Международные рейтинги могут быть полезным инструментом планирования и оценки результатов различных программ развития на уровне регионов или страны в целом. Однако, нужно тщательно изучать методологию формирования выбранных индексов и источники данных, на которых они базируются. Также не стоит в качестве цели устанавливать достижение какой-то определенной позиции в рейтинге. Лучше ориентироваться непосредственно на значения показателей и их близость к передовым рубежам.
По данным Мирового банка за 2013 год по числу подписчиков услуг мобильной связи на 100 человек, Россия входит в группу лидеров, занимая 23 место со значением показателя 152, 8. То есть, на каждого россиянина приходится примерно по полтора мобильных телефона.
С одной стороны, это говорит о хорошем развитии мобильной связи и технической грамотности населения. Но если посмотреть список стран, имеющих более высокие показатели «мобилизации», то можно сильно удивиться: Макао (304 подключения на 100 чел.), Гонконг, Габон, Кувейт, Мальдивы, Казахстан, Саудовская Аравия, ОАЭ, Финляндия, Каймановы острова, Бахрейн, Ливия, Панама, Ботсвана, Черногория, Эстония, Аргентина, Италия, Австрия, Сингапур, Оман, Уругвай. Мы видим здесь и страны-лидеры в ИТ – Сингапур, Гонконг, Финляндию, и страны, которые ничем себя не проявили в высоких технологиях. Поэтому от простой статистики лучше перейти к более продвинутым рейтингам, учитывающим различные аспекты развития ИКТ.
Основные индексы
Индекс готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index) — это комплексный показатель, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в странах мира, выпускается Всемирным экономическим форумом. Индекс измеряет уровень развития ИКТ по 53 параметрам, объединенным в три основные группы: наличие условий для развития ИКТ, готовность граждан, бизнеса и государственных органов к использованию ИКТ и уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах. Россия в 2014 году заняла 50 место, поднявшись на четыре позиции по сравнению с прошлым годом. В этом году улучшение позиции России произошло главным образом благодаря росту количества интернет-пользователей, и особенно — благодаря экспоненциальному росту 3G-подключений (20 место в мире).
Индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI), составляемый Международным Союзом Электросвязи (МСЭ/ITU) это комбинированный показатель, характеризующий достижения стран мира с точки зрения развития ИКТ. Индекс разработан в 2007 году на основе 11 показателей; может быть использован в качестве инструмента для проведения сравнительного анализа на глобальном, региональном и национальном уровнях. Эти показатели касаются доступа к ИКТ, использования ИКТ, а также навыков, то есть практического знания этих технологий населением стран.
Категория | Рейтинг | Позиция России | Соседи | Лидеры | Год |
---|---|---|---|---|---|
Экономический климат | Global Competitiveness Report (World Econonic Forum) | 53 из 148 | Филиппины, Болгария | Швейцария, Сингапур, США | 2014 |
Best Countries For Business (Forbes) | 91 из 145 | Филиппины, Парагвай | Ирландия, Новая Зеландия, Гонконг | 2013 | |
Index of Economic Freedom (Heritage Foundation) | 140 из 178 | Таджикистан, Бурунди | Гонконг, Сингапур, Австралия | 2013 | |
Foreign Direct Investment (FDI) Confidence Index (A.T.Kearney) | - | - | США, Китай, Канада | 2013 | |
Инновационное развитие | Global Innovation Index | 49 из 143 | Таиланд, Греция | Швейцария, Великобритания, Швеция | 2013 |
Knowledge for Development (World Bank) | 55 из 144 | Катар, Украина | Швеция, Финляндия, Дания | 2012 | |
Cities of Opportunity (PwC) | Москва , 21 из 30* | Шанхай, Мехико | Лондон, Нью Йорк, Сингапур | 2013 | |
Innovation Cities Index (2thinknow) | 20 городов из России | (всего - 445 городов) | Сан-Франциско, Нью Йорк, Лондон | 2014 | |
Зрелость ИТ | Networked Readiness Index (World Econonic Forum) | 50 из 148 | Азербайджан, Турция | Финлядия, Сингапур, Швеция | 2014 |
ICT Development Index (ITU) | 40 из 157 | Бахрейн, Беларусь | Южная Корея, Швеция, Исландия | 2012 |
Россия в индексе развития ИКТ находится на 40 позиции, показывая уверенный средний результат. Если посмотреть на составляющие индекса, то картина окажется неоднородной. Так, по доступности ИКТ (IDI access sub-index) наша страна занимает 37 место, по использованию (IDI use sub-index) – 42, и по навыкам населения (IDI skills sub-index) -23. То есть выходит, что у нас недоиспользуется значительный человеческий потенциал – люди имеют навыки работы с ИКТ, но не могут их достойно применить.
Индекс развития телефонии (Telephony Development Index), также составляемый МСЭ, показывает обеспеченность и доступность фиксированной и мобильной связи в стране, или косвенно – уровень развития инфраструктуры передачи данных, поскольку конвергенция технологий связи и Интернет уже произошла. Отрадно видеть, что по уровню телефонизации Россия находится в числе стран-лидеров, на 6 месте. Это говорит о потенциальной возможности развития различных информационных систем, благо каналы связи у нас есть.
Индекс развития Интернета (Internet Development Index) – это число пользователей Интернета на 100 человек в стране и является одним из базовых в оценке общего уровня развития информационно-коммуникационных технологий. В России, находящейся на 71 месте, Интернетом пользуются 49 человек из ста, а в стране-лидере по этому показателю, Исландии – 95 из 100. Так что, российскому Интернету есть куда расти – инфраструктура связи имеет значительный запас для развития Интернета.
Индекс глобализации ИКТ
Источник: The Economist, 2014
Индекс глобализации ИКТ (ICT Globalization Index), публикуется в отчете исследовательского подразделения журнала The Economist и базируется на 25 индикаторах, отнесенных к четырем тематическим категориям: открытость к торговле в сфере ИКТ, открытость к иностранным инвестициям в ИКТ, глобализация разработок (R&D) и развитость ИКТ-среды.
В «общем зачете» по глобализации ИКТ экономика России стоит на 19 месте из 20 – рассматриваются только экономики, заметные на общем фоне.
Аналитики отмечают сильную связь между глобализацией ИКТ и экономическим ростом; главным барьером является отсутствие прозрачности и знаний о международных рынках. Этот тезис справедлив в отношении России: многие отечественные разработчики, имея вполне конкурентоспособные продукты, не отваживаются выйти на мировые рынки.
На уровень глобализации ИКТ влияет множество противоборствующих факторов, так что будущую динамику предсказать довольно сложно.
Индекс сетевых сообществ городов Networked Society City Index от компании Ericsson. Согласно прогнозу ООН, к 2050 году две трети населения Земли будет проживать в городах. В городах сейчас происходит быстрое технологическое развитие, ведомое облачными сервисами, мобильными устройствами, сенсорами, Большими данными и аналитикой. Поэтому развитие интеллектуальной сетевой среды может быть критическим фактором успешности города в будущем. Всего в отчет включен 31 город, Россию в этом рейтинге представляет Москва, занимая 16 место, в середине списка благодаря наличию ряда интегрированных ИКТ-решений, в т.ч. в области образования, что повышает качество учебного процесса посредством электронных учебников и электронных коммуникаций с родителями по поводу учебы их детей. Это также снижает административную нагрузку и развивает ИКТ-компетенции среди детей.
Индекс сетевых сообществ городов
Качество госуправления – важный фактор для ИКТ, но не решающий
Отношения ИКТ с государством можно охарактеризовать как взаимозависимые: с одной стороны, ИКТ зависит от государственного регулирования – налогов, таможенных сборов, защиты инвесторов и т.д.; с другой стороны, функционирование государственного аппарата все больше и больше опирается на ИКТ – происходит переход к электронному правительству. А чем более электронным становится правительство, тем больше ИКТ-продуктов и услуг оно потребляет. Эти сложные связи нужно учитывать при анализе различных индексов и рейтингов.
Легкость ведения бизнеса (Doing Business) – пожалуй, самый популярный и цитируемый регулярный отчет Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, в котором страны ранжируются по благоприятствию ведения бизнеса с 1 до 189 места. Высокая позиция в индексе легкости ведения бизнеса означает, что регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Индекс является средним показателей страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес.
В 2012 г. президент Владимир Путин поставил цель — подняться в рейтинге Doing Business со 120-го места на 20-е к 2018 г. План выполнен чуть более чем на четверть и даже с опережением графика: Минэкономразвития рассчитало, что в 2013 г. (т. е. в рейтинге-2014) Россия сможет подняться на 100-ю строчку.
В 2014 году Россия поднялась на 19 позиций, переместившись со 111 места на 92. Наибольший прогресс (71 позиция) был достигнут по показателю подключение к электроснабжению, а также по регистрации собственности (29 позиций).
Позиции России в рейтинге Doing Business
Источник: Всемирный банк, 2014
Методология Doing Business основана на сравнении количества и длительности процедур по отдельным аспектам ведения бизнеса – то есть, от числа чиновников, вовлеченных в решение какого-либо вопроса и скорости их работы. Влиять на эти показатели можно двумя способами: сокращая количество различных документов и согласований на законодательном уровне и ускоряя работу ведомств при помощи ИКТ.
Если скоординировано задействовать оба пути, то можно добиться впечатляющих результатов, что продемонстрировала Грузия, которая начиная с 2005 года, с точки зрения реализации реформ показала наилучшие итоги в мировом масштабе. В стране осуществлены 36 институциональных и регулирующих реформ, и страна продвинулась во всех аспектах, отраженных в докладе, в результате чего в "Doing Business 2014" Грузия заняла восьмое место в мире по простоте ведения бизнеса.
Хотя Doing Business по сути можно было бы назвать «Индексом развития бюрократии», имеющим к ИКТ лишь косвенное отношение, нужно отметить заметную корреляцию между положением стран в этом рейтинге и их продвинутостью в цифровых технологиях. Возможно, сказывается эффект прозрачности, которую приносит внедрение информационных систем в госуправлении, что делает излишними многие традиционные бюрократические процедуры и упрощает контроль. Так, в России после введения в действие закона 210-ФЗ, когда обязанность по сбору различных документов переложили с граждан на самих госслужащих, ведомства сочти возможным резко сократить количество обязательных документов.
Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI) определяется в исследовании ООН по электронному правительству E-Government Survey, публикуемом раз в два года. Индекс оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в использовании ИКТ для предоставления гражданам государственных услуг.
Все страны ранжируются в рейтинге на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим: степени охвата и качеству интернет-услуг, уровню развития ИКТ-инфраструктуры и человеческому капиталу.
Россия показывает очень хороший результат – 27 место из 193 стран, включенных в исследование. Пожалуй, это наш лучший результат в международных рейтингах, которым можно гордиться. Во многом это заслуга ИТ-специалистов, работавших над созданием портала госуслуг, СМЭВ и МЭДО, а также других государственных информационных систем.
Индекс участия в электронном правительстве (E-Government Participant Index, EGPI) также вычисляется в исследовании E-Government Survey и дополняет индекс развития электронного правительства, показывая готовность граждан пользоваться электронными госуслугами. Россия – на 30 месте, чуть ниже чем по уровню развития электронного правительства, но тоже весьма неплохой результат. В целом граждане готовы и могут пользоваться теми сервисами, которые были построены, но можно отметить небольшой дисбаланс – готовность пользоваться электронными госуслугами отстает от их развития.
Индекс восприятия коррупции
Источник: Transparency International, 2014
Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) отражает оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале. Составляется компанией «Transparency International» с 1995 года. Значение индекса варьируется от 0 до 100, где 0 означает тотальную коррумпированность, а 100 – полную прозрачность.
К сожалению коррупция – очень распространенное в мире явление. 70% стран имеют значение индекса коррупции меньше 50, а к рубежу полной прозрачности со значением больше 90 приближаются только две страны – Дания и Новая Зеландия, разделившие первое место в рейтинге.
Россия имеет рейтинг 127 из 177 стран, и это один из самых тревожных показателей. Во-первых, коррупция тормозит любое развитие, в экономике и в социальной сфере. Во-вторых, коррупция в принципе несовместима с реально работающими информационными системами, потому что они несут с собой прозрачность и строгое следование процедурам, не оставляя пространства для «маневра» чиновника. Отсутствие заинтересованности бюрократов в прозрачности ведет к расходованию бюджетных средств на создание заведомо неэффективных систем.
Индекс регуляторных ограничений для прямых иностранных инвестиций (FDI Regulatory Restrictiveness Index) измеряет законодательные и нормативные ограничения на прямые иностранные инвестиции по 22 секторам экономики в 58 странах, включая все страны, входящие в ОЭСР (OECD) и страны G20.
Источник: ОЭСР, 2014
По мнению ОЭСР, Китай был самой закрытой страной для иностранных инвесторов в 2012 году, однако остается весьма привлекательной для инвесторов. Режим регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в России носит более ограничительный характер, чем в большинстве стран ОЭСР. Барьеры, воздвигнутые на пути ПИИ в финансовом секторе, добывающей отрасли, на транспорте, в секторе бизнес-услуг и в сфере недвижимости, остаются нетипично высокими.
Режим регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в России
Источник: ОЭСР, 2014
Иностранные инвесторы по-прежнему испытывают трудности с получением информации о правилах и порядке деятельности – она разбросана по множеству источников, что приводит к ненужным дополнительным издержкам при инвестировании в российскую экономику. Помочь справиться с этим мог бы единый информационный ресурс.
Нужны ли мировые рейтинги
Международные рейтинги могут быть полезным инструментом планирования и оценки результатов различных программ развития на уровне регионов или страны в целом. Однако, нужно тщательно изучать методологию формирования выбранных индексов и источники данных, на которых они базируются.
Не стоит в качестве цели устанавливать достижение какой-то определенной позиции в рейтинге – потому что невозможно прогнозировать динамику развития других стран и к тому же методика расчета индекса может измениться.
В качестве ориентиров
предпочтительнее использовать не место в рейтинге, а собственно значения
показателей или дистанцию до передового рубежа – ведь в рейтинге, как и в спортивных
соревнованиях многие участники могут показать очень близкие результаты,
вследствие чего можно остаться без медалей даже будучи в долях секунды от
лидеров.
Но экономика – это не спорт, место в турнирной таблице не конвертируется напрямую в приток инвестиций, рост ВВП и уровень жизни.