Разделы

Безопасность Аутсорсинг Стратегия безопасности

Аутсорсинг ИБ: заказчику и исполнителю есть повод договориться

Минувший год оказался богатым на прогнозы и амбициозные заявления российских интеграторов, причем самые смелые касались сегмента аутсорсинговых услуг. Именно эта ниша казалась той самой "землей обетованной", десантировать на которую стремился чуть ли не каждый поставщик ИТ-сервисов. И впрямь, количество заключенных контрактов в 2008 году заметно возросло (при значительном снижении стоимости самих контрактов), но всегда ли их можно отнести в копилку аутсорсинга, решают ли они вопросы информационной безопасности, и существует ли рынок аутсорсинга ИБ в чистом виде на российских просторах?

Наиболее перспективным направлением в этой области является защита персональных данных в соответствии с требованиями ФЗ № 152 "О персональных данных". Вероятные заказчики подобного рода услуг - крупные и средние компании, которые заинтересованы в соблюдении действующего законодательства. По мнению начальника аналитического отдела компании “ЕВРААС. Информационные технологии" Максима Ворожцова, проекты по защите персональных данных являются самыми перспективными, поскольку эта тема поддерживается регуляторами. Интерес к аутсорсингу защиты персональных данных проявляют те организации и предприятия, для которых содержание собственной развитой службы ИБ не оправдано с точки зрения бизнеса. Например, это касается государственных учреждений, компаний среднего и малого бизнеса, крупных предприятий, не имеющих больших подразделений ИБ или желающих повысить их эффективность. Как правило, такие компании не могут похвастаться наличием штатного квалифицированного персонала и возможностью внедрения дорогостоящих систем защиты информации. Кроме того, они испытывают определенные трудности с получением ряда лицензий, которые необходимы при организации и хранении защиты персональных данных.

Передача сервисов ИБ глазами заказчика

Заместитель директора департамента информационной безопасности финансовой корпорации "Открытие" Игорь Калганов отмечает, как минимум, три проблемы, c которыми чаще всего могут столкнуться потенциальные заказчики аутсорсинга услуг ИБ, обратившись в компанию-интегратор впервые. Прежде всего, это отсутствие, либо фрагментарное отражение актуальной информации об изменениях в системе ИБ заказчика. Как результат, договоры об аутсорсинге зачастую не могут иметь ссылок на какие-либо значимые документы компании.

Второй проблемой является отсутствие, как у исполнителя, так и у заказчика метрик, при помощи которых можно было бы измерить качество услуг или определить явным образом факт того, что услуга оказана.

Третья проблема связана с привлечением сторонних компаний, которые выступают в качестве подрядчиков интегратора. Кредит доверия, как и риск потери контроля над конфиденциальной информацией для заказчика в этом случае возрастает. Такая практика работы аутсорсера воспринимается негативно и сотрудничество с ним не продлевается.

Для решения указанных проблем Игорь Калганов рекомендует компаниям, заинтересованным в услугах аутсорсинга ИБ более тщательно документировать ИТ- и ИБ-процессы: отслеживать все текущие изменения в передаваемых на аутсорсинг сервисах (чтобы сохранить жизнеспособность проекта даже при смене подрядчика); разрабатывать и совершенствовать всеми участниками взаимоотношений систему оценки услуг по аутсорсингу ("метрик").


Подписание SLA cводит риски срыва работ к минимуму

При построении системы контроля услуг аутсорсинга важно помнить, что она должна охватывать как свои (внутренние) процессы, так и сервисы, являющиеся смежными, переданными на поддержание аутсорсеру. Необходимо не только отображать текущее состояние процессов и сервисов, но и прогнозировать развитие ситуации хотя бы в краткосрочной перспективе.

Выбор аутсорсера ИБ. Как не ошибиться?

Решая передать часть задач ИБ под ответственность аутсорсера, заказчик должен понимать, что полностью исключить риски некорректной работы с информационными данными, равно как и затраты на персонал и поддержку задач ИБ, ему не удастся. При аутсорсинге вместо одних рисков возникают другие, а на смену бюджетам ИБ приходят затраты на оплату услуг поставщика сервиса. Что выгоднее? Ответ на этот вопрос может дать лишь сама организация с учетом специфики своего бизнеса, внутренних ИТ-ресурсов и стратегических целей.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Процесс выбора исполнителя такой сложной задачи базируется, прежде всего, на доверии, кредит которого может складываться как по результатам уже реализованных проектов, так и по формальным признакам. Например, репутация и порядочность исполнителя – не что иное, как качество работы вполне определенных людей, поэтому заказчик может обратить внимание на наличие квалифицированных специалистов в штате аутсорсера. Сюда же следует отнести опыт работы в данной сфере и наличие успешно реализованных проектов, отзывы клиентов.

Кроме того, заказчик должен получить действительные свидетельства наличия у исполнителя материально-технической базы, позволяющей предоставлять услуги по аутсорсингу в требуемом объёме и соответствующего качества. При необходимости желательно разобраться с полномочиями и компетенцией вероятного субподрядчика.

Инициируя аутсорсинговый проект, компании важно уже на предварительном этапе отбора исполнителя определить критерии и правила предоставления услуг, а также обязанности всех участников взаимодействия. В подробный SLA, который сводит риски срыва работ к минимуму, включается специально-разработанная система "метрик" (она закрепляет объем и качество услуг).

Генеральный директор компании "Диалог-Наука" Виктор Сердюк отмечает основные положения типичного договора аутсорсинга: описание функциональных задач, выполнение которых берет на себя подрядчик; ответственность заказчика и исполнителя; меры по обеспечению информационной безопасности при взаимодействии заказчика и исполнителя; порядок предоставления отчетности, содержащей результаты выполненной работы; стоимость оказания услуги аутсорсинга.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Как видим, ключевым моментом при оформлении договоренностей между сторонами выступает ответственность исполнителя. Тем не менее, успех проекта определяется не только хорошо проработанными механизмами контроля, но и готовностью заказчика выстраивать длительное сотрудничество, отражая текущие изменения (как позитивные, так и негативные) в системе ИБ. Основным же мотивом передачи функций ИБ аутсорсеру должно оставаться стремление сделать бизнес более управляемым путем вывода непрофильных направлений из деятельности компании. В этой ситуации, когда все участники рынка ИБ готовы приступить к конструктивному диалогу и инициировать сделки по аутсорсингу, особенно важны единодушие и общие правила игры, в процессе которой могла бы строиться эффективная система предоставления услуг, а не Вавилонская башня, символизирующая сумятицу и отсутствие взаимопонимания.

Елена Гущина / CNews