса, что сами менеджеры и руководители линейных подразделений заинтересованы скорее в сохранении status quo, нежели в каких-либо инновациях. Кто в компании может выступать как «главный инноватор» и постановщик задач в BPM-проектах?

Антон Шматалюк: Самый мощный стимул возникает тогда, когда посыл идет именно от собственника, участвующего в операционном управлении своей компанией. За последние 2 года мне довелось поработать с двумя такими руководителями, которые лично разбирались в особенностях технологий, оценивая их преимущества для своего бизнеса. Генеральный директор, который не является собственником или мажоритарным акционером, стоит на втором месте в этом рейтинге с небольшим отрывом от директора-собственника.

Читать далее

Мария Каменнова: Скорость при внедрении инноваций – главный фактор успеха

Мария Каменнова, генеральный директор компании «Логика ВРМ» рассказала о новых управленческих методах, воплощенных в продуктах BPM, а также об отличительных признаках BPM 2.0 и продукта Metasonic.

CNews: Появились ли за последнее время какие-либо новые управленческие методы и подходы, которые ожидают своего воплощения в новых продуктах BPM?

Мария Каменнова: Коренных изменений в управление бизнес-процессами не произошло, хорошо структурированные бизнес-процессы управляются по классическому циклу «планируй – делай – контролируй». Однако в эко-среду, называемую «бизнес-процесс», добавились новые акценты: большую роль в организации и исполнении бизнес-процесса стали играть социальные взаимодействия, коллективная работа, потребовалась расширенная аналитика для более оперативного анализа. Выросло внимание к другим типам процессов, т.к. увеличилась их значимость в управлении бизнесом, а именно – к динамическим процессам (они также называются «процессы по цели»), теневым и неструктурированным процессам.

Читать далее