oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2017

http://finkomm.ru http://www.km-ra.org/index.php/ru/

Республики Абхазия и Южная Осетия внедряют российское ПО

Республики Абхазия и Южная Осетия внедряют российское ПО

Активно развивающиеся республики, такие как Абхазия и Южная Осетия, начали внедрять у себя ИТ-продукцию российских разработчиков. Так, с помощью российской компании «Финкомм» в 2016 г. успешно осуществилась автоматизация деятельности казначейства Республики Абхазия.

С момента обретения независимости Республика Абхазия активно реформируется. Основой модернизации всех основных государственных институтов является переход к управлению государственными финансами по казначейскому принципу, который способствует открытости финансовых операций, проводимых государственными учреждениями, и усилению контроля за расходованием государственных средств.

Как автоматизировать управление бюджетом

Одним из крупных проектов внедрения интегрированных ИТ-систем для органов власти республики в 2016 г. стало создание автоматизированной системы управления бюджетным процессом Республики Абхазия (АСУБП РА). Конкурс на создание АСУБП РА был объявлен в январе 2016 г. Его победителем стала российская компания «Финкомм». При создании АСУБП РА были использованы только российские решения – серверное оборудование и программное обеспечение. Это обусловлено трудностью поставки продукции иностранных вендоров в непризнанные республики, а также невозможностью их дальнейшей технической поддержки. Кроме того, использование российских ИТ-компонентов призвано обеспечить безопасность критически важных для молодого государства сведений о его финансовом состоянии.

«В области автоматизации финансово-казначейских органов власти субъектов Российской Федерации существует не более трех популярных «коробочных» программных продуктов. Все они могут быть настроены под нужды конкретного заказчика без серьезного перепрограммирования. Поэтому выбор конкретного решения еще не является залогом успеха того или иного проекта, – говорит Константин Королев, генеральный директор «Финкомм».  – Важно было организовать работу экспертов, ответственных за проект со стороны финансовых органов республики, и консультантов со стороны исполнителя так, чтобы возможности базового программного обеспечения максимально полно покрывали потребности заказчика в его настройке в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Это позволяет спрогнозировать объем необходимых доработок, оценить свои возможности и не выйти за рамки оговоренных сроков и бюджета проекта».

На создание и внедрение решения исполнителю работ потребовалось менее года. В конце лета 2016 г. АСУБП РА была передана в промышленную эксплуатацию и начала работать в Гагрском, Гудаутском, Сухумском, Очамчирском, Гульрипшском, Гальском и Ткуарчалском районах республики.

«Автоматизация финансово-казначейской деятельности – одна из самых сложных и чрезвычайно ответственных задач. Мы выбирали для этого проекта самые эффективные ИТ-инструменты, которые только в четком сопряжении друг с другом могли обеспечить качественный и мгновенный результат в тех специфических условиях, в которых реализовывался проект, – рассказывает Константин Королев. – Дополнительные сложности создавало то, что система внедрялась в другой стране, с отличающейся нормативно-правовой базой, слабо сложившейся к началу проекта инфраструктурой и в условиях недостатка на старте проекта квалифицированных кадров у заказчика. Важной составляющей успеха стало четкое понимание руководством Минфина республики необходимости решения этой задачи и быстрое включение в рабочий процесс коллектива казначейства».

Итоги проекта

На сегодняшний день к АСУБП РА подключены все 7 районов республики, в том числе получатели бюджетных средств, работающие в режиме удаленного доступа. Система стала ключевым инструментом, обеспечивающим казначейское исполнение государственного и местных бюджетов, и позволяющим контролировать все операции с бюджетными средствами Республики Абхазия. Ее внедрение позволило сократить объем трудоемких ручных операций, минимизировать количество ошибок, допускаемых при ручной обработке информации, обеспечило накопление, систематизацию и использование бюджетных данных для последующего анализа и прогнозирования.

«Нам удалось замкнуть всю цепочку движения государственных финансов, – говорит заместитель министра финансов Республики Абхазия Джансух Нанба. – Сегодня все государственные финансовые ресурсы находятся на счетах Минфина, и мы можем в режиме онлайн контролировать их поступление, расходование, а также оценивать остатки на счетах».

Ранее, в 2014 г., «Автоматизированная система казначейского исполнения бюджета» (АСКИБ РЮО) была внедрена компанией «Финкомм» в Республике Южная Осетия. В ходе проекта также была произведена модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры для обеспечения работоспособности АСКИБ РЮО, осуществлена поставка оборудования, программного обеспечения, обеспечено сопровождение на постоянной основе всех ее компонентов. Опыт реализации этого проекта позволил компании осуществить внедрение АСУБП РА четко в соответствии с условиями контракта.

Развитие казначейских технологий в Республике Абхазия и других республиках не должно ограничиваться только автоматизацией управления бюджетным процессом в части казначейского исполнения государственного бюджета. Необходимо использовать и другие доказавшие свою эффективность методы и ИТ-инструменты, уверены в «Финкомм». В Российской Федерации, на которую сейчас ориентируются многие развивающиеся государства, прежде всего, бывшего СССР, накоплен богатый опыт реформирования и автоматизации государственных финансов. «К сожалению, не все системы работают эффективно, однако те, которые себя хорошо зарекомендовали, развивающие страны могут внедрять и использовать», – говорит Константин Королев.

В качестве примера он приводит информационно-аналитическую систему управления ликвидностью ЛЕКС, которая используется в Казначействе России с 2016 г. Она была разработана компанией «Текос» – производственной площадкой «Финкомм». Система предназначена для управления ликвидностью единого казначейского счета путем оперирования остатками на счетах и оптимизации их размещения. Это особенно важно в условиях ограничения внешних источников поступлений и международных санкций, в условиях которых существуют непризнанные республики. «Использование этой системы вместе с заложенными в ней уникальными принципами, математическими правилами, основанными на специально принятой нормативно-правовой базе, операционных методах управления остатками средств федерального бюджета, а также соответствующего ИТ-инструментария, позволило только в 2016 г. пополнить бюджет Российской Федерации более чем на 82 миллиарда рублей», – говорит Константин Королев.

Вернуться на главную страницу обзора