oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2017

Александр Гольцов

Александр Гольцов:

Большой объем потребляемых государством ИТ-услуг требует контроля

Прошедший 2016 год был непростым для всего российского рынка ИТ. Однако крупнейшие госпроекты продолжали реализовываться в соответствии с заявленными ранее планами. Одновременно государство усилило контроль за качеством их исполнения. О том, какие ИТ-решения стали важнейшими на рынке автоматизации госсектора, в интервью CNews рассказал Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ- Груп».

CNews: Каким был 2016 г. для российского рынка ИТ в госсекторе? Можно ли говорить о стабилизации или даже росте государственных расходов на ИКТ в 2017 г.?

Александр Гольцов: Год был непростым, до сих пор ощущаются последствия падения курса рубля даже на фоне некоторого увеличения бюджетов.

Основной момент, который стоит отметить – работы по повышению уровня информатизации отрасли не останавливались. Задачи, поставленные государством, решались в соответствии с выставленными приоритетами. По-прежнему, продолжает развиваться весь спектр государственных ИТ-систем, включая «Безопасные города», транспортную отрасль, автоматизацию органов исполнительной власти, социальной сферы, сферы образования, медицины и так далее. И, безусловно, не будем забывать и о развитии инфраструктуры оказания госуслуг.

CNews: ИТ-бюджеты, выделяемые государством на создание и развитие современной ИТ-инфраструктуры, достаточно велики. Существуют ли системы контроля за качеством получаемых государством, как заказчиком, услуг?

Александр Гольцов: Да, безусловно, большой объем потребляемых государством ИТ-услуг требует контроля как для эффективного расходования бюджетных средств, так и для качественной работы всего государственного механизма. Спрос на системы, позволяющие автоматизировать процесс контроля, существует – например, в Москве действует единая система мониторинга и администрирования телекоммуникационных услуг, оказываемых подрядчиками (операторами связи) органам исполнительной власти Москвы. Также упомяну и другую развиваемую и поддерживаемую нами систему – мониторинга предоставляемых операторами услуг городского видеонаблюдения.

CNews: Расскажите подробнее о целях и задачах единой системы мониторинга и администрирования телекоммуникационных услуг, оказываемых органам исполнительной власти Москвы.

Александр Гольцов: В 2016-2017 годах специалистами нашей компании оказывается техническая поддержка и проводятся работы по плановой модернизации системы для приведения ее в соответствие текущим требованиям заказчика – ДИТ Москвы. Основная цель – снизить издержки на управление и контроль за телекоммуникационной инфраструктурой государственного заказчика.

Основные задачи связаны, прежде всего, с тремя моментами: контролем работоспособности телекоммуникационной инфраструктуры; диагностикой проблем; контролем соответствия качества и объема оказания услуг связи, предоставленных организациями-исполнителями по государственным контрактам и договорным обязательствам.

Дополнительные модули системы, разработанные нами, затрагивают и автоматизируют все ключевые этапы жизненного цикла управления получаемыми телекоммуникационными услугами. Специализированное программное обеспечение создано под конкретные задачи и с учетом последних требований законодательства.

Система существенно изменила парадигму процессов управления услугами. Ее основная особенность заключается в реализации централизованного подхода к учету и управлению всеми услугами связи, предоставляемыми для органов исполнительной власти Правительства Москвы. Фактически мы предоставляем заказчику единый инструмент, единую платформу, позволяющую автоматизировать полный стек процессов, связанных с управлением жизненным циклом услуг: от заказа, регистрации и учета услуг до процессов претензионной работы и вывода услуг из эксплуатации.

CNews: Вы можете назвать какие-то количественные показатели работы системы?

Александр Гольцов: Количество объектов мониторинга составляет несколько десятков тысяч. Крупнейшими пользователями системы являются Департамент здравоохранения, Департамент образования и другие органы исполнительной власти города Москвы.

В настоящий момент общее количество услуг под ее управлением превышает 0,5 миллионов, количество документов, касающихся вопросов ввода/вывода в эксплуатацию услуг – более 10 тысяч, количество завершенных бизнес-процессов претензионной работы и процессов, связанных с рассмотрением вопросов контроля качества услуг – более 10 тысяч.

Система постоянно совершенствуется, растет количество пользователей и контролируемых услуг, возникают новые потребности по интеграции с внешними системами в целях расширения единого информационного пространства контроля качества услуг. Столь интенсивное развитие связано, прежде всего, с тем, что де-факто система стала центральным звеном в процессах учета и контроля качества всех телекоммуникационных услуг, потребляемых Правительством Москвы. В том числе, процессов ввода совершенно новых типов телекоммуникационных услуг.

CNews: Еще одна обязательная статья ИКТ-расходов – «Безопасный город», в том числе создание системы видеонаблюдения. Для контроля качества ее работы Москва также сотрудничает с вашей компанией. Расскажите об этом решении. Какие инциденты происходят наиболее часто?

Александр Гольцов: Система контроля качества оказания услуг (СКОУ), в разработке и поддержке которой мы участвуем, предназначена для контроля операционного состояния камер видеонаблюдения, видеопотоков, отслеживания качества предоставляемых услуг и создания отчетов. Система осуществляет мониторинг технических характеристик: наличие связи с видеокамерой, наличие видеопотока, технические характеристики получаемого видеоизображения и т.д.

Помимо оперативного контроля качества предоставляемых услуг агрегированные СКОУ данные используются также для оценки объема предоставленных провайдерами услуг по завершению отчетного периода по контракту.

Система обрабатывает все полученные сведения о работе видеокамер на протяжении отчетного периода согласно заданным правилам, с учетом особенностей каждого контракта (например, разных технических требований к качеству изображения в подъездном видеонаблюдении, видеонаблюдении в общественных местах, школах). Помимо технических характеристик предоставляемых услуг система может фиксировать аналитические параметры, которые определяют полезность предоставляемого видеопотока: например, «увидеть» камеру, направленную в стену, или дающую статичную картинку, камеру, объектив которой испачкан грязью или заклеен жевательной резинкой и т.д.

Большинство аварий, которые фиксируются СКОУ, – это снижение битрейта ниже 100 кбит/с (когда изображение есть, но качество его неприемлемое) и отсутствие видеопотока с камеры.

CNews: Каким образом решаются вопросы устранения обнаруженных неисправностей и нарушений? Помогает ли в этом система?

Александр Гольцов: В системе реализованы механизмы оперативного уведомления ответственных представителей ДИТ Москвы и операторов, предоставляющих услуги по видеонаблюдению, о текущей ситуации в части качества оказываемых услуг. На специализированном портале реализована визуализация технического состояния камер, значки камер окрашиваются в определенный цвет в зависимости от качества предоставляемого видеоизображения (зеленый – камера работает в штатном режиме, желтый – возможны потери качества и работа нестабильна, красный – авария, при которой изображение отсутствует).

Таким образом, за счет удобных инструментов оперативного контроля не только повышается качество предоставляемых услуг, но и исполнители – операторы связи – имеют возможность быстро реагировать и устранять неисправности, избегая штрафов. Это очень важный момент, поскольку требования к качеству предоставления услуг достаточно жесткие.

CNews: Что представляет собой единая технологическая платформа межсистемного взаимодействия Москвы, в развитии которой ваша компания участвовала в 2016 году?

Александр Гольцов: Единая технологическая платформа межсистемного взаимодействия Москвы (ЕТП) является универсальной транспортной платформой, обеспечивающей функции автоматизации и комплексного обслуживания транспортных процессов, исполняемых в ходе оказания государственных услуг, выполнения государственных функций и предоставления сервисов в электронном виде.

ЕТП позволила объединить в едином информационном пространстве субъекты государственного управления и различные отраслевые программные модули, базы данных и иные государственные информационные ресурсы – портал Госуслуг Москвы, АСУ ЕИРЦ, АИС ЕГЭ, СУО ГИБДД, АС ГУФ (автоматизация процессов сбора и обработки заявок на оказание государственных услуг и информирования об исполнении функций в электронном виде) и другие.

За счет применения механизмов взаимодействия между системами, автоматизирующими предоставление государственных услуг, повышается доступность и качество оказываемых государственных услуг, качество дистанционного обслуживания граждан и организаций.

При модернизации системы мы использовали стандартизированные, в том числе открытые технологии (Cloudera CDH, PostgreSQL, Apache Active MQ). Использование открытых технологий позволило значительно снизить зависимость от дорогостоящих промышленных решений крупных вендоров и обеспечить соответствие принятым правительством и президентом РФ требованиям по обеспечению национальной безопасности в сфере информационных технологий.

CNews: 17 мая 2017 года ваша компания объявила о подписании государственного контракта на оказание услуг, обеспечивающих доставку и распространение цифровых ТВ-сигналов Full HD на объектах проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Расскажите подробнее об этом проекте. Какие еще работы необходимо проделать, чтобы подготовиться к чемпионату мира по футболу?

Александр Гольцов: Подготовка к проекту была нетривиальной задачей. Во-первых, данное мероприятие впервые проводилось в России, опыта в реализации подобных проектов не было. Во-вторых, обширная география мест проведения матчей, а также их плотный график требовали наличия команды квалифицированных инженеров, специалистов, монтажников на каждом стадионе. В-третьих, само техническое решение было уникальным, так как технические требования к таким системам были весьма неординарными (например, жесткое ограничение на задержку сигнала на кодирование, доставку и отображение его на телевизорах).

Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться на каждом стадионе, являлось несоответствие существующих сетей передачи ТВ-сигнала техническим требованиям – где-то не были произведены необходимые настройки, где-то качество монтажа было неудовлетворительным. Несмотря на то, что подготовка самих сетей передачи ТВ-сигнала не входила в предмет госконтракта, наши инженеры помогали выявлять и устранять недостатки – ведь только командная работа могла позволить подготовить объекты к началу мероприятия в столь сжатые сроки.

Для подготовки к ЧМ-2018, безусловно, есть больше времени. И есть бесценный опыт, полученный по результатам КК-2017, который позволит, я надеюсь, провести такое значимое для нашей страны мероприятие без единого сбоя. Мы планируем на регулярной основе осуществлять контроль состояния строящихся на объектах систем, так или иначе задействованных в доставке ТВ-сигналов. В боевой готовности находятся и сотрудники – ведь нам потребуется вывести «в поле» 12 технических команд, а не 4, как на прошедшем Кубке.

CNews: «АМТ-Груп» разработала собственное решение в области ИБ - InfoDiode. Находит ли оно применение в государственных структурах? Есть ли примеры внедрений?

Александр Гольцов: Да, заложенные в InfoDiode возможности позволяют широко применять его в государственных информационных системах (ГИС), в критичной информационной инфраструктуре (КИИ), в схемах Security Operation Center (SOC, для выгрузки или загрузки данных, отчетов и событий ИБ). И в том числе, возможно применение InfoDiode при организации защищенного взаимодействия с ГосСОПКА.

В концепции InfoDiode заложены возможности принципиально нового уровня использования продуктов односторонней передачи данных. Это реализуется применением ряда уникальных технологий, например, помехоустойчивого кодирования с обнаружением и коррекцией ошибок, поддержки передачи шифрованных потоков данных и двунаправленных схем подключения, приоритезации передаваемых данных, различных вариантов управления InfoDiode.

В 2016 году мы выполнили комплексный проект по обеспечению информационной безопасности государственного Рязанского приборного завода (ГРПЗ). Ключевым элементом системы защиты периметра стала система однонаправленной передачи данных АМТ InfoDiode. Основной целью выполняемых работ было повышение уровня защищенности информационных ресурсов ГРПЗ, а также приведение системы информационной безопасности предприятия в соответствие с требованиями ФСТЭК и корпоративными стандартами безопасности госкорпорации «Ростех».

CNews: На одной из конференций CNews представители госсектора говорили о планах отказаться от ИТ-аутсорсинга в пользу инсорсинга, в том числе и в области техподдержки. Как вы относитесь к такой идее?

Александр Гольцов: Тут надо понять, в каком контексте была высказана данная мысль. Вполне возможно, это говорилось в момент пика финансового кризиса, когда бюджеты существенно уменьшались и многие интеграторы не были готовы, в условиях падающего рынка, обеспечить прежнее качество услуг по докризисным ценам. Более того, достаточно часто даже прежние бюджеты урезались. Также в этот период возникла ситуация, когда на рынке труда оказалось достаточно большое количество инженеров востребованных специализаций, поэтому и возникла идея возвращения к инсорсингу.

На мой взгляд, это временное и непродолжительное явление, аутсорсинг на текущий момент является зрелой услугой нашего рынка, с отработанными методиками и бизнес-процессами. Все вопросы распределения зон ответственности, взаимодействия и безопасности, в большинстве своем, решены. Риски потери управляемости и контроля за ИТ-инфраструктурой, о которых много говорили в самом начале развития аутсорсинга в России (еще 10-12 лет назад), на практике оказались совсем не страшными.

CNews: Какие еще направления работы с государственными ведомствами и организациями вы считаете интересными?

Александр Гольцов: На наш взгляд, перспективным направлением является развитие ИТ в здравоохранении и медицине. Несмотря на то, что в этой области многое уже сделано, начиная от систем электронных медицинских карт до телемедицины, остается огромное количество задач, которые могут быть решены с развитием технологий.

В первую очередь мы ориентируемся на развитие технологий интернета вещей в медицинских целях для удаленного контроля параметров состояния пациентов или групп риска. Удаленная диагностика в условиях, где нет стационарных медицинских учреждений, контроль за параметрами окружающей среды на опасных производствах и пр.

Кроме того, используя современную элементную базу, появилась возможность существенно расширить возможности по телеобучению при проведении операций путем использования носимых камер 3D и проведения как онлайн-трансляций, так и использования записей для задач повышения квалификации медицинского персонала. Иными словами, постоянное развитие технологий позволяет существенно повысить не только качество и достоверность диагностики, но и сделать услугу своевременной, а это чрезвычайно важно именно в здравоохранении.

CNews: Каковы планы «АМТ-Груп» на 2018 год?

Александр Гольцов: Как я уже упоминал выше, в 2018 году нас ждет огромный объем работ в рамках проекта подготовки к Чемпионату мира по футболу. Это важнейший проект, на котором будет сфокусировано наше внимание.

Если говорить о компании в целом, мы планируем активно развивать наши собственные продукты и сервисы. У нас есть сильная команда разработчиков и инженеров, успешно создающая решения под индивидуальные бизнес-требования заказчиков. Некоторые из них впоследствии становятся самостоятельными продуктами. Также мы продолжаем совершенствовать наши сервисные компетенции. Это не только услуги технической поддержки, но и аутсорсинг сервисов ИБ. Стоит задача увеличить долю этих услуг в общем обороте компании.

Не менее важное направление развития – усиление присутствия в странах СНГ, работа с государственным сектором в этих странах. Недавно мы закончили большой проект для Национального банка Киргизии, планируем и в дальнейшем развивать наше сотрудничество.

Вернуться на главную страницу обзора