Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2014

Лариса Кузнецова

Лариса Кузнецова:
Жителям области уже доступно более 150 государственных и 840 муниципальных услуг

О том, каких результатов удалось добиться на сегодняшний день, и какие электронные сервисы получат жители региона в ближайшем будущем, в интервью CNews рассказала Лариса Кузнецова, министр - председатель комитета по информатизации Саратовской области.

CNews: Какие программы в сфере информатизации региона реализуются в области? Каковы объемы их финансирования?

Лариса Кузнецова: В Саратовской области в полной мере реализуются проекты в сфере развития информационного общества и формирования электронного правительства. В информатизацию вовлечены как ведомства социального блока Правительства области, так и другие подразделения, задействованные в предоставлении услуг гражданам и организациям.

В качестве ключевых проектов следует указать развитие региональных информационных систем, обеспечивающих деятельность лечебных и образовательных учреждений, социальный процессинг, электронный документооборот, предоставление электронных услуг, которых в области более тысячи, автоматизацию бюджетных процессов на региональном и муниципальном уровнях, развитие электронного межведомственного взаимодействия и другие.

Действующей редакцией госпрограммы Саратовской области «Информационное общество на 2014-2017 годы» в текущем году предусмотрено финансирование программных мероприятий в объеме 140,4 млн руб., данная сумма не учитывает ряд ведомственных проектов в сфере формирования информационного общества и проекты, реализуемые в рамках расходов на текущую деятельность органов власти. Также в текущем году в бюджете Саратовской области предусмотрено 223 млн. руб. на реализацию проекта по формированию региональной сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Поскольку по доведенным Минфином области прогнозным показателям областного бюджета на следующий финансовый год судить о финансировании госпрограммы преждевременно, в настоящее время оценивать финансирование информатизации в 2015 году не представляется возможным.

CNews: Какие электронные сервисы доступны жителям региона сегодня?

Лариса Кузнецова: По итогам первого полугодия текущего года Саратовская область занимает 5 место в рейтинге регионов Приволжского федерального округа по уровню развития информационного общества. В 2012 и 2013 годах область занимала 12 и 8 строчки рейтинга соответственно, по итогам первого квартала 2014 года регион занимал 6 место.

Таким образом, можно говорить об успешной реализации проектов по обозначенным выше направлениям.

В качестве отдельных показателей можно привести услуги ЗАГСа (регистрация брака и рождения), а также учреждений здравоохранения (запись на прием к врачу). Например, для регистрации брака в саратовском дворце бракосочетания только 10% молодых людей для подачи заявления сами приходят в ЗАГС, остальные пользуются электронными сервисами. С начала 2014 года на прием к врачу через интернет и инфоматы записалось более 144,0 тысяч пациентов, за неделю – 5 966 человек.

В настоящее время все органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Саратовской области подключены к системе электронного документооборота. По итогам первого полугодия доля электронных документов в общем объеме документооборота составляет 80%.

С апреля 2014 года у жителей Саратовской области появилась возможность записать ребенка в детский сад через Единый портал государственных услуг. Доля детских дошкольных учреждений, запись в которые может осуществляться с использованием электронной очереди, составляет 100%

Что касается общеобразовательных учреждений, то 91% преподавателей пользуются «Электронным журналом».

Хороших результатов мы достигли в автоматизации фиксации нарушений ПДД. Доля нарушений ПДД в Саратовской области, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фото-видео фиксации от общего количества нарушений ПДД РФ, по итогам первого полугодия составила 70%.

Охват жителей области многофункциональными центрами, работающими по принципу «одного окна», составляет 41,4%.

CNews: С какими сложностями приходится сталкиваться?

Лариса Кузнецова: До настоящего времени не сформирован банк типовых решений в сфере электронного правительства. Несмотря на то, что в каждом субъекте Федерации используется большое количество однотипных программных средств, их разработка и внедрение каждый раз оплачивается за счет конкретного регионального бюджета. Даже решения, предлагаемые федеральными органами власти в качестве типовых, требуют многомиллионных вложений для ввода их в промышленную эксплуатацию.

Высокая стоимость оборудования, работ и услуг в сфере высоких технологий, постоянная смена подходов к внедрению и использованию тех или иных электронных сервисов обуславливают высокую финансовую нагрузку на региональные бюджеты. Кроме того, стоимость сопровождения уже внедренных систем ежегодно увеличивается, независимо от конкретного решения либо интегратора.

Следует указать на имеющуюся в последние годы практику выделения федеральных средств на софинансирование региональных проектов в сфере информатизации. Средства, как правило, выделяются в четвертом квартале календарного года, что делает невозможным их освоение в соответствии с действующим законодательством в сфере госзакупок и вызывает другие сложности, что, в конечном счете, приводит к необходимости возврата субсидий в федеральный бюджет и т.п.

CNews: В чем специфика реализации региональных проектов?

Лариса Кузнецова: На мой взгляд, главным отличием в нашей работе и проектах является то, что «столичные» и федеральные проекты, как правило, не затрагивают местный уровень, а мы с ним работаем в ежедневном режиме.

Целый ряд безусловно верных федеральных инициатив представляется не совсем проработанным с точки зрения их реализации органами местного самоуправления. Причем указанная проработка не всегда осуществима на уровне субъекта, что смещает акценты в нашей работе от непосредственно информатизации в сторону вовлечения местных властей в эту самую информатизацию и другие инициативы.

CNews: Большая часть государственных услуг оказывается на муниципальном уровне. Как развивается процесс информатизации муниципальных образований в вашем регионе?

Лариса Кузнецова: В целом уровень информатизации муниципальных образований Саратовской области можно оценить как удовлетворительный. Все районные администрации подключены к региональной системе электронного документооборота, системе видеоконференцсвязи, Единому порталу госуслуг, системе межведомственного электронного взаимодействия, «электронному бюджету» и другим. Соответственно, они имеют и скоростное подключение к интернету.

Вместе с тем, приведенные сервисы используются не вполне равномерно, и работа Правительства области сейчас сконцентрирована не на внедрении тех или иных систем, а на повышении исполнительской дисциплины и компетентности ответственных специалистов. Работа эта достаточно сложная, кропотливая, и некоторые ее направления затягиваются в силу отсутствия прямых рычагов воздействия на местные администрации.

CNews: Насколько востребованы электронные госуслуги гражданами?

Лариса Кузнецова: В настоящее время в Саратовской области около 150 тысяч жителей пользуются Единым порталом госуслуг, в электронном виде им доступно более 150 государственных и 840 муниципальных услуг. Самыми популярными сервисами являются выдача загранпаспорта, штрафы ГИБДД, подача налоговой декларации, информация по состоянию пенсионного счета.

Среди региональных услуг лидерами являются услуги ЗАГСа (регистрация брака и рождения), услуги министерства занятости (содействие в поиске работы), услуги министерства образования (запись ребенка в детский сад), а также учреждений здравоохранения (запись на прием к врачу, получение информации о лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан).

CNews: Как будет развиваться информатизация региона в дальнейшем?

Лариса Кузнецова: Среди наших планов на будущее - дальнейшее развитие региональных госпроектов в сфере информатизации, реализация проекта по обеспечению населения современными услугами связи, в том числе проживающего в малонаселенных пунктах, внедрение системы-112, систем «Безопасного города», завершение проекта по формированию сети МФЦ.

Вернуться на главную страницу обзора