Разделы

Бизнес

"Лукойл-Информ": нефтегаз остро нуждается в модернизации

Предприятия нефтегазовой отрасли находятся в непростой ситуации. Оборудование, оставшееся еще с советских времен, давно выработало свой ресурс и требует замены. А приход на российский рынок западных нефтяных гигантов и острая конкуренция заставляют быстро осваивать новейшие разработки в области ведения бизнеса. О том, как с помощью информационных технологий сделать важнейшую для государства отрасль успешной, в интервью CNews рассказал Александр Пружинин, первый заместитель директора по стратегии компании "Лукойл-Информ".

История развития компании

25 марта 1993 года – компанией "Лукойл" создано специализированное дочернее предприятие - ЗАО "Лукойл-Информ". Перед предприятием была поставлена крайне важная для компании в те годы задача – обеспечить надежной, качественной телефонной связью центральный аппарат ОАО "Лукойл", офис со всеми подразделениями, расположенными в разных регионах страны. Общество приступило к строительству собственного оптоволоконного кольца для увеличения пропускной способности и надежности каналов.

1994 год - советом директоров нефтяной компании "Лукойл" на специализированное предприятие связи "Лукойл-Информ" была возложена задача по разработке и созданию автоматизированной системы связи компании, которая должна охватить предприятия геологоразведки, бурения, нефтедобычи, транспортировки, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, расположенные в различных регионах Российской Федерации.


"Лукойл-Информ" первой на территории России и стран СНГ прошла сертификационный аудит на соответствие требованиям международного стандарта ISO/IEC 27001:2005

1995 год – специалисты "Лукойл-Информ" совместно с сотрудниками предприятия "Космическая связь", ГСПИ РТВ, ЦПИС МО РФ, Военной академии связи, РТИ им. Минца, сертификационной лаборатории "СВИТ", а также рядом зарубежных компаний приступили к разработке основных направлений построения и развития системы связи. По мере подбора и обучения кадров и создания собственной материально-технической базы большинство работ, продолжавшихся в течение трех лет, стало выполняться собственными силами предприятия. Создаваемая сеть получила название "Лукнет".

1996 год – компания "Лукойл-Информ" получила лицензии на предоставление основных видов телекоммуникационных услуг: местной телефонной связи, междугородной и международной телефонной связи, передачи данных телематических услуг, предоставление в аренду каналов связи. Получена лицензия Министерства строительства РФ на проектирование и строительство объектов связи. С началом разработки нефтегазовых месторождений в Казахстане и Азербайджане начали разворачиваться проекты по включению в состав общекорпоративной системы связи предприятий в ближнем зарубежье.

1997 год – в тринадцати городах РФ в опытную эксплуатацию введены первые станции автоматизированной магистральной сети спутниковой связи С-диапазона на базе сертифицированных станций спутниковой связи GLOBAL MACS ("Лукнет"). Центр управления сетью и круглосуточного мониторинга находится в Москве, в здании головного офиса компании "Лукойл". В районах установки наземных спутниковых станций разворачивается строительство региональных систем связи. Готовится техническая база для предоставления высококачественного доступа в интернет всем подразделениям и дочерним предприятиям "Лукойла", включая те регионы, где доступ в интернет другими путями невозможен.

1998 год – создается филиал ЗАО "Лукойл-Информ" в Волгограде. Сеть "Лукнет" охватывает двадцать две республики, края, области и автономии в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье и на юге европейской части России. Организованы прямые каналы передачи данных для работ локальных вычислительных сетей в направлениях от Москвы до центров нефтедобычи и нефтепереработки предприятий "Лукойл". Создана мощная техническая и юридическая база, позволяющая "Лукойл-Информ" стать одним из крупнейших операторов связи России.

1999 год – готовится к сдаче в промышленную эксплуатацию сеть "Лукнет". Начинает внедряться проект строительства системы связи в республике Коми, в компании "Коми ТЭК". "Лукойл-Информ" реализует комплексные интернет-проекты, используя инновационные решения в сфере интернет-маркетинга, программирования, web-дизайна и информационной поддержки.

2000 год – решением Госсвязьнадзора России разрешена эксплуатация девятнадцати земных станций спутниковой связи сети "Лукнет", размещенных в населенных пунктах Российской Федерации. Смонтировано девять земных станций спутниковой связи GLOBAL MACS второй очереди сети "Лукнет". Продолжилась работа по интеграции сетей связи отдельных предприятий в единую сеть связи и телекоммуникаций компании "Лукойл".

2001 год – создаются филиалы ЗАО "Лукойл-Информ" в городах Когалым, Урай, Пермь, Астрахань. Зона покрытия сети "Лукнет" расширяется до тридцати пяти регионов России. С введением в эксплуатацию пятнадцати станций второй очереди магистральной сети спутниковой связи С-диапазона, общее число земных станций спутниковой связи в сети "Лукойл" достигло сорока.

2002 год – завершено строительство комплексной системы связи в республике Коми. В городах Ухта и Усинск созданы филиалы ЗАО "Лукойл-Информ". Ввод в эксплуатацию системы связи и интеграция ее в сеть "Лукнет" в Усинском регионе позволили заменить морально устаревшее и сильно изношенное оборудование связи на современное цифровое, тем самым улучшить количество и качество предоставляемых услуг связи. Создается первая очередь системы связи магистрального нефтепродуктопровода Пермь-Альметьевск-Запад. Более 350 км нефтепродуктопровода оснащены всеми необходимыми видами связи.

2003 год – запущена в работу первая в России и СНГ сеть спутниковой связи "Лукнет" Ku-диапазона, использующая самые современные спутниковые технологии LinkStar и LinkWay. В сети предоставляется весь набор современных услуг связи и телематических служб, в том числе доступ в интернет и видеоконференцсвязь.

2004 год – в соответствии с решением правления компании "Лукойл" в состав "Лукойл-Информ" были выделены структурные подразделения предприятий группы "Лукойл", в функции которых входила деятельность по информационно-технологическому обеспечению предприятий. На "Лукойл-Информ" возложена задача создания глобальной ИСУ группы "Лукойл". Образованы филиалы в городах Санкт-Петербург, Челябинск, Новороссийск. В Волгоградском, Усинском и Западно-Сибирском регионах реализуется проект по созданию современных цифровых систем связи. Данная система связи объединила отдаленные друг от друга месторождения в единую систему управления производственными процессами.

2005 год – ЗАО "Лукойл-Информ" становится ООО "Лукойл-Информ". На основе использования малогабаритных спутниковых терминалов LinkStar впервые в России началась реализация крупнейшего проекта по созданию автоматизированной интегрированной системы управления и обеспечения безопасности АЗС группы "Лукойл".

2006-2007 год – "Лукойл-Информ" продолжает работу по внедрению ИСУ во всех подразделениях и по всем основным направлениям деятельности "Лукойла". В системах ИСУ НГДО и ИСУ "Переработка" уже работают около 6000 и 3000 пользователей соответственно. На разных стадиях внедрения находятся такие системы, как ИСУ ЛУКОЙЛ, "ИСУ ЛЛК-Интернейшнл", "ИСУ ЛИТАСКО", "ИСУ Персонал", "ИСУ ИНФОРМ" и другие.

"Лукойл-Информ" первой на территории России и стран СНГ прошла сертификационный аудит на соответствие требованиям международного стандарта ISO/IEC 27001:2005, проведенный международным органом по сертификации BSI Management Systems. Компания получила сертификат на систему менеджмента информационной безопасности процесса поддержки и сопровождения системы управления персоналом ОАО "Лукойл".

Компанией был введен в эксплуатацию резервный центр обработки данных, и на данный момент продолжается развитие сети центров обработки данных (ЦОД) в регионах России.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

По итогам 2006 года, проект по унификации всех основных процессов поддержки и предоставления услуг по ИТО организаций группы "Лукойл" на основе библиотеки ITIL был признан компанией НР лучшим ITSM-проектом года.

В 2007 году новый импульс получила система электронного документооборота и автоматизации делопроизводства - на сегодняшний день система LukoilMedia работает в головном офисе и в 40 дочерних обществах компании, пользователями системы являются более десяти тысяч человек, а к 2010 году система будет внедрена в большинстве предприятий группы. Развивается проект "Аналитическая диспетчерская" - информационно-аналитическая система класса Business Intelligence, которая позволяет осуществлять автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, генерируемых в различных бизнес-процессах, а также подготовку отчетов по основным показателям деятельности компании.