oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2017

http://www.ppr.ru/ru/ http://www.mos.ru

Как работают контролеры в московских автобусах

Как работают контролеры в московских автобусах

В 2014 г. контролеры в общественном транспорте Москвы начали работать в единой системе государственного казенного учреждения «Организатор перевозок» (АИС ГКУ ОП). Теперь проверка проездных документов граждан, а также соблюдения расписания и маршрутов водителями осуществляется в автоматизированном режиме.

Решение транспортных проблем российской столицы находится в ведении Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Он отвечает за развитие и безопасность транспортной инфраструктуры города, в том числе за наземный и подземный транспорт, такси, грузовые перевозки, велосипедные дорожки и пешеходные зоны, парковки и пр. В ведении департамента также находится оплата проезда в городском транспорте и решение дорожных проблем.

В 2011 г. Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры было образовано государственное казенное учреждение «Организатор перевозок», которое контролирует пассажирские перевозки в Москве. В 2013 г. было принято решение о внедрении комплексного решения для автоматизации его основной деятельности (АИС ГКУ ОП) – контроля установленного графика и маршрутов движения общественного транспорта, а также учета пассажиропотока и оплаты проезда. Победителем конкурса на создание системы стала компания «Программный Продукт».

Работы по созданию АИС ГКУ ОП стартовали сентябре 2013 г. В феврале 2014 г. был создан и передан в опытную эксплуатацию прототип решения, а в апреле 2014 г. АИС ГКУ ОП заработала в большинстве подразделений учреждения «Организатор перевозок». В 2016 г. в рамках запуска новой транспортной модели в составе АИС ГКУ ОП была создана подсистема организации деятельности коммерческих перевозчиков по государственным контрактам.

Что такое АИС ГКУ ОП

АИС ГКУ ОП позволяет вести автоматизированный учет нарушений в сфере пассажирских перевозок, контролировать оплату проезда пассажирами и соблюдение правильности маршрутов и требований к эксплуатации транспорта столичными перевозчиками, а также отслеживать своевременность исполнения вынесенных постановлений.

В АИС ГКУ ОП также автоматизированы все основные процессы транспортного обслуживания коммерческими перевозчиками, начиная от учета числа выполненных ими рейсов и перевезенных пассажиров и заканчивая расчетом показателей качества оказанных услуг (выполнение рейсов, штрафные баллы за нарушения, пассажиропотоки на маршрутах, компенсация затрат).

Схема работы АИС ГКУ ОП


Источник: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, 2016

Система состоит из 5 основных подсистем. В подсистеме «Административная практика» ведется электронный реестр дел об административных правонарушениях, а также учет начисленных штрафов и поступающих по ним платежей. Для этого в ней организован информационный обмен с системами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и Федерального казначейства (ФК).

Подсистема «Контроль оплаты» позволяет планировать деятельность контролеров, формировать для них задания и получать отчеты об их выполнении в автоматизированном режиме, в режиме онлайн на основании данных в Едином социальном реестре вести проверку социальных карт и формировать реестр изъятых документов. Сотрудники взаимодействуют с подсистемой с помощью мобильных персональных устройств контролера (ПУсК), позволяющих осуществлять контроль проездных документов.

Подсистема «Контроль перевозчиков» предназначена для планирования деятельности соответствующих специалистов, выдачу им заданий и контроль их выполнения.

Подсистема «Коммерческие перевозчики» предназначена для учета объемов услуг транспортного обслуживания, оказываемых коммерческими перевозчиками г.Москвы, и расчетов за эти услуги. В подсистеме ведутся паспорта маршрутов коммерческих перевозчиков, параметры маршрутов и расписаний, а также назначения транспортных средств на маршруты (наряды). Подсистема интегрирована с информационными системами ЦОДД и ГУП «Мосгортранс», в ней ежедневно регистрируется информация по плановым и фактическим рейсам перевозчиков, количеству перевезенных пассажиров и зафиксированным нарушениям. Результатами работы подсистемы являются количественные, качественные и расчетные показатели транспортного обслуживания пассажиров, формируемые в режиме оперативной или сводной информации.

Количественные характеристики проекта АИС ГКУ ОП

Подсистема Количество пользователей Объемы информации в системе
Административная практика >350 Ежедневно:
>1000 постановлений
>50 протоколов об административном правонарушении или определений
>500 платежей по штрафам
>70 постановлений в ФССП
>20 штрафов в ФК через РНиП
Контроль оплаты >300 (стационарно) Ежедневно:
около 300 расстановок и заданий по НГПТ
около 135 расстановок и заданий по метро/ММТС
>600 (переносные устройства) В месяц:
около 5000 элементов плана управления НГПТ
около 3000 элементов плана управления ММ/ММТС
Контроль перевозчиков >200 Ежедневно около 80 расстановок и заданий
В месяц:
около 150 элементов плана управления УКоППТП
около 100 элементов плана управления УКоППРиМТП
Коммерческие перевозчики 212 маршрутов коммерческих перевозчиков около 4000 транспортных средств перевозчиков
около 30 000 рейсов ежедневно
около 950 000 записей о перевезенных пассажирах по видам билетов ежемесячно
ТПУ >150 Ежедневно около 120 расстановок и заданий
В месяц около 135 элементов плана управления

Источник: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, 2016


В подсистеме «Транспортно-пересадочный узел» (ТПУ) осуществляется планирование деятельности подразделений по выездам на ТПУ и остановки общественного транспорта. Сотрудники этих подразделений формируют отчеты о своей работе прямо на месте при помощи мобильных терминалов сбора данных.

Мобилизация на транспорте

Важными составляющими автоматизированной системы АИС ГКУ ОП являются персональные мобильные устройства, которые позволяют контролерам осуществлять проверку проездных документов граждан и правильности работы перевозчиков в режиме онлайн.

Так, с помощью мобильного устройства ПУсК (персональное устройство контролера) специалисты подключаются к подсистеме «Контроль оплаты», считывают данные с валидаторов, производят сканирование и проверку билетов и при выявлении нарушений передают эти данные на сервер для дальнейшей обработки. ПУсК позволяет фиксировать нарушения на бумажной ленте, что является первичным документом для дальнейшего административного производства по факту выявленного нарушения.

Мобильные терминалы сбора данных, взаимодействующие с подсистемой ТПУ, помогают контролировать деятельность перевозчиков и пассажиропотоки, осуществлять фотофиксацию нарушений и ситуаций на транспорте с геопривязкой, проверять в режиме онлайн информацию о штрафах и обмениваться сообщениями. Устройства также могут работать в автономном режиме.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора