Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Любовь Рыбакова: Ритейлеры меняют "ИТ-затраты" на "ИТ-инвестиции"

Рост конкуренции, активное расширение сетей и борьба за клиента стимулируют спрос на ИТ среди российских торговых компаний. Кто-то из них воспринимает вложения в информационные технологии как инвестиции в собственный рост, а кто-то как неизбежные траты. От чего зависят взгляды на ИТ? Какое ИТ-решение можно считать идеальным? Об этом в интервью CNews рассказала Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail.

CNews: Какие тенденции, существующие в российском ритейле, влияют на потребление информационных технологий компаниями отрасли?

Любовь Рыбакова: Розничная торговля в России продолжает поступательное движение: появляются новые игроки, расширяются существующие сети, активно развивается франчайзинг, растет уровень конкуренции. Чтобы принимать решения по управлению своим бизнесом в таких условиях, руководителям торговых компаний требуется больше информации в самых различных аспектах. Увеличение числа магазинов, выход в регионы, привлечение франчайзинговых партнеров повышают требования к ИТ в части работы в распределенной среде и надежного обмена данными между удаленными объектами (магазинами, складами, региональными офисами, офисами партнеров и поставщиков и т.д.).

Растущая конкуренция, в том числе и со стороны приходящих в Россию западных торговых сетей, заставляет внимательнее относиться к клиентам, вырабатывать индивидуальный подход и тщательно отслеживать предпочтения. Чтобы успешно существовать на рынке, торговым компаниям необходимо знать своих клиентов, использовать различные маркетинговые программы. Это заметно подстегнуло спрос на CRM-системы. Внедрение CRM приводит к отличным результатам: компании увеличивают продажи и повышают уровень лояльности клиентов за счет ускорения своих бизнес-процессов, сокращения временных затрат на обработку обращений клиентов, автоматизации рутинных операций. Кстати, в прошлом году мы сами успешно внедрили у себя, в Borlas Retail, CRM-решение Microsoft. Мы интегрировали с этим решением наш продукт TradeX и предлагаем его клиентам.

Кроме того, усиление конкуренции приводит к тому, что требуется больше внимания уделять товарному ассортименту магазинов и его оборачиваемости, а для этого необходимо собирать более детальную информацию об имеющихся товарах и ходе их продаж.

CNews: Какие внутренние задачи торговые предприятия непродовольственной сферы хотят решить в первую очередь, обращаясь к поставщикам ИТ-решений?

Любовь Рыбакова: Преимущества автоматизации процессов управления сегодня уже не нужно объяснять владельцам и руководителям компаний. Они хорошо понимают, насколько важно в условиях динамичного роста рынка, начала консолидации и укрупнения бизнеса внедрить корпоративную информационную систему. Это инструмент сохранения управляемости при активном развитии, инструмент обеспечения прозрачности бизнес-процессов. Наличие в торговой компании такой системы управления – необходимое условие привлечения инвестиций.

Первоочередная и основная задача, с которой к нам сейчас обращаются ритейлеры – это обеспечение возможности гарантированного получения полной и оперативной информации о движении товаров в компании. Сейчас, пожалуй, уже нет торговых организаций (за исключением совсем небольших), которые не используют в своей деятельности систему для учета товародвижения. Руководителям требуются своевременные данные из всех магазинов, зачастую расположенных в различных регионах страны и даже за ее пределами. Да и для принятия решения о том, какой товар закупать, какой распродавать и так далее, требуется анализировать множество характеристик товара, темпы его продаж, запросы потребителей и т.д. Собрать данные воедино и в нужный момент представить в необходимом разрезе можно только с помощью интегрированной ИТ-системы. Поэтому заметно вырос интерес к специализированным и тесно интегрированным решениям. Именно они предоставляют лучшие практики на стыке торговых и информационных технологий, помогают достигать требуемых целей.

Клиенты также ставят задачу построения сервисно-ориентированной архитектуры бизнес-процессов, то есть такой организации ИТ, которая не просто связывает все информационные системы компании между собой, а обеспечивает полное сближение бизнес-стратегий и информационных технологий.

При этом, поскольку клиентам требуются уже достаточно сложные информационные системы, возрастает и уровень требований к специалистам, которые будут с ними работать, и уровень требований к организации внутренних процессов. Важность этих моментов пока понимают далеко не все руководители торговых компаний, в связи с чем возникают серьезные трудности. Мы стараемся донести свои рекомендации по этим вопросам, поскольку от подхода к ним напрямую зависит эффективность использования ИТ-решения, внедренного у ритейлера.

CNews: Для ритейла создано достаточно много отраслевых продуктов. Есть ли какие-то задачи, которые разработчиками ИТ-решений пока не охвачены?

Любовь Рыбакова: Для решения всех основных задач торгового бизнеса уже имеются ИТ-разработки, причем разного уровня и с разными возможностями. Но технологии не стоят на месте, каждый год появляются новые идеи, которые находят свое применение в торговле. Вероятно, не для всех новых бизнес-технологий появляются ИТ-разработки, однако и не все идеи приживаются. Тем не менее, если бизнес-идея востребована, то необходимые решения создаются ИТ-компаниями достаточно быстро. Наш рынок вообще очень чутко относится к изменениям в торговом бизнесе. Например, в соответствии с запросами клиентов нами разработано новое решение для управления торговым залом – Visual Pos Manager (VPM). Это решение на технологиях Microsoft, позволяющее управлять кассовой линейкой в режиме реального времени, в том числе удаленно. VPM охватил все компоненты торгового процесса – от настроек большого числа POS-терминалов до расчетов с покупателем, от программ управления лояльностью до отчетности о работе в режиме on-line. И, что важно, решение можно интегрировать с любыми ERP-системами.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

В целом, основные задачи автоматизации ритейла на сегодняшний день уже решены. Чего-то принципиально нового, некоего технического переворота вряд ли стоит ожидать. Идет, скорее, планомерное освоение тех технологий, которые уже есть – RFID, Wi-Fi и т.д. Другое дело, что решения на их основе зачастую еще дороги даже для западных компаний, не говоря о российских. Но их распространение – вопрос времени.

CNews: Каково сегодня в торговых компаниях "модного" бизнеса соотношение российских и западных ИС, а также систем собственной разработки?

Любовь Рыбакова: В нашей стране преобладают решения российских разработчиков. Это сложилось исторически: западные решения дороги и сложны в адаптации к требованиям нашего бизнеса. Конечно, клиенты интересуются возможностями и западных специализированных систем. Однако на сегодняшний день решения российских разработчиков для управления розничной сетью магазинов все-таки остаются более востребованными, поскольку лучше адаптированы к отечественным условиям, их функциональность уже достигает возможностей многих западных систем, методика внедрения отработана, наконец, развиваются эти системы гораздо более быстрыми темпами.


Любовь Рыбакова: Чего-то принципиально нового, некоего технического переворота в ритейле вряд ли стоит ожидать

Системы же собственной разработки торговых компаний пользуются все меньшей популярностью. И компании, которые использовали их в своей работе, все чаще переходят на промышленные решения. Это уже необходимость, вызванная возрастающей конкуренцией и быстрым усложнением задач, с которыми сталкивается торговля. Видно, что доля собственных разработок сокращается.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

CNews: Высока ли конкуренция среди ИТ-компаний, работающих на этом рынке? Какие конкурентные преимущества можно назвать основными?

Любовь Рыбакова: Конкуренция среди поставщиков ИТ-решений для розничной торговли достаточно высока. Появляются новые игроки, предлагаются новые разработки. Тем не менее, основные конкурентные преимущества получает тот, кто может предоставить масштабируемое, функциональное, надежное решение, отвечающее не только сегодняшним запросам, но и, что важно, будущему росту бизнеса клиента.

Клиент оценивает также стоимость решения, знания конкретных специалистов ИТ-компаний по внедряемым программным продуктам и возможностям интеграции с действующими системами, способность ИТ-компании к дальнейшей технической поддержке решения. Имеет значение и точка входа, ответственность одного поставщика за комплексное решение.