Разделы

ПО Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Игорь Никифоров: Иногда СДО ничем нельзя заменить

Катастрофическая нехватка кадров в ключевых отраслях экономики приводит к стремительному росту рынка систем дистанционного обучения (СДО) в России. Пока его объем невелик, однако ожидания участников более чем оптимистичны. Вытеснить очную форму обучения СДО, конечно, не смогут, но способны существенно повысить ее эффективность. А иногда альтернативы СДО просто нет, считает Игорь Никифоров, генеральный директор компании "Корпоративные системы обучения" (BCC Group). О потенциале российского рынка СДО и "смерти" e-learning он рассказал в интервью CNews.

CNews: Что представляет собой сегодняшний российский рынок систем электронного обучения и что принято понимать под термином СДО?

Игорь Никифоров: Да, когда мы говорим про рынок дистанционного обучения, и вообще про системы дистанционного обучения, нужно четко понимать, что за этим стоит. Сегодня часто можно услышать, что e-learning умер, или СДО умерли. И это так, потому что сегодня в понятие "система дистанционного обучения" вкладывается совершенно не то, что вкладывалось в момент его появления в середине 1990-х гг. В те годы разработчиками вынашивалась идея построения полностью автоматизированных дистанционных систем обучения, но в этом направлении не было достигнуто ощутимых результатов. Первые ожидания от технологий компьютерного обучения не оправдались. Девальвация термина "дистанционное обучение" произошла из-за того, что хотя этим и занимались профессиональные команды, они фокусировались на технологических аспектах и абсолютно не обращали внимания на обучаемых – на те результаты, которые последние достигали. Заказчики поняли, что вкладывают средства в системы, которые не дают отдачи. Так, в конце 1990-х – начале 2000-х гг. было инвестировано очень много средств в разработку систем дистанционного бизнес-образования, в дистанционное образование в вузах. Однако сегодня системы дистанционного обучения выстроены и функционируют в единичных бизнес-школах и вузах. Фактически, в то время был сделан правильный акцент, но неправильно оценена сложность задачи.

Сейчас СДО дают действительно хорошие результаты, особенно в корпоративном сегменте, где требуется повышение квалификации уже подготовленных людей под конкретные новые задачи. Результаты такого обучения можно легко проверить и оценить. Кроме того, разработчикам стало понятно, что участие преподавателя, инструктора обязательно в СДО. Его нельзя заменить, но его деятельность можно автоматизировать до такой степени, чтобы эффективность его работы значительно возросла. Так, СДО позволяют повысить эффективность деятельности преподавателя минимум на 40%. То, чем мы сейчас занимаемся, это по большому счету не дистанционное обучение, а автоматизация процессов обучения, в том числе очного.

CNews: Что СДО могут сейчас, что понимается под словами "автоматизация обучения"?

Игорь Никифоров: Говоря простым языком, три "кита" полноценной системы дистанционного обучения – это учебный материал, тесты и расписание занятий. Более формально – это три подсистемы, отвечающие за доставку учебного материала обучаемому, контроль его знаний, планирование и мониторинг обучения в целом. В рамках такой модели конкретная реализация каждой из подсистем может быть выполнена самым различным способом.

Рассмотрим подсистему доставки учебного материала. Учебный материал может доставляться по каналам интернет в виде традиционных web-страниц или более сложных web-приложений. Также учебный материал может доставляться на компакт-дисках, что актуально для обучения, требующего большого количества качественного аудио и видео материала. Однако учебный материал может доставляться также и преподавателем в ходе очного занятия. В каждом из вышеперечисленных случаев подсистема доставки учебного материала присутствует, но реализована различными способами. Более того, очень часто требуется совместить все эти способы доставки в рамках одной СДО, в так называемом смешанном подходе к обучению.

За интеграцию разнообразного учебного материала в рамках одной СДО отвечает подсистема управления обучением. Традиционно к задачам данной подсистемы относят, в частности, учет обучающихся, назначение обучающимся занятий в определенной последовательности (так называемых программ обучения), хранение результатов тестирования и построение разнообразных отчетов. Хочу обратить внимание, что именно компоненты планирования и мониторинга обучения дают основную составляющую эффективности будущей системы. Для примера, представьте себе, что если количество обучающихся в системе составляет тысячи, а количество курсов - несколько сотен (что вполне реально для современных промышленных систем), то обучение будет вестись по сотням тысяч человеко-курсов одновременно и назначать программы обучения вручную станет просто невозможно. Сразу же встает вопрос о необходимости средств автоматизации, которые автоматически распределяли бы пользователей по группам, назначали бы им требуемые курсы и т.п.

Что касается подсистемы контроля знаний, то в настоящий момент методологические вопросы компьютерного тестирования проработаны достаточно глубоко, чтобы покрыть основной спектр задач по контролю знаний обучаемого. Существуют десятки видов тестов, в вопросах активно используется видеоматериал, компьютерное моделирование, ролевые игры. Тем не менее, по прежнему актуальной является задача создания целостной системы тестирования, которая гарантированно проверяет то, чему учили, и не спрашивает то, чему не учили.

Игорь Никифоров: Наибольший риск провала проекта создания СДО приходится на этап внедрения

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

В целом набор базовых требований к СДО уже сформирован. В частности, исследовательское агентство Technology Evaluation Centers (TEC) на платной основе распространяет систему оценки и отбора СДО, основанную на анализе более 600 стандартных требований. И все системы СДО ведущих производителей, в том числе и наша TrainingWare, так или иначе удовлетворяют большинству из них. Однако все серьезные проекты внедрения СДО показывают, что вне зависимости от производителя внедрение "в лоб" базовой стандартной версии оказывается невозможным. Для построения эффективной системы необходим сбор и анализ специфических требований заказчика с их последующей реализацией, что может осуществить только мощная профессиональная команда внедренцев.

CNews: Чем вызвана сегодня потребность в системах дистанционного обучения? Какие отрасли наиболее остро в них нуждаются?

Игорь Никифоров: Основная причина возрастающего спроса на СДО – катастрофическая нехватка квалифицированных кадров в ключевых отраслях экономики, и, соответственно, необходимость быстро ее ликвидировать. Решение этой задачи разбивается на две составляющие: обучение "с нуля" - в вузах и профтехучилищах, и повышение квалификации (переобучение) имеющегося персонала. Как уже говорилось, в обоих случаях СДО востребованы именно как средство автоматизации учебного процесса, в том числе очного, способного резко повысить эффективность работы преподавателей, сократить сроки обучения при должном его качестве.