Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Секреты Google: как заработать на бесплатном

Доходы Google в прошлом году превысили $6 млрд., а за время, прошедшее с момента IPO, цена акций компании выросла более чем в 4 раза. На чем же зарабатывает корпорация, прочно связанная в умах многих с предоставлением именно бесплатных сервисов, и прежде всего поиска? Полный текст статьи опубликован в майском номере журнала CNews.

Бизнес на лояльности

Заполучив пользователей путем предоставления бесплатных интернет-услуг, Google ненавязчиво привязывает их к своим платным программам. При этом бесплатные услуги весьма качественны, перспективны и часто не имеют прямых аналогов. Любопытно, что в борьбе с конкурентами Google применяет бизнес-модель, использованную в свое время еще Microsoft против Netscape. А именно: при выходе на рынок выпускается бесплатный продукт, по качеству не уступающий платным аналогам, и конкуренция с ним получается бессмысленной. Так, почтовый сервис Google Mail (Gmail) предоставляет беспрецедентный объем ящика, который постоянно увеличивается. При этом на главной странице Gmail есть бегущий счетчик, показывающий рост объема почтового ящика, который на момент написания статьи составлял более 2,6 Гбайт. Почтовый сервис от Microsoft в этом смысле остался далеко позади. К тому же Hotmail не поддерживает POP3 протокол, поэтому работать с этой почтой можно только через веб-интерфейс или Outlook. А Google в это время зарабатывает на ненавязчивой рекламе AdSense, которая демонстрируется тем, кто работает через веб-интерфейс, и повышает лояльность пользователей в обмен на возможность свободного использования почтового клиента.

При этом Google постоянно разрабатывает новые сервисы. Так, появились неофициальные сведения о том, что в недрах компании создается собственная операционная система для внутреннего использования, которая, вероятно, со временем станет публичной. Ходят слухи о создании нового браузера и системы электронных платежей. Агрессивная бизнес-модель, используемая Google, позволяет ей вытеснять с рынка или поглощать сравнительно больших и успешных конкурентов, хотя в своей корпоративной политике компания всячески декларирует честность и открытость. На данный момент только Yahoo! и MSN могут соперничать с этой компанией в сфере предоставления поисковых услуг, хотя существует множество оригинальных, интересных и перспективных независимых разработок.

Тренинг по теме "Маркетинг и PR в российской зоне Интернет" 29 сентября .

Любопытно, что несмотря на значительное влияние Google, специфика интернет-бизнеса не позволяет обвинить компанию в монополизме. Но факт остается фактом – на данный момент Google уверенными темпами монополизирует западный интернет-рынок, опираясь при этом на грамотно поддерживаемую лояльность пользователей. Шутка ли – само слово "to google" (гуглить) уже прочно вошло в сленг в англоязычных странах, и обозначает поиск чего-либо, не обязательно даже онлайн.

"Хочешь заработать – спроси меня как!"

В последнее время наблюдается смещение акцентов Google с работы над качеством поиска на расширение спектра предоставляемых услуг и завоевание региональных рынков. Подход при этом остается тем же и практически не дает осечек: можно конкурировать с платными продуктами либо снижением цены на них, либо улучшением качества, но как конкурировать с "халявой"? Заполучив таким образом лояльных пользователей, Google начинает постепенно приучать их к платным продуктам, но и здесь действует очень продуманно и грамотно. Так, практически каждый может бесплатно зарегистрироваться на Google и получить свой персональный ключ Google API, который позволяет разрабатывать собственные приложения на основе сервисов Google, делать прямые запросы к базе данных Google, обходя веб-интерфейс. Так, например, имея прямой доступ к сервисам, можно разработать приложение для поиска по блогам или поиска товаров в сервисе Froogle, производить любые другие виды поиска, использовать Google Maps для поиска недвижимости. Все сервисы, как правило, работают в формате XML, и отлично задокументированы, с работающими примерами и иллюстрациями того или иного действия. Однако совершенно не случайно бесплатный доступ к большинству сервисов через Google API ограничивается тысячей запросов в день.

Региональная структура доходов Google по итогам 2005 года

 Региональная структура доходов Google по итогам 2005 года

Источник: Google

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

До тысячи запросов – пользуйтесь, изучайте, разрабатывайте свой продукт, тестируйте, демонстрируйте. Однако ограничение по количеству запросов делает невозможным независимое коммерческое использование сервисов, потому что "зарабатывать будем вместе". Тут-то и срабатывает долговременная стратегия компании. Уже сейчас существует ряд платных приложений, использующих, в частности, Google Maps в сервисах, рассчитанных на поиск работы или недвижимости. При этом, основной целью, которая преследуется Google при расширении сферы предоставляемых бесплатных программ, услуг и сервисов, остается привлечение все новых и новых пользователей. Монополизм неизбежен.

Юрий Коберский / CNews


Полный текст статьи опубликован в майском номере журнала CNews. Подписка на журнал CNews.