Разделы

Телеком Телеком B2B Мобильная связь Беспроводная связь Инфраструктура

"МультиФон" оперативного реагирования: год с момента запуска

Много копий было сломано в спорах по поводу того, как будут уживаться в современном мире операторы мобильной связи и SIP-телефонии. Последняя все больше перетягивала на себя "одеяло". Операторам "большой тройки надо было решать: выйти из VoIP-игры или включиться в нее. "МегаФон" сделал первый шаг в этом направлении, запустив новую конвергентную услугу "МультиФон". На вопросы CNews ответил Яков Бернштейн, Начальник отдела развития услуг для бизнес-рынка и конвергентных услуг компании "МегаФон"

Интервью с топ-менеджером

CNews: Как родилась идея создания "МультиФона"? Для чего он был создан?

Яков Бернштейн: Мы понимали, что существует естественный процесс развития телекоммуникаций, и что IP-телефония уже начинает влиять на наш основной бизнес. На то было две причины. Первая - это существенное увеличение скорости доступа в интернет и появление новых комфортных способов доступа. Второй фактор - это усилия производителей устройств, которые - часто даже обгоняя скорость развития сетей – комплектовали выпускаемые аппараты множеством новых функций. Так, достаточно давно телефоны были оборудованы, к примеру, Wi-Fi модулями, а сами они превратились в многофункциональные гаджеты. Это еще не полноценный компьютер, но достаточно гибкое устройство, чтобы на нем можно было использовать различные клиентские программы, в частности – приложения IP-телефонии.


Яков Бернштейн: "МультиФон" стал еще одним шагом, подтвердившим наши позиции в области инноваций и обеспечившим дальнейшее развитие бизнеса компании

Таким образом, приблизительно к 2007 году мы уже видели, что люди становятся мобильными, что они готовы к тому, чтобы носить в кармане небольшое устройство, оснащенное Wi-Fi модулем, позволяющее с помощью мгновенно появляющихся программных средств общаться через интернет. В этой ситуации у нас было два пути: либо пытаться бороться с этим, либо постараться этот процесс возглавить. Как инновационный оператор мы, естественно, выбрали второе и стали работать над собственным решением.

Таким образом, "МультиФон" стал еще одним шагом, подтвердившим наши позиции в области инноваций и обеспечившим дальнейшее развитие бизнеса компании в разрезе новых продуктов.

CNews: Сколько времени заняла разработка и тестирование? В какую сумму она обошлась?

Яков Бернштейн: Это очень сложный проект, поскольку он требовал достаточно серьезных изменений в нашей инфраструктуре: строительства специальной платформы, увеличения пропускной способности сетей между регионами и т.д. И само решение, его адаптация для наших пользователей – тоже весьма существенная работа. Проект реализовывался около 1,5 лет. При этом в опорном филиале – Столичном - мы запустили приложение в эксплуатацию за 10 месяцев, а все остальное время заняло распространение нового решения на остальную сеть "МегаФон".

Точную стоимость проекта назвать сложно, потому что помимо основной суммы, в которую был оценен труд разработчиков, есть множество непрямых затрат, начиная от оплаты труда инженеров и менеджеров и заканчивая электричеством, которое потребляют их компьютеры.

CNews: Использовался ли опыт зарубежных операторов? Есть ли у них подобные услуги?

Яков Бернштейн: По нашим данным, "МультиФон" – решение уникальное и до сих пор остается таковым на мировом телекоммуникационном рынке. Разумеется, сегодня существует бесчисленное множество voice-over-ip – "звонилок". Попытки отдельных операторов внедрить подобные stand-alone - решения также предпринимались до появления "МультиФона". Но этот продукт стал единственным в своем роде, так как оператор впервые сознательно пошел на объединение технологии IP-телефонии и собственной сети подвижной связи. И это действительно уникальный опыт.

CNews: В чем основные конкурентные преимущества "МультиФона" с технической и с организационной точек зрения?

Яков Бернштейн: Основным конкурентным преимуществом является интеграция IP и GSM. Поскольку мы стали универсальным оператором, то объединили все три технологии – фиксированную, мобильную и IP-телефонию. "МультиФон" является хорошим примером той самой конвергенции услуг, о которой так много говорят в мире телекоммуникаций, и которая позволяет абоненту получать какую-либо услугу независимо от способа доступа. В данном случае это голосовая связь, которую он может получить, воспользовавшись своим фиксированным или мобильным телефоном, а также приложением на компьютере.

Кроме того, с помощью приложения "МультиФон" пользователь может управлять способом доступа к телефонии и способом маршрутизации звонков. Так, можно выбрать параллельный режим звонков – в этом случае звонки будут приходить как на телефон, так и на приложение на компьютере. В то же время можно выбрать режим, при котором звонки будут приниматься только на компьютере, минуя мобильный телефон. Возможен и такой режим, при котором входящие вызовы будут приниматься на мобильный, а исходящие могут идти как с мобильного, так и с компьютера.

Это позволяет клиенту получать выгодный доступ к услугам оператора из любой точки мира, где есть сеть интернет, и управлять маршрутизацией вызова.

CNews: Каковы технические требования к интернет-каналу, чтобы работал "МультиФон"? Можно ли использовать GPRS?

Яков Бернштейн: Мы реализовали современное, для 2011 года уже достаточно традиционное решение, когда приложение адаптируется к пропускной способности канала. Так, программа автоматически выбирает наиболее подходящий к текущей скорости канала кодек. Более того – этот кодек может меняться в процессе разговора при ухудшении качества связи.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Если говорить о минимальных требованиях, то можно сказать, что даже при использовании GPRS - Edge уже возможно голосовое соединение – хотя качество будет оставлять желать лучшего. Конечно, желательно устойчивое соединение со скоростью не менее 128 килобит в секунду.

CNews: Какие трудности чаще всего возникают у тех, кто начинает пользоваться услугой?

Яков Бернштейн: Мы делаем все, чтобы трудностей не возникало совсем. Для этого мы постоянно проводим пользовательские тестирования с опросами фокус-групп перед запуском новых сервисов или сразу после. И на основании результатов исследований мы также организуем дополнительные разработки, избавляемся от возникших проблем. Недавний пример: защита от программных средств при регистрации оказалась слишком сложной, коды от автоматической регистрации очень плохо читались, что создавало неудобство для пользователей. Когда это выяснилось, процедура была сокращена и упрощена.

CNews: Перечислите сторонние программы, которые корректно работают с "МультиФоном" на базе различных ОС.

Яков Бернштейн: В "МультиФоне" реализован стандартный SIP-протокол, и большинство из существующих – а их великое множество – клиентов SIP-телефонии, работают вполне корректно. К примеру, под Windows хорошо работает X-Lite, для Android и Symbian - Fring.

CNews: Сколько сейчас пользователей у "МультиФона"?

Яков Бернштейн: В "МультиФоне" сейчас зарегистрировано около 400 тыс. пользователей, и этого показателя мы достигли менее чем за год.

CNews: Какие прогнозы по увеличению?

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Яков Бернштейн: К середине 2012 года мы планируем увеличить число пользователей до 5 млн. Развитие услуги не остановлено, мы активно дорабатываем продукт. Сегодня у нас в разработке порядка 100 новых опций.

CNews: Как вы продвигаете и будете продвигать услугу? На слуху ведь только Skype.

Яков Бернштейн: В ближайшее время мы планируем начать активное продвижение "МультиФона" для корпоративных клиентов – как для телефонизации офисов с помощью IP-телефонии, так и в комплексе с другими нашими услугами – "Короткий набор", "Мобильная АТС" и так далее.

Что касается Skype, конечно, это приложение достаточно распространено, но сейчас число его пользователей в России, если исходить из информации в открытом доступе от самой компании, не должно превышать 10 млн. чел.

Во-вторых, судя по той же публичной информации, большинство пользователей Skype пользуется его бесплатными функциями, не принося его создателям и владельцам существенного заработка. Кроме того, те функции, которые составляют наше конкурентное преимущество, а именно – связку с телефоном абонента – мы предоставляем бесплатно, позиционируя эту услугу как еще один конвергентный доступ к услугам "МегаФона". В Skype же функция номера для входящей связи стоит примерно 5 евро в месяц.

Таким образом у нас есть определенные преимущества перед Skype, и мы верим, что "МультиФон" обладает неплохими перспективами, по крайней мере, в России. Более того, мы ожидаем, что на этот рынок выйдут и другие операторы так называемой "Большой тройки". И если сегодня соотношение сил со Skype у нас – условно – 1:20, то долей рынка в 20-30 % в ближайшие годы мы будем вполне довольны.