HP + Compaq: подробности слияния в России
Процесс объединения компаний HP и Compaq можно считать завершенным. По крайней мере, в начале 2003 г. в Москве состоялась первая итоговаяОсвободившийся кусочек пирога
Из теории и практики бизнеса следует, что слияния, конечно, если в самой основе выбора не были допущены стратегические ошибки, приводят обычно к усилению объединенной компании на рынке, но, как правило, практически никогда не действует формула 1+1=2. Иными словами, показатели новой компании, в частности, доля рынка, не совпадают с суммарными показателями объединяющихся компаний. Обычно они меньше, и это всегда вносит интригу. В частности, и на нашем рынке с момента объявления сделки активно обсуждались перспективы передела рынка в этой связи. Никто из конкурентов, конечно, не сомневался, что обновленный HP останется лидером, причем еще более сильным. Однако всех интересовала «некая дельта», которая, как я уже говорил, теоретически и практически должна оставаться от слияния бизнесов. Среди теоретических причин можно назвать несколько. Например, у достаточно крупных клиентов существуют некие корпоративные стандарты на
Далее, определенные проблемы могут возникнуть в связи с перестройкой канала. Дистрибьюторов и других сильных партнеров первого уровня становится больше, в результате некоторые из них могут в новом окружении почувствовать себя не слишком комфортно и предпочесть сосредоточиться на другой марке. Дилеры или конечные клиенты часто выступают в роли ведомых и тоже могут вместе со своим надежным партнером мигрировать на другую марку.
Кроме объективных причин, могут повлиять еще и субъективные, связанные с ошибками управления. Словом, нельзя сказать, что ожидания рынка были беспочвенными. Другое дело, что произошло в действительности.
Где же слабое звено
Мы, конечно, не претендуем на полный анализ ситуации во всех аспектах деятельности компании. В частности, анализировать изменение бизнеса группы IPG компании HP не имеет особого смысла, поскольку по этим продуктам деятельность объединившихся компаний не пересекалась.
Отдельный вопрос и с тяжелыми корпоративными продуктами типа
Таким образом, наиболее противоречивым моментом оставались направления персональных и мобильных компьютеров и серверов на платформе Intel. Здесь компании до самого последнего времени оставались непримиримыми конкурентами, и объединение требовало принятия принципиальных решений по новой продуктовой политике.
И оно, как известно, было принято, причем глобально в пользу продукции Compaq. В области ПК произошла наиболее быстрая замена на линейку Evo. В серверах тоже доминировали модели ProLiant, хотя некоторые устройства HP, в частности, серверы нижнего уровня в конструктиве
Необходимо учесть и следующий момент. Если абстрагироваться от того, чья продукция реально лучше или хуже, то подход к формированию новой линейки выглядит логично. Что бы там ни говорили о схеме образования новой компании (поглощение, объединение, слияние и пр.), это в значительной степени HP: и корпоративные подходы, и даже итоговый кадровый состав. То есть для бывших клиентов и партнеров HP словно ничего и не изменилось, просто вендор поменял продуктовые линейки. А бывшие клиенты и партнеры Compaq оказываются в ситуации, когда они должны работать как бы с другой компанией, зато практически с прежней продуктовой линейкой.
Впрочем, подобные рассуждения, вероятно, ближе к ощущениям крупных клиентов, для которых даже не самые лучшие реалии клиентской политики тщательно демпфируются, а все возможные проблемы по замене техники одной компании на другую (или добавлению в корпоративную систему) также решит поставщик.
Но есть еще и другие составляющие рынки небольших предприятий, розница. Последний, конечно, для обеих компаний был явно непрофильным, а вот к SMB и та, и другая накануне объединения уже проявляли интерес. Особенность данного рынка в том, что он массовый, индивидуальная работа здесь невозможна, поэтому необходимо знание общей картины настроений потребителя, исходя из которой целесообразно корректировать торговую, ассортиментную и маркетинговую политику. В этом плане достаточно интересные результаты дало проведенное нами исследование отношения потребителей данного класса к образованию объединенной компании НР.
|
Только факты
Посмотрим на цифры, ибо они беспристрастно отражают реальную ситуацию. По итогам 2001 г., то есть накануне объединения, позиции HP и Compaq на нашем компьютерном рынке были близки (разумеется, в той сфере, которую мы сейчас рассматриваем, то есть без учета периферии). Compaq имел преимущество в серверах, выражавшееся более чем в 3% рынка. В области ПК компании занимали примерно равные позиции; может быть, небольшое преимущество было у HP. А на рынке ноутбуков покупательские предпочтения были на стороне продукции HP, и разрыв составлял около 2% рынка. Учитывая соотношения объемов рынков ПК, ноутбуков и серверов, можно говорить о примерном равенстве положения компаний. Если на стороне HP и было преимущество, то незначительное.
Теперь посмотрим, что получилось из формулы 1+1=2. Если говорить о суммарных показателях HP и Compaq в 2001 г., то на рынке ПК компании суммарно имели долю примерно 4,6%, в сегменте серверов около 29 %, а по ноутбукам почти 13% рынка.
При сравнении показателей прошлого и позапрошлого годов в целом все выглядит для объединенной компании неплохо. Она уступила примерно по полпроцента рынка ПК и ноутбуков и полтора процента рынка серверов. Однако трактовать эти цифры нужно
Что думают конкуренты
Начнем с тех, кто потенциально мог воспользоваться обсуждавшейся нами схемой 1+1<2. Это, конечно, практически все зарубежные поставщики компьютеров, а также наиболее сильные российские производители. Надо сказать, что компании очень неохотно обсуждают этот вопрос. Официальная версия - неэтично публично обсуждать действия конкурентов, хотя, на мой взгляд, могут быть и другие причины. Например, хотели что-то сделать, да ничего не получилось. Теоретичеки также возможно, что «подрывная работа» в самом разгаре, и утечки ноу-хау крайне нежелательны.
Наиболее откровенно высказалась компания Sun Microsystems. «Насколько мне известно, говорит глава ее московского представительства Сергей Тарасов, в мировой практике слияния крупных
Определенные успехи есть у IBM, по крайней мере, известны случаи, когда этот вендор стал альтернативным HP поставщиком у достаточно крупного клиента. Вообще у многих российских интеграторов весьма положительные отзывы об этом вендоре и, прежде всего, о его технологических возможностях. В частности, отмечается, что эта компания сильна тем, что имеет свои законченные решения, в том числе интегрированные с софтом. А это очень важно.
Потенциально и крупные российские компании могли (и наверное еще могут) воспользоваться плодами
Случаи переключения в переходный период достаточно крупных клиентов с HP на продукцию российского производителя известны. Однако это не носило массового характера, плюс чаще всего объяснялось проблемами с каналом поставок. В целом, нельзя не согласиться с ощущениями Алексея Кудрявцева, что «…заказчики готовы рассматривать решения российских производителей в качестве альтернативы решениям мультинациональных компаний». А некоторые исследования даже показывают, где аудитория наиболее лояльна в этом плане.
Интересно и похвально, что российские компании не исключают для себя и высокотехнологичные сегменты. Хотя, конечно, в этом сегменте рынка гораздо труднее переориентировать заказчика на себя. Крупные корпоративные клиенты «элемент» инерционный.
Партнеры довольны
Перейдем к отношению партнеров. Сначала крупных. Например, «Крок» интегратор номер 1 по продукции Compaq. Причем, по мнению многих, доля этого вендора в бизнесе «Крок» была опасно велика. Теперь Compaq нет, и что же? Да ничего страшного, так как «…Compaq, входящий теперь в состав нового объединенного HP, говорит заместитель генерального директора компании Вероника Тараба , всегда имел очень лояльных заказчиков. Приверженность привычной линейке оборудования они сохраняют и сейчас, поскольку она доступна уже как оборудование нового HP. Очевидно, что своих заказчиков Compaq мы не потеряли. Более же плотное сотрудничество с HP открыло перед нами новые возможности и перспективы в прошлом году в спектр наших решений мы добавили решения на базе
Дистрибьюторы в целом не испытывают проблем в связи с объединением компаний. Возможно, это в значительной степени объясняется тем, что HP был более ориентированным на дистрибьюторов компанией, чем Compaq. Всеволод Крылов, например, отмечает, что в канале поставок HP всегда было больше четкости и гибкости, больше возможностей для планирования. Маркетинг, по его мнению, тоже был гораздо сильнее. Эту точку зрения разделяет и Ольга Жарковская, менеджер по продуктовому маркетингу компании «Дилайн». Она очень позитивно оценивает ситуацию: «…Благодаря произошедшим изменениям в компании HP мы получили возможность предложить нашим партнерам продукцию двух ведущих брендов: HP и Compaq. И результат не замедлил сказаться. По крайней мере, уже сейчас «Дилайн» более чем в полтора раза увеличил склад по продукции HP».
Обновленный HP наверняка попытается сохранить те положительные моменты, которые имели место в бизнесе Compaq на проектном рынке. Компания HP вообще всеми силами старалась удержать бывших партнеров Compaq, всем им было предоставлено право приобретать продукты HP. Хотя, с другой стороны, право это одно, а реалии другое. Излишне широкий канал чреват чрезмерно высокой конкуренцией и потенциальной потерей прибыльности бизнеса, а как следствие и интереса компаний к нему. В большей степени это, наверное, относится к рынку
Остаются дилеры. По отзывам дистрибьюторов, компания HP провела большую работу по разъяснению дилерам нюансов смены линеек. Кроме того, дилерам важно, чтобы товар был на складе, а здесь вендор проводит серьезную работу по переводу бывшей линейки Compaq в канал поставки HP. Поэтому массовый дилер в целом должен быть настроен лояльно к происходящим процессам.
Подытоживая, можно сказать, что и у самого HP, и у его конкурентов есть широкое поле для деятельности. Правда, в разных направлениях.
Прочитать полную версию статьи «Когда 1+1≠ 2. Некоторые итоги объединения HP Compaq», Бестселлеры