Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Руслан Демидов: Достоверность информации становится принципиальным фактором успеха

Текущая экономическая ситуация, безусловно, накладывает свой отпечаток на стратегии компаний – из-за неопределенности организации не в состоянии планировать долгосрочное развитие и вынуждены оперативно реагировать на перемены и подстраиваться под них. В этих условиях большое значение для предприятий приобретает четкое и структурированное управление всей имеющейся у него информацией. Об особенностях и результативности такого подхода CNews рассказал Руслан Демидов, заместитель генерального директора компании ВСС.

CNews: Сейчас достаточно много говорят о так называемых "волшебных антикризисных ИТ-решениях", внедрение которых поможет компаниям преодолеть кризис. Одно из первых мест в этом "списке" занимает SOA. Как вы считаете, насколько это оправданно, и можно ли вообще говорить о существовании некой "антикризисной" технологии, которая "спасет" ИТ-рынок?

Руслан Демидов: Никакой отдельно взятой "волшебной антикризисной технологии" не существует. Любое успешное решение подразумевает комплекс организационных и технических мер, наличие четкого плана по их реализации и умение его выполнить.

В информационных системах глобально есть только две проблемы - недостоверность информации и ее несвоевременное поступление. В результате бизнес-процессы организации, страдающие от таких проблем, функционируют недостаточно эффективно или не работают вообще. Ведь люди основывали свои решения на неверной информации!

Конечно, полностью исключить эти проблемы нельзя. Тем не менее, можно поработать с факторами, влияющими на количество и качество этих проблем, тем самым уменьшив размеры бедствия до приемлемых величин.

Одним из ключевых факторов успешного решения этой задачи является формирование целостного отношения ко всем видам информации – по сути - к предметной области организации. Информация должна восприниматься как очень важный и ценный актив, которым нужно управлять, контролировать и учитывать его интересы при решении любых насущных задач. Мы видим свою миссию в том, чтобы в первую очередь помочь организации сформировать такое отношение, а уже затем дать инструменты, позволяющие работать с этим активом, в том числе и SOA.

Почему это так важно сейчас? Почему такой подход действительно, без преувеличений и натяжек, можно назвать антикризисным? Для ответа на этот вопрос попробуем понять, а что же такое кризис. Снижение объемов потребления в обществе, построенном на потреблении? Скорее наоборот, поскольку такой "кризис" снижает нагрузку на окружающую среду лучше, чем все инициативы в области экологии, вместе взятые, причем без особого ущерба для качества жизни потребителей. Очевидно, проблема в другом. Кризис – это слом устоявшегося тренда, состояние полной неопределенности даже в отношении ближайшего будущего. Поэтому долгосрочное планирование, не слишком эффективное и в спокойные годы, сейчас невозможно в принципе. Необходимо переходить к сквозному управлению предприятием фактически в режиме реального времени. А это, в свою очередь, предъявляет принципиально иные требования к качеству управленческой информации.

CNews: Каким образом можно эффективно управлять таким количеством разрозненной, неструктурированной и динамической информации?

Руслан Демидов: Безусловно, управлять этим активом в таком состоянии попросту невозможно. Поэтому создается надстройка, в которую шаг за шагом, система за системой должна быть внесена предметная область предприятия. Помимо этого, необходимо разработать, утвердить и принять всеми подразделениями к исполнению новые единые правила добавления, изменения или удаления информации. Следует закрепить ответственные за ведение каждого типа информации подразделения и определить потребителей, изменение перечня которых также происходит по определенным правилам. ВСС предлагает технологическую платформу для реализации такой надстройки в виде интеграционной шины и ядра, построенных с применением самых современных и производительных на сегодняшний день инструментов.

CNews: На первый взгляд, эти изменения сопоставимы с внедрением ERP-системы, при том что результаты, мягко говоря, не так очевидны?

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Руслан Демидов: Сопоставление с внедрением ERP очень интересно! Дело в том, при внедрении ERP-системы компании неизбежно сталкиваются с необходимостью упорядочивания предметной области. Однако это осуществляется в интересах другого проекта, и зачастую острые проблемы неправильно спроектированных информационных потоков не устраняются, а лишь маскируются под давлением срока запуска ERP. Как итог – не очень оптимистичная статистика внедрений и недовольство заказчика в процессе эксплуатации. Мы считаем, что эти задачи следует решать раздельно. Так, например, в BCC разработана методика, позволяющая бескровно изменять логику информационных потоков, подобно пересадке органов в медицине. Каждой операции предшествует тщательная подготовка, тестирование вплоть до укладывания в требуемый временной норматив. Правда, в отличие от медицины, у нас сохраняется возможность возврата работающей системы в исходное состояние. Как результат – мы не трогаем пользователей систем, а значит, большинство проблем внедрения сведены на нет, а нервные клетки тратит только ИТ-подразделение заказчика и мы.

Сложнее с очевидностью результатов выделения предметной области в отдельно управляемый актив. Тем не менее, мы работаем над этим, поскольку очень важно донести понимание до бизнеса.

CNews: В чем, по-вашему, заключаются результаты такой работы? Лишь в снижении риска неуспешного внедрения ERP?

Руслан Демидов: Конечно, не только снижение риска внедрения. У нас есть наработанные решения, позволяющие добиться существенных улучшений даже там, где ERP уже внедрена без отдельного проекта по выделению предметной области. Например, мы первыми в России осуществили проект по стабилизации роста промышленной базы данных SAP за счет применения специализированного решения по архивации и выносу неструктурированных данных. В результате рост базы, угрожавший производительности системы, остановлен, а эффективность обработки повышена, т.к. все "лишние" данные убраны в специальный архив.

Но основной результат все-таки заключается в прямом доступе ко всей информации организации тех людей, которые способны придумывать, как извлечь из нее прибыль или конкурентные преимущества. Ведь в организации так много интересной информации, которая лежит в специализированных технологических системах, и о ее наличии может не подозревать никто, кроме технического персонала, использующего ее по прямому и достаточно узкому назначению.