Сумма 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных органах исполнительной власти России по итогам 2017 г. составила p52,31 млрд. Свыше 40 % закупок оказались неконкурентными. Однако общая экономия бюджетных средств выросла и приблизилась к 4%. Безоговорочными лидерами рейтинга выступили ФНС и Казначейство.
Рейтинг госзакупок за 2017 год
Общая сумма 100 крупнейших контрактов, заключенных по итогам федеральных открытых ИКТ-закупок в госсекторе, объявленных в 2017 г. и проведенных по соответствующей процедуре, предусмотренной законом 44-ФЗ, составила p52,31 млрд.
Некоторые соглашения с поставщиками корректировались в процессе исполнения договоров, и их суммы увеличивались, иногда превышая начальные цены лотов. (Отсюда отрицательные значения, встречающиеся в предпоследнем столбце.) С учетом этих корректировок реальная суммарная экономия топовых госзаказчиков составила p2,07 млрд – порядка 3,8% от заложенного в закупки бюджета.
В 2017 г. при подготовке данного исследования CNews Analytics придерживалась прошлогодних критериев выборки. В список не включались тендеры Минобороны на поставку спецсредств, конкурсы Минпромторга на проведение опытно-конструкторских работ по линии радиоэлектроники, а также узкопрофильные крупные закупки Роскосмоса. Они не были включены, так как не имеют отношения к открытому конкурентному ИКТ-рынку и существенно исказили бы объективную картину, заняв множество позиций в перечне CNews Tenders.
Номер | Головной заказчик | Непосредственный заказчик | Исполнитель | Проигравшие конкуренты | Вид тендера | Сумма контракта, ₽млн | Стартовая цена, ₽млн | Экономия, ₽млн | Предмет контракта |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Минкомсвязи | Ростелеком | Закупка у единственного поставщика | 1 932,93 | 1 932,93 | 0 | Подключение медицинских организаций к интернету | ||
2 | Минкомсвязи | Ростелеком | Закупка у единственного поставщика | 1 765,2 | 1 765,2 | 0 | Эксплуатация инфраструктуры электронного правительства | ||
3 | ФНС | Ростелеком | Аукцион | 1 383,74 | 1 404,42 | 20,68 | Оказание услуг единой сети передачи данных для ФГИС ведения единого госреестра ЗАГС | ||
4 | МВД | Ростелеком | Закупка у единственного поставщика | 1 112,93 | 1 112,93 | 0 | Обеспечение органов МВД услугами передачи данных и доступа к интернету | ||
5 | ФНС | Элвис-плюс | Депо электроникс | Аукцион | 981,94 | 996,9 | 14,96 | Изготовление и поставка ПАК защищенных компьютеров единого госреестра ЗАГС | |
6 | Фонд социального страхования | Компьюлинк | Техносерв | Конкурс | 990 | 994,75 | 4,75 | Сопровождение и развитию ФГИС единой интегрированной ИС «Соцстрах» и связанного с ней прикладного ПО | |
7 | Пенсионный фонд | Техносерв | Рэдсис | Аукцион | 932,61 | 986,89 | 54,28 | Аренда вычислительной инфраструктуры и организация связи для ЕГИССО | |
8 | ФНС | ГНИВЦ | Логика бизнеса | Конкурс | 846,52 | 981,06 | 134,54 | Сопровождение прикладного ПО АИС ФНС | |
9 | Минфин | ГНИВЦ | ИБС экспертиза | Конкурс | 967 | 968,23 | 1,23 | Сопровождение ИС Минфина в 2017-2019 гг. | |
10 | ФНС | ГНИВЦ | Компьюлинк | Конкурс | 950,3 | 950,55 | 0,25 | Развитие АИС«Налог-3» (вторая очередь) |
Также в таблице сохранилось число информативных параметров. Во-первых, присутствуют данные о проигравших претендентах на контракты – по крайней мере, тех из них, кто дошел до финального этапа процедуры, а не был снят или самоустранился заранее. Сведения обо всех участниках (а не только о победителях), их повторяющихся комбинациях, чередовании их ролей (выиграл-проиграл) или отсутствии конкурентов как таковых, полагаем, будут небезынтересны читателям. Во-вторых, осталась графа с указанием непосредственных заказчиков товаров и услуг, в нее вписаны различные подведомственные ФГУПы и иные федеральные организации – в тех случаях, когда министерства и ведомства закупались не напрямую.
Незначительный рост при серьезном допущении
По сравнению с 2016 г. министерства и ведомства в 2017 г. потратили на ИКТ на p9,8 млрд меньше. Сумма 100 контрактов год назад составила p62,16 млрд. Однако важно понимать, что без малого p11 млрд тогда было уплачено в раках всего одного контракта – на работы, которые вполне можно считать исключительным спецпроектом. Тогда Минкомсвязи передало «Ростеху» подряд на создание и обслуживание средств связи и ИТ для Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. в России. Если бы этого проекта не было, то топ-100 за 2017 г. сейчас превзошел бы предыдущий рейтинг примерно на 1 млрд руб., хотя это конечно изрядное допущение и натяжка.
Что касается финальной экономии, то здесь мы наблюдаем ощутимый прогресс – в 2016 г. госзаказчики сэкономили лишь p755,6 млн или 1,2% от суммы стартовых цен лотов.
Самым популярным типом закупочной процедуры в 2017 г. оказался аукцион – на него пришлось 50 контрактов. На втором месте конкурс – 30. Закупки у единственных поставщиков заняли только 20 строчек рейтинга. Однако на 20 аукционах и одном конкурсе с ограниченным участием у подрядчиков в финале не оказалось конкурентов. Таким образом, неконкурентных закупок в топе оказалась 41 – больше, чем годом ранее на шесть штук.
Тотальное доминирование ФНС и Казначейства
Примечательной особенностью данной редакции рейтинга можно считать тот факт, что 40% списка поделили ФНС и Казначейство – по 20 топ-тендеров у обеих структур. Причем, если ФНС демонстрировала феноменальную активность и годом ранее, отметившись в списке с 21 процедурой, то Казначейство в 2016 г. провело только восемь топ-закупок.
Главные тендеры Казначейства относились к развитию его единой облачной инфраструктуры, ГИС «Электронный бюджет» и системы госзакупок. У ФНС большая часть тендеров касалась создания единого госреестра ЗАГСов и развития ПАКов в филиалах ведомства в Москве, Дубне и Городце Нижегородской области.
Относительно много топ-тендеров также осуществили Минобороны (девять), МВД и Пенсионный фонд (по восемь).
С точки зрения непосредственного вложения финансов первое место за ФНС – служба заключила контракты на p11,77 млрд. Второе место у Казначейства – p8,17 млрд. Замыкает тройку Минкомсвязи – p5,22 млрд.
Кто оказался топ-поставщиками
Больше остальных поставщиков в топ-100 в 2017 г. получил возможность заработать «Ростелеком». Ему досталось 14 контрактов (зачастую безальтернативно) на p12,39 млрд. На втором месте расположился ГНИВЦ – основной подрядчик ФНС. За ним осталось семь контрактов на p4,62 млрд. На третьем месте «Компьюлинк» с четырьмя контрактами на p2,79 млрд.
Замыкают пятерку лидеров «Техносерв» и «ИБС экспертиза» – семь контрактов на p2,81 млрд и шесть контрактов на p2,31 млрд.
Рейтинг накануне перемен
Необходимо отметить, что данный выпуск рейтинга, по всей видимости, станет последним в его классическом виде. Дело в том, что с 1 января 2018 г. Минобороны с целью защиты от западных санкций начало проводить закупки техники на закрытых процедурах.
Переход в закрытый режим состоялся согласно постановлению Правительства № 1428 от 27 ноября 2017 г. Срок его действия изначально ограничивался 1 июля 2018 г. Такой срок действия объяснялся намерением скрыть закупки по гособоронзаказу 2019 г., которые должны были завершиться в I полугодии 2018 г. Однако в июне 2018 г. было принято новое постановление № 708, согласно которому закрытые закупки были продлены до начала 2019 г.
На данный момент это означает, что на сайте госзакупок в отношении процедур Минобороны перестали публиковаться подробные техзадания, имена участников и победителей тендеров, а также суммы контрактов.
Пока остаются видны названия процедур и начальные размеры лотов. Однако к концу 2018 г. властями планируется доработать отдельную информсистему для военных закупок, и с начала 2019 г. к ней получат доступ все госзаказчики. Это значит, что закупки Минобороны могут переехать на полностью закрытую площадку. В базовом виде она была запущена ФАС в феврале 2017 г.
В 2017 г. Минобороны по линии ИКТ закупилось на p4,74 млрд. Если бы пришлось удалить из рейтинга ее закупки в силу их непрозрачности, поднявшиеся из-за пределов списка аутсайдеры смогли бы «компенсировать» менее p1,8 млрд из этой суммы. То есть прозрачная выручка ИКТ-поставщиков в рейтинге бы сократилась примерно на p3 млрд – более чем на 5%.