Спецпроекты

На страницу обзора
Облака в госсекторе: преимущества очевидны, а воз и ныне там

В том, что облачные технологии выгодны для государственных ведомств, сегодня не сомневается никто. Однако госсектор не торопится их внедрять. Государственные организации встают перед  дилеммой: какие сервисы и данные переместить в облако, а какие оставить у себя. Сдерживают переход к облакам и сомнения руководства в их надежности и безопасности, а также извечная бюрократическая привычка не делиться данными с другими ведомствами.

Использование облачных технологий в госсекторе сулит немалые выгоды правительствам, поэтому многие страны встали на путь миграции ИТ-сервисов в облака. Вивек Кундра, первый CIO правительства США, провозгласил политику "Cloud First" в 2011 году, обещав экономию порядка $20 млрд. из $80 млрд, около одной четверти федерального ИТ-бюджета за счет облачных сервисов.

Однако переход в облака идет гораздо медленнее, чем ожидалось. В 2014 году только 2% ведомственных бюджетов были израсходованы на облачные сервисы, а общий уровень бюджетных расходов на ИТ останется примерно на том же уровне и 2015 году. По данным IDC, федеральное правительство США в 2014 году потратило на свои частные облака $1,7 млрд, тогда как объем рынка публичных облаков составил $118,3 млрд.

Правительственное облако – что это?

Согласно общепринятой классификации, облака делятся на публичные, частные и гибридные (public, private, hybrid). Где здесь место правительственным облакам? Стоит ли их выделять в отдельный вид – government cloud?

С точки зрения архитектуры – скорее нет. Правительственные облака могут быть частными, то есть, принадлежать одному ведомству, публичными, если вести речь о предоставлении госуслуг, и гибридными, в случае размещения ИТ-сервисов частично на собственной инфраструктуре и частично в облаке.

srssrrr_15.jpg

Правительственные облака могут быть частными, публичными и гибридными

Возможен еще вариант, когда уполномоченный провайдер предоставляет свои мощности ведомствам – публичное облако, но не для всех. Американское правительство использует для этих целей Amazon – AWS Government Cloud. В России есть национальная облачная платформа O7, оператором которой выступает Ростелеком.

Государственные организации встают перед той же дилеммой, что и коммерческие: какие сервисы и данные переместить в облако, а какие оставить у себя. Задача не имеет однозначного решения, здесь учитывается много объективных и субъективных факторов. Например, если недавно был построен ведомственный ЦОД, то миграция в общее правительственное облако была бы экономически неразумна. Могут сдерживать переход к облакам сомнения руководства в их надежности и безопасности, а также извечная бюрократическая привычка не делиться данными с другими ведомствами.

Такой консерватизм часто приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств. Массачусетс, Мэриленд, Миннесота и Орегон безрезультатно потратили $760 млн из федерального гранта на проект в области здравоохранения с использованием старых технологий. "Мы живем в новом мире [облаков, мобильности и социальных сетей] и все еще видим, как сотни миллионов долларов спускаются в унитаз при внедрении устаревших технологий", -- сказал Вивек Кундра в интервью Wall Street Journal.

Стратегический курс на облака не ставится под сомнение

Рост глобального рынка облачных услуг в госсекторе оценивается на уровне 6,7% в год в период 2015-2020 гг. и составит $118 млрд, а федеральный бюджет США будет тратить на облака более $10 млрд. в год к 2020 г. с темпами роста 16,2%, сообщают аналитики Market Research Media.

Так что несмотря на пробуксовку, стратегический курс на облака не ставится под сомнение. Тезисы о преимуществах облаков, которые сформулировал Вивек Кундра, остаются актуальными. Действительно, с использованием облачных сервисов, работа правительственных структур становится более эффективной, динамичной и более восприимчивой к инновациям.

Эффективность
Преимущества облаков Традиционный подход
Повышение утилизации ресурсов (утилизация серверов > 60-70%) Низкая утилизация активов (утилизация серверов < 30% как правило)
Агрегация потребностей и ускоренная консолидация систем (в т.ч. Инициатива консолидации федеральных ЦОД) Несогласованные требования и дублирование систем
Повышение продуктивности разработки и управления приложениями, сетевыми ресурсами и пользователями. Трудноуправляемая система
Адаптивность
Преимущества облаков Традиционный подход
Закупка сервисов ("as-a-service") от доверенных поставщиков облачных услуг Нужны годы для строительства новых ЦОД для новых сервисов
Почти мгновенное масштабирование вверх и вниз Нужны месяцы для масштабирования имеющихся сервисов
Более быстрое реагирование на срочные запросы ведомств
Инновации

IaaS – PaaS – SaaS – BaaS. Из песни слова не выкинешь

Организациям предстоит пройти все уровни зрелости в своем движении к облакам. Переход от традиционной ИТ архитектуры сразу к использованию продвинутых облачных сервисов (SaaS и BaaS) маловероятен. Обычно все начинается с переноса в облака инфраструктуры, затем платформа разработки и, наконец, приложений и бизнес-процессов. Причем большую отдачу для бизнеса можно получить на верхних "этажах" облачных технологий, одной инфраструктурой в облаке всех задач не решить.

Основные усилия по продвижению облаков в российском госсекторе пока сосредоточены на этаже IaaS. В 2014 г. должно стать доступным «государственное облако» - инфраструктура для обработки и хранения данных федеральных органов, проект, инициированный Минкомсвязи.

Изменения в 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», также подготовленные профильным министерством, должны позволить государственным организациям заключать контракты с облачными провайдерами, что стоит расценивать как движение вперед к облакам.

Однако, интерпретация термина "облачные вычисления" в проекте закона дана без дифференциации по видам облачных сервисов и, соответственно, без учета их специфики. Предлагается такая формулировка: "Услуги облачных вычислений – услуги по предоставлению вычислительных мощностей, включая технические средства и права использования программ для электронных вычислительных машин в целях обработки и хранения информации органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами с использованием технических средств, взаимодействующих через информационно-телекоммуникационные сети".

Сказанное скорее применимо к инфраструктуре (IaaS) и, может быть, к облачным платформам (PaaS). Модель SaaS не сводится к "праву использования программ", это более сложная концепция, см., например, ИТ-глоссарий Gartner. Отсутствие четкого понимания специфики различных облачных сервисов на уровне закона в дальнейшем может стать источником проблем. А облачные бизнес-процессы (BaaS) для законодателя вообще за горизонтом. Вероятно, потребуется еще не одна модернизация нормативно-правовой базы, пока облака в госсекторе будут легализованы окончательно. Но постепенность – это обычное свойство эволюционного пути развития.

Традиционная и облачная модели развития предприятия

srssrrr_24.jpg



Источник:

KUNAL ASHAR, The Next Generation Enterprise: Business as a Service in the Cloud, 2014

На потребительском рынке облачные платформы распространились почти мгновенно благодаря появлению мобильных устройств, где владельцы основных экосистем Apple и Google могли устанавливать свои правила игры. В госсекторе (и в корпоративном секторе тоже) есть сдерживающие факторы, которые никак невозможно обойти. Прежде всего, это унаследованная инфраструктура – ведомственные ЦОДы, часто вполне современного уровня, построенные всего несколько лет назад. Естественно, сделанные инвестиции невозможно игнорировать и переход в облака будет происходить по мере физического и морального износа оборудования. Второй фактор – унаследованные приложения, архитектура которых несовместима с облаками. Их модернизация или замещение новыми продуктами тоже вопрос времени и денег.

На фоне этих двух ограничений человеческий фактор, преподносимый в качестве основного тормоза на пути в облака, выглядит не столь уж значимым -- привыкание к облакам происходит естественным образом, благодаря положительному опыту использования в отдельных проектах, решению вопросов безопасности и проникновению облаков в повседневную жизнь благодаря потребительским продуктам. На горизонте 3-5 лет, когда подтянется инфраструктура, уровень принятия облаков (cloud adoption) также вырастет заметно.

Правительство Сингапура, считает 33% уровень принятия облаков к 2015 году хорошим результатом, что позволит сохранить место среди стран-лидеров, таких как США, Германия, Великобритания, которые к этому времени достигнут уровня 50%. (Cloud Computing in Singapore, 2013)

К сожалению, процесс диффузии инноваций в случае с облаками происходит медленнее, чем это виделось в 2010-2011 годах, когда разрабатывались государственные стратегии в отношении облачных технологий. Возможно, мы недооценили сложность и стоимость миграции. Несмотря на рекомендации в первую очередь рассматривать возможности облаков (Cloud First), при утверждении 67% расходов федерального бюджета США этого не делалось, потому что речь шла о поддержке унаследованных систем.

Аналогичная картина наблюдается и в России. По данным Минкомсвязи более половины ИТ-бюджета уходит на эксплуатацию существующих систем, а на создание новых выделяется только 16% средств.

Распределение ИТ-бюджета госсектора РФ

srssrrr_17.jpgsrssrrr_18.jpg

Источник: Минкомсвязи, 2014

С переходом к единой инфраструктуре Минкомсвязи планирует добиться оптимизации затрат не менее 20% (что коррелирует с выкладками В. Кундры). В качестве источников экономии называются повышение утилизации вычислительных ресурсов (30-50%), устранение избыточности резервирования (20-30%) и снижение объемов закупок оборудования и ПО (до 50%). Реализовать Единую инфраструктуру органов госвласти министерство рассчитывает к 2018 году.

В концептуальной модели предусмотрено создание каталога ИКТ-услуг и предоставление их ведомствам по сервисной модели. Это возможно только про достижении 4-5 уровней зрелости по CMMI, тогда как текущий уровень зрелости управления ИКТ в ФОГВ согласно материалам обследования – 2-3. Повышение уровня зрелости всех ФОГВ до требуемого уровня потребует огромной организационной работы, пересмотра подходов к управлению ИКТ и значительных изменений в корпоративной культуре. Уже одно это есть серьезный вызов.

Внедрение облачных решений в госсекторе

srssrrr_19.jpg

Источник: Минкомсвязи, 2014

Так же понятно, что облачная модель без сервисного подхода не будет иметь значимого эффекта, поскольку в ФОГВ остаются расходы по КБК 242, требующие постоянной экспертизы со стороны Минкомсвязи. После представления всех потребностей ФОГВ в виде сформированного каталога появится возможность прозрачно соотносить услугу, ее объем и стоимость. Вполне предсказуемо, что данная новация встретит сопротивление со стороны ведомств, поскольку приведет к перераспределению бюджетных потоков фактически в пользу Минкомсвязи.

При всей логичности и прогрессивности предлагаемого облачного подхода к построению ИКТ, следует признать, что есть существенные риски на пути его реализации.

«Использованию облаков в госструктурах препятствуют прежде всего привычка, опасения, связанные с защитой данных, не до конца понятная процедура отчёта за потраченные средства. В любом случае всегда сложно начинать что-то новое, а облачные технологии всё-таки всё ещё новы для государственных структур, - говорит Никита Дергилёв, директор по развитию бизнеса департамента по работе с государственными структурами компании «Техносерв». - Вместе с тем, хорошим стимулом является сниженная стоимость, возможность не брать на баланс аппаратное обеспечение, в целом снижение нагрузки на ИТ-подразделения заказчика».

«Развитие облаков в госсекторе стимулирует сокращение издержек на службы ИТ, а сдерживает неясная нормативная база по облакам, особенно в области ИБ, трудности миграции существующих систем, косность пользователей, привыкших к работе по старинке», - согласен с ним Александр Додохов, руководитель направления защиты баз данных компании «Аладдин Р.Д

Тем не менее, все эксперты признают, что облака неизбежны, и переход к этой модели - лишь вопрос времени.

«В ближайшем будущем мы, вероятно, увидим развитие платформы «Госуслуги», включение дополнительных услуг в состав решения, усовершенствование системы межведомственного электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (МЭДО), а также облако для образования и науки, - говорит Юрий Кондратенко, архитектор группы «Астерос». - Еще одна тенденция – оптимизация локальной ИТ-инфраструктуры отдельных групп госпредприятий с распределенной ИТ-инфраструктурой, где предполагается фокус на организацию динамических ЦОД (частных облаков) с централизованным управлением».

Остается пожелать, чтобы этот переход оказался не слишком дорогим и долгим.


Станислав Макаров

Интервью обзора

Рейтинги

CNews: Рейтинг ИКТ-бюджетов регионов 2014
Расходы региона на ИКТ, млн руб Суммарные расходы на ИКТ в 2014 г., млн руб
2013
1 29578.0 30.0
2 4964.4 0.0
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2013 г.
Исполнитель Предмет контракта
1 НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе многофункциональных приемных устройств отечественного производства
2 ФГУП "ППП" Поставка оборудования, расходных материалов, работы и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий
3 УСП Компьюлинк Поставка резервного комплекса программно-технических средств транзакционной и аналитической обработки данных информационно-технологической инфраструктуры ФСС РФ (включая установку и настройку)
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2014
Место в 2013 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2013 г., тыс.руб
1 Cognitive Technologies 8 362 337
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 277 040
3 Техносерв 6 988 113
Подробнее