Спецпроекты

На страницу обзора
Что известно о путинской «Цифровой экономике»: текущий статус

В июле 2017 г. правительство утвердило программу «Цифровая экономика», подготовленную Минкомсвязью по поручению президента Владимира Путина. Немногим ранее цифровая экономика была включена в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 г. Основная цель программы – создание в России экосистемы цифровой экономики, в которой «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности». Программа определяет базовые направления, задачи и сроки реализации основных мер государственной политики по развитию цифровой экономики на период до 2024 г.

Кто будет управлять «Цифровой экономикой»?

Осуществлять контроль за реализацией программы и утверждать планы мероприятий будет правительственная комиссия по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Дмитрия Медведева. Этот орган был создан путем преобразования в 2013 г. правкомиссии по внедрению ИТ в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

15 августа 2017 г. постановлением правительства создана подкомиссия по цифровой экономике при правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Новая подкомиссия под председательством Максима Акимова, первого заместителя руководителя аппарата правительства РФ, будет рассматривать проекты планов мероприятий и вносить соответствующие предложения в правкомиссию, контролировать выполнение планов мероприятий и рассматривать возникающие между их участниками разногласия или противоречия в законопроектах.

strukturaupravleniya.jpg
Контроль за реализацией программы и утверждение планов мероприятий Рассмотрение проектов планов мероприятий и представление на рассмотрение Комиссии подготовка предложений президенту РФ по вопросам разработки и реализации программы «Цифровая экономика» Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию направлений Программы. Координация исполнения планов мероприятий, представление Комиссии одобренных подкомиссией планов Сбор предложений и подготовка проектов планов мероприятий. Выполнение планов мероприятий Подготовка предложений в проекты планы мероприятий. Участие в оценке эффективности
Источник: CNews Analytics, 2017

Функции проектного офиса по реализации программы закреплены за АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ». Эта организация будет отвечать за создание информационной системы электронного взаимодействия участников реализации программы и организационно-методологическое сопровождение.

За реализацию первых двух направлений («Нормативное регулирование» и «Кадры и образование» ответственным органом исполнительной власти назначено Минэкономразвития, по остальным – Минкомсвязь). Министерства будут координировать исполнение планов мероприятий, представлять правкомиссии одобренные подкомиссией планы, согласовывать проекты с заинтересованными сторонами.

Важным моментом в управлении госпрограммой является учреждение ведущими компаниями АНО «Цифровая экономика». Организация, создаваемая такими лидерами рынка как Ростелеком, «Мегафон», «Росатом», Сбербанк, Агентство стратегических инициатив (АСИ), «Ростех», «Яндекс», «Открытая мобильная платформа», «1С», Mail.Ru Group, МТС, «Сколково», «ВЭБ инновации», Rambler & Co, «Почта России» и «Билайн», будет формировать рабочие группы и центры компетенций по каждому направлению программы, взаимодействовать с бизнесом, поддерживать стартапы, а также оценивать эффективность реализации программы и готовить ежегодный доклад на соответствующую тему. Генеральным директором АНО «Цифровая экономика» стал Евгений Ковнир, до недавнего времени работавший замдиректором направления «Молодые профессионалы» в АСИ. Евгений Ковнир ранее работал директором департамента развития отрасли ИТ в Минкомсвязи.

Также примут участие в оценке эффективности и рабочие группы, ответственные за подготовку предложений в планы мероприятий и соответствующие заключения. Уже определены руководители рабочих групп: рабочую группу по направлению «Нормативное регулирование» возглавит Руслан Ибрагимов (ПАО «МТС»), «Кадры и образование» – Борис Нуралиев»), «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» – Александр Повалко (РВК), «Информационная инфраструктура» – Анна СеребряниковаМегаФон»), «Информационная безопасность» – Наталья Касперская (InfoWatch).

Центры компетенций будут собирать предложения в проекты планов мероприятий и готовить проекты планов мероприятий (включая пояснительные записки и финансово-экономическое обоснование). Также центры будут заняты непосредственно выполнением планов мероприятий в рамках своей компетенции и отчитываться в ответственный федеральный орган исполнительной власти (Минэкономразвития или Минкомсвязь) и проектный офис. Центром компетенции по направлению «Нормативное регулирование» определен «Сколково», «Кадры и образование» – Агентство стратегических инициатив, «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» – «Ростех» и «Росатом», «Информационная инфраструктура» – «Ростелеком», «Информационная безопасность» – Сбербанк. Конкретный план мероприятий по программе «Цифровая экономика» будет подготовлен Минкомсвязью до 30 октября 2017 г.

В CNews Analytics проанализировали активность правкомиссии по ИТ за период 2010 - 2017 гг. – на графиках ниже наглядно отображена активность правкомиссии по ИТ и то, как постепенно, год от года, сокращалось количество ее совещаний и заседаний. Если первый председатель Сергей Собянин в среднем проводил по 1,89 заседаний в месяц, то у последних двух председателей Владислава Суркова и Дмитрия Медведева этот показатель сократился до 0,22 и 0,21 заседания в месяц соответственно. За 48 месяцев на посту председателя правкомиссии по ИТ Дмитрий Медведев провел всего 10 заседаний.

04_1.png
Источник: CNews Analytics, 2017

Нормативное регулирование: блокчейн, борьба с цифровыми картелями и единая цифровая среда доверия

Утвержденная программа «Цифровая экономика» предполагает создание регуляторной среды, благоприятствующей возникновению и развитию новых цифровых технологий. В первую очередь планируется снять ключевые ограничения и создать отдельные правовые институты, направленные на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики.

К концу 2018 г. будут приняты нормативно-правовые акты (НПА), обеспечивающие создание правовых условий для формирования «единой цифровой среды доверия»: удаленная идентификация и аутентификация физических и юридических лиц для совершения юридически значимых действий будет приравнена к очно-бумажных формам взаимодействия. Также будет легализован и урегулирован рынок услуг третьей доверенной стороны, независимо фиксирующей и предоставляющей заинтересованным лицам юридические факты, связанные с электронным взаимодействием и документами.

До конца 2020 г. должна быть разработана и принята нормативная база для сбора, хранения и обработки больших массивов данных, в том числе с использованием новых технологий, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев. К этому же сроку будут урегулированы правовые вопросы, связанные с использованием робототехники и искусственного интеллекта, а также будут внедрены стандарты раскрытия информации, в том числе в виде открытых данных и раскрытие данных по умолчанию органами госуправления.

Организации, ведущие приоритетные виды деятельности цифровой экономики, в том числе сбор и использование данных, или имеющие определенный уровень информатизации процессов и готовые открыть их для государства, с конца 2020 г. смогут воспользоваться особым правовым режимом, обеспечивающим комфортные условия для развития.

Изменения коснутся также сферы интеллектуальных прав (борьба со злоупотреблениями в виде сопряжения патентов и стандартов, технологической дискриминации и т.п.) и антимонопольного законодательства – государство обязуется снимать входные барьеры для стартапов в части доступа к ключевых технологиям и базам данных, противодействовать «цифровым картелям» и антиконкурентному поведению на инновационных рынках. Программа обещает до конца 2020 г. обеспечить нормативное регулирование инновационных технологий на финансовом рынке, создать правовые условия для технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав.

Впрочем, 87-страничный документ нацелен на создание «цифровой среды доверия» не только в России, но и на территории Евразийского экономического союза – планируется формировать общие подходы к цифровой экономике, гармонизировать в соответствии с ними российское законодательство и снимать ограничения на пути развития цифровой экономики, содержащиеся в праве ЕАЭС.

Кадры и образование: цифровой аналог ГТО, массовая переподготовка кадров и поиск талантов

По направлению «Кадры и образование» программа предполагает создание ключевых условий подготовки кадров для цифровой экономики – для этого системе образования предстоит пройти через ряд преобразований, россиян будут мотивировать к освоению новых компетенций, а рынок труда должен опираться на требования цифровой экономики.

Уже в следующем году появится частно-государственный венчурный фонд для поддержки перспективных образовательных проектов цифровой экономики. Кроме того, будет создана система раннего выявления, поддержки и сопровождения высокомотивированных и талантливых учащихся, в рамках которой предусмотрена грантовая поддержка педагогов и организаций, работающих с юными дарованиями. Все организации общего образования перейдут к независимой аттестации сформированности у обучающихся базовых компетенций цифровой экономики, а для организаций, занятых подготовкой специалистов по предметной области «Технология», в 2020 г. будет создан особый правовой режим.

До конца 2019 г. федеральные образовательные стандарты для всех уровней образования будут актуализированы с учетом требований цифровой экономики, а также будет внедрен открытый формат индивидуальных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, включающих результаты учебной и трудовой деятельности. Планируется, что к 2024 г. 100% учащихся и не менее 60% всех граждан будут использовать персональные траектории развития, которые заменят привычные трудовые книжки. Предполагается устранить барьеры и обеспечить регулирование «гибких» трудовых отношений, в том числе удаленную работу.

Предполагается широкое использование дистанционных образовательных технологий, содействие развитию предпринимательских навыков у учащихся, и обеспечение госзаказа по перечню специальностей, критически важных для цифровой экономики. Уже в следующем году правительство планирует устранить барьеры, препятствующие найму иностранных специалистов, представляющих особый интерес для цифровой экономики. В частности, внедрить «карту молодого профессионала» – иностранцы с высокими компетенциями, свободно владеющие русским языком, смогут въезжать по ней и работать в России, а также получать ряд других преференций. Планируется использовать механизм стипендий для перспективных иностранных студентов и специалистов, планирующих работать в РФ. А с уехавшими, наоборот, за рубеж российскими специалистами будут поддерживаться деловые и культурные связи.

К концу 2020 г. россияне получат возможность быстро освоить базовые компетенции цифровой экономики через систему «элитного» среднего профессионального образования. В разработке стратегий развития организаций профессионального образования будут принимать участие высокотехнологичные отечественные компании, действующим работникам ИТ-индустрии обещают создать комфортные условия для привлечения их в качестве преподавателей.

Эти и многие другие усилия должны вывести Россию к 2024 г. на 12 место в международном рейтинге PISA и на 30 место в рейтинге привлечения талантов Global Talent Competitiveness Index. Ежегодно запланировано 800 тыс. выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, и 120 тыс. выпускников высшего образования – профессионалов в сфере ИТ.

В 100 крупнейших компаниях России будут определены потребности по переподготовке кадров и выбраны операторы переподготовки. Также будут запущены программы «цифровой грамотности» для старшего поколения с привлечением инициатив школьников. На обучение детей и взрослых цифровой грамотности государством будут выдаваться цифровые ваучеры (система стимулирующих выплат). Поступающим в вузы на определенные профессии будут предоставлены преимущества в случае успешной сдачи абитуриентом «цифрового аналога нормативов ГТО», такая аттестация также сулит нематериальные льготы работникам компаний. В то время как для госслужащих и работников госкомпаний наличие базовых компетенций в цифровой экономике станет обязательным с 2024 г.

Исследовательские компетенции и технологические заделы: международное сотрудничество и адресная поддержка компаний

Весь раздел, посвященный формированию исследовательских компетенций и технологических заделов, сфокусирован на задачах по формированию соответствующей институциональной среды и созданию системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики. Так, в 2018 г. планируется создать пилотную цифровую платформу для исследований и разработок по одному из направлений «сквозных» технологий, в перечень которых входят: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, а также технологии виртуальной и дополненной реальностей.

К 2024 г. планируется создать по одной цифровой платформе для исследований и разработок по каждому направлению «сквозных» технологий с не менее чем 10 участниками и 3 партнерами из числа международных центров компетенций. По части международного сотрудничества до конца 2020 г. российские организации должны принять участие в реализации не менее 10 крупных международных проектов в приоритетных направлениях МНТС (объемом не менее $3 млн.) в области цифровой экономики на базе эффективных международных партнерств и совместного финансирования.

В следующем году будет создано не менее двух отечественных центров компетенций по направлениям «сквозных» технологий на базе организаций-лидеров, координирующих проводимые в стране исследования и разработки. Для вовлечения крупных компаний в работу таких центров будет разработана система мер, предусматривающая в том числе финансовое стимулирование и механизмы ГЧП. К 2020 г. предполагается появление не менее двух центров компетенций по каждому из направлений «сквозных» технологий.

Для формирования компетенций по «сквозным» технологиям до 2024 г. на базе ведущих вузов и научных организаций будет запущено не менее 5 аспирантских и магистерских школ по «сквозным» технологиям, а для сотрудников НИИ и вузов будет внедрена система творческих отпусков (sabbatical). Кроме того, планируется отправлять российских специалистов на обучение за рубеж – до конца 2024 г. не менее 500 специалистов пройдут обучение «сквозным» технологиям за рубежом и вернутся в Россию.

С 2018 г. на ежегодной основе будет проводиться отбор компаний, способных стать лидерами на глобальных технологических рынках, для дальнейшей поддержки коммерциализации результатов их исследований и разработок, в т.ч. экспорта (компенсация части затрат на логистику, сертификацию, правовую охрану, выставочную деятельность, льготное кредитование и т.п.). До 2020 г. планируется адресная поддержка пяти компаний в год, далее их количество будет увеличено до 10. К 2024 г. планируется реализовать не менее 30 проектов (объемом не менее 100 млн. руб.) с высоким коммерческим потенциалом в области цифровой экономики с учетом приоритетов научно-технологического развития РФ.

Показателем развития исследований и разработок в области цифровой экономики станет почти 60%-ый рост количества патентных заявок к 2024 г. по пяти ключевым технологическим областям и повышение до 4,3% доли сектора ИКТ в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки.

Информационная инфраструктура: 5G в крупных городах, по 100 Мбит/сек в каждый дом

Программой «Цифровая экономика» предполагается серьезное развитие информационной инфраструктуры: к 2024 г. 97% российских домохозяйств и 100% органов госвласти и местного самоуправления, лечебно-профилактических и образовательных организаций получат ШПД к сети (не менее 100 Мбит/сек). 100% федеральных автомобильных трасс будет обеспечено покрытием радиотелефонной связи, а в 15 городах-миллионниках будет устойчивое покрытие 5G.

В планах построение федеральной сети узкополосной связи по технологии LPWAN для сбора и обработки телематической информации – в третьем квартале 2019 г. LPWAN-сети с использованием преимущественно отечественного оборудования будут внедрены в первых пяти городах-миллионниках. В этом же году следует ожидать запуска ЦОДов в Центральном, Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Распределенная система ЦОДов (с использованием отечественного оборудования) будет обеспечивать обработку всех данных, формируемых российскими гражданами и организациями на территории РФ; мощность российских ЦОДов к 2024 г. достигнет 80 тыс. стойко-мест. До конца 2019 г. будет запущена государственная единая облачная платформа, на которую последовательно переведут ИС и ресурсы госорганов.

В 2020 г. будет реализована система управления мастер-данными – данные, в том числе, государственные станут доступны для использования в цифровых платформах, а также будут созданы отечественные цифровые платформы сбора, обработки и распространения пространственных данных для нужд картографии и геодезии и данных дистанционного зондирования Земли (проект «Цифровая земля», нацеленный на создание и регулярное обновление сплошного бесшовного покрытия данными ДЗЗ территории всего земного шара).

Информационная безопасность: импортозамещение, больше госрегулирования и новые виды ответственности

Основополагающими принципами ИБ авторы программы определили: использование российских технологий для обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки; преимущественное использование отечественного ПО и оборудования; применение российских криптографических стандартов.

В конце 2019 г. Уголовный кодекс РФ дополнится за счет криминализации новых типов деяний, совершенных с использованием информационных технологий. А с начала 2020 г. должностные лица будут нести административную ответственность за неиспользование сертифицированных криптографических алгоритмов при организации соединений по защищенным протоколам.

Предполагается целый комплекс мер по усилению государственного контроля в сфере ИБ. Так, в 2019 г. будет введена в эксплуатацию централизованная система мониторинга и управления единой сетью электросвязи РФ. До конца текущего года будет закреплен правовой статус и порядок функционирования российского сегмента интернета, а в начале 2019 г. будут законодательно приняты требования к программно-техническим средствам защиты от компьютерных атак, включая DDoS-атаки, противоправного контента, средствам анализа и фильтрации трафика. Средний срок простоя ГИС из-за компьютерных атак должен сократиться с 65 часов в 2018 г. до 1 часа в 2024 г.

В документе также говорится о переводе маршрутизации трафика российского сегмента интернета на территорию России. Доля российского интернет-трафика, маршрутизируемого через иностранные серверы, должна сократиться с 50% в 2018 г. до 10% в 2024 г. согласно «дорожной карте», а в основном тексте программы этот же индикатор указан уровне 5% (предположительно, остался от первоначальной редакции программы).

В начале следующего года планируется создать Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. Позже будут законодательно закреплены преференции для отечественного компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования при осуществлении госзакупок и установлены требования по его использованию на объектах инфраструктуры обработки данных, к 2024 г. оборудование российского производства должно появиться на всех объектах информационной инфраструктуры РФ.

На постоянной основе будет проводиться мониторинг и контроль текущей ситуации с закупками отечественного программного обеспечения, а для производителей и потребителей отечественного оборудования будет разработана система стимулов. Похожие механизмы стимулирования будут созданы для разработчиков и пользователей российского ПО – госорганами, госкомпаниями и компаниями с государственным участием к 2024 г. должно закупаться не более 10% иностранного софта (для оборудования этот индикатор установлен на уровне 50%).

В следующем году будут созданы совет по вопросам безопасности новых технологий и центр компетенций по вопросам межмашинного взаимодействия. В сфере межмашинного взаимодействия в киберфизических средах и интернета вещей будут приняты национальные стандарты, введена ответственность за несанкционированное вмешательство, будут внедряться отечественные комплексы обеспечения безопасности.

Для обеспечения «защиты прав, свобод и законных интересов личности» в условиях цифровой экономики будут законодательно определены права и обязанности участников информационного взаимодействия при обработке персональных данных, больших пользовательских данных, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации. К концу 2020 г. государство планирует установить контроль обработки и доступа к таким данным, а за их ненадлежащую обработку и безопасность будет установлена ответственность. Авторы программы планируют создать ресурс, на котором граждане смогут получить информацию о случаях использования их персональных данных и отказаться от такого использования.

В 2019 г. будут законодательно установлены требования по идентификации пользователей сети или интернета вещей, а также разграничены права собственности на создаваемые пользователями данные. Для предотвращения появления в рунете противоправной информации будут разработаны специальные механизмы, включая удаление такой информации на базе саморегулируемых организаций.

Кроме того, предполагается, что к 2024 г. 90% хозяйствующих субъектов будет использовать национальную платежную систему, а ИТ-компании будут охотно присоединяться к системе добровольного декларирования уровня безопасности продуктов и услуг ИКТ (Декларация информационной безопасности).

Сколько стоит «Цифровая экономика»?

В своем выступлении на заседании совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в июле 2017 г. Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ, заявил, что расходы на реализацию программы «Цифровая экономика» составят приблизительно 100 млрд руб. в год. При этом министр отметил, что значительная часть средств уже заложена в расходах федерального бюджета. Однако позже, на конференции CNews «ИКТ в госсекторе» замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев пояснил, что данная сумма не является оценкой Минкомсвязи.

«Это была оценка сверху, и сделана она была на основе экспертных заключений, — пояснил Козырев происхождение оценки в 100-миллиардных потребностях. — Когда мы говорим о бюджете, мы должны иметь четкое обоснование, почему то или иное мероприятие стоит именно этих денег. Такое обоснование сделать невозможно, пока у нас нет детальных планов по реализации программы».

Замминистра отметил, что на текущий момент в бюджете на 2018 г. и период 2019-2020 гг. не существует статьи расходов по направлению «Цифровая экономика». Алексей Козырев полагает, что расходы по финансированию программы будут учтены в ноябре 2017 г. в рамках правительственных поправок в бюджет.

05_1.png
Источник: CNews Analytics, 2017

15 августа 2017 г. Дмитрий Медведев провел совещание, по итогам которого Минэкономразвития, Минкомсвязи было поручено совместно с Внешэкономбанком (ВЭБ) разработать предложения по объемам и механизмам финансирования ВЭБ «высокотехнологичных и инновационных проектов, реализуемых в том числе в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», и обеспечить рассмотрение указанных предложений на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка. Заседание наблюдательного совета ВЭБ, на котором будут рассмотрены предложения по финансированию «Цифровой экономики», состоится в октябре 2017 г.

Направления развития: восемь минус три

Таким образом, основными направлениями развития цифровой экономики являются: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Необходимо отметить, что первоначальный проект программы, представленный в апреле 2017 г., претерпел существенные изменения. По итогам ПМЭФ-2017 В. Путин отправил проект на доработку и в финальной версии он лишился трех из восьми базовых направлений развития: изначально вдобавок к утвержденным пяти направлениям планировались также серьезные изменения в области государственного управления, «умных городов» и цифрового здравоохранения.

Так, в сфере гоусправления к 2025 г. планировалось перевести в электронную форму 80% всех услуг органов власти, а показателем выполнения этой задачи считалась удовлетворенность граждан качеством электронных услуг на уровне 90%. Полностью отказаться от бумаги должны были организации при предоставлении любых форм отчетности, при этом 30% отчетов должно было формироваться в автоматическом режиме. Не менее 90% документооборота внутри и между ведомствами планировалось перевести в цифровой формат с применением электронных подписей. В первой версии программы «Цифровая экономика» планировалась реализация концепции «50 «умных» городов России», в которой участвовало бы 50 млн жителей этих городов. 90% решений о развитии и функционировании таких городов принималось бы с участием граждан в форме электронного голосования, а в 12 из 50 «умных» городов велась бы опытная эксплуатация беспилотного общественного транспорта.

Информационная инфраструктура
  • 0,05% среднедушевых денежных доходов составит абонентская плата за фиксированный доступ к интернету
  • 97% – доля домохозяйств, в которых есть широкополосный доступ к интернету
  • 100% органов власти субъектов РФ, медицинских и образовательных организаций имеют ШПД – 100 Мбит/сек, 100% федеральных органов власти имеют ШПД – 1 Гбит/сек
  • 15 городов-миллионников с устойчивым покрытием 5G
  • 80 тыс. стойко-мест – мощность российских ЦОДов
  • 10% – доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных
  • На 90% экономически освоенных территорий РФ создана единая государственная среда передачи навигационной и логистической информации
  • 90% – доля российских данных ДЗЗ в общем объеме данных ДЗЗ, используемых в российских геоинформационных системах
  • 90% ИС и ресурсов органов госвласти и местного самоуправления перенесены в единую государственную облачную платформу
  • 0,05% среднедушевых денежных доходов составит абонентская плата за фиксированный доступ к интернету
  • 100% органов госвласти и местного самоуправления, лечебно-профилактических и образовательных организаций имеют ШПД не менее 100 Мбит/сек
  • 15 городов-миллионников с устойчивым покрытием 5G
  • 5G в городах с населением >300 тыс. жителей
  • 100% км федеральных автомобильных трасс с устойчивым покрытием радиотелефонной связи
  • 8 опорных ЦОДов в федеральных округах
  • 80 тыс. стойко-мест – мощность российских ЦОДов
  • 10% – доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных
  • На 90% экономически освоенных территорий РФ создана единая государственная среда передачи навигационной и логистической информации
  • 90% – доля российских данных ДЗЗ в общем объеме данных ДЗЗ, используемых в российских геоинформационных системах
  • 90% ИС и ресурсов органов госвласти и местного самоуправления перенесены в единую государственную облачную платформу
Кадры и образование
  • На базе 100 крупнейших компаний / государственных корпораций РФ открыты центры для переподготовки специалистов по топ-100 компетенциям цифровой экономики.
  • 5 место у России в топ-20 рейтинга привлекательности работы для высококвалифици- рованных специалистов
  • 50% учебного времени обучающиеся используют и осваивают цифровые инструменты в рамках программ общего образования
  • 80% трудоспособного населения имеет цифровую запись персональной траектории развития
  • 500 тыс./год – количество выпускников высшего и среднего профессионального, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне
  • 100 тыс./год – количество выпускников высшего образования – профессионалов в сфере ИТ
  • 40% государственной итоговой аттестации выпускников проходит с использованием цифровых инструментов
  • 100% обучающихся выбирает для получения компетенций индивидуальные траектории обучения
  • 1 млн специалистов, прошедших переобучение в рамках дополнительного образования
  • 12 место России в рейтинге PISA
  • 30 место России в Global Talent Competitiveness Index
  • На базе 100 крупнейших компаний / государственных корпораций РФ открыты центры для переподготовки специалистов по топ-100 компетенциям цифровой экономики.
  • 5 место у России в топ-20 рейтинга привлекательности работы для высококвалифицированных специалистов
  • 50% учебного времени обучающиеся используют и осваивают цифровые инструменты в рамках программ общего образования
  • 60% граждан использует профиль компетенций и персональную траекторию развития
  • 800 тыс./год – количество выпускников высшего и среднего профессионального, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне
  • 120 тыс./год – количество выпускников высшего образования – профессионалов в сфере ИТ
  • 100% государственной итоговой аттестации выпускников проходит с использованием цифровых инструментов
  • 100% обучающихся выбирает для получения компетенций индивидуальные траектории обучения
  • 1 млн специалистов, прошедших переобучение в рамках дополнительного образования
  • 12 место России в рейтинге PISA
  • 30 место России в Global Talent Competitiveness Index
Формирование исследовательских компетенций и технических заделов
  • По 2 центра компетенций по каждому из направлений «сквозных» технологий
  • 15 «полигонов» для отработки «сквозных» технологий в рамках цифровых платформ
  • 15 технопарков (как вновь созданных, так и переориентированных), функционирующих в области цифровых платформ
  • 20 исследовательских центров крупнейших глобальных игроков в области цифровой экономики
  • 50 makerspace для ученых на базе вузов, научных организаций, компаний в рамках цифровых платформ
  • 10 цифровых платформ для исследований и разработок, не менее 50 участников
  • 10 компаний-чемпионов в области «сквозных» технологий, конкурентоспособных на глобальных рынках за счет успешного использования результатов ИиР
  • 100 исследовательских проектов (не менее 20 млн руб.) с использованием цифровых платформ
  • Рост числа патентных заявок к 2025 г. по 4 технологическим областям на 50%
  • 4,3% внутренних затрат на научные исследования и разработки приходятся на сектор ИКТ
  • 10 российских организаций участвуют в реализации крупных международных проектов в сфере исследований цифровой экономики
  • 90% ИС и ресурсов органов госвласти и местного самоуправления перенесены в единую государственную облачную платформу
  • 500 специалистов были обучены за рубежом по направлениям «сквозных» технологий и вернулись в Россию
  • По 2 центра компетенций по каждому из направлений «сквозных» технологий
  • 15 «полигонов» для отработки «сквозных» технологий в рамках цифровых платформ
  • 15 технопарков (как вновь созданных, так и переориентированных), функционирующих в области цифровых платформ
  • 20 исследовательских центров крупнейших глобальных игроков в области цифровой экономики
  • 50 makerspace для ученых на базе вузов, научных организаций, компаний в рамках цифровых платформ
  • 10 отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики, не менее 100 участников
  • 10 компаний – технологических лидеров, конкурентоспособных на глобальном рынке
  • 30 реализованных проектов (не менее 100 млн руб.) с высоким коммерческим потенциалом в области цифровой экономики
  • Рост числа патентных заявок к 2024 г. по 5 технологическим областям на 60%
  • 4,3% внутренних затрат на научные исследования и разработки приходятся на сектор ИКТ
  • 10 российских организаций участвуют в реализации крупных (объемом $3 млн.) международных проектов в сфере исследований цифровой экономики
  • 90% ИС и ресурсов органов госвласти и местного самоуправления перенесены в единую государственную облачную платформу
  • 500 специалистов были обучены за рубежом по направлениям «сквозных» технологий и вернулись в Россию
Информационная безопасность
  • 8-е место в индексе кибербезопасности МСЭ в 2020 году
  • 5% внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемого через иностранные серверы
  • 75% организаций использует стандарты безопасного информационного взаимодействия
  • 75% субъектов информационного взаимодействия (органов государственной власти и местного самоуправления, компаний с государственным участием и/или относящихся к критической информационной инфраструктуре), используюет стандарты безопасного информационного взаимодействия в части АСУ ТП и интернета вещей
  • 97% граждан, использовавших интернет в течение последних 12 мес., используют средства защиты информации
  • 50% ИКТ-оборудования иностранного производства закупается ФОИВ/РОИВ/ госкорпорациями /компаниями с государственным участием
  • 90% хозяйствующих субъектов использует национальную платежную систему
  • 1 час средний срок простоя государственных ИС в результате компьютерных атак
  • 50% граждан повысили грамотность в сфере ИБ, медиапотребления и использования интернет-сервисов
  • 8-е место в индексе кибербезопасности МСЭ в 2020 году
  • 10% внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемого через иностранные серверы
  • 75% организаций использует стандарты безопасного информационного взаимодействия
  • 10% иностранного ПО закупается ФОИВ/РОИВ/ госкорпорациями / компаниями с государственным участием
  • 90% субъектов информационного взаимодействия (органов государственной власти и местного самоуправления, компаний с государственным участием и/или относящихся к критической информационной инфраструктуре), используюет стандарты безопасного информационного взаимодействия в части киберфизических систем и интернета вещей
  • 50% ИКТ-оборудования иностранного производства закупается ФОИВ/РОИВ/ госкорпорациями /компаниями с государственным участием
  • 90% хозяйствующих субъектов использует национальную платежную систему
  • 1 час средний срок простоя государственных ИС в результате компьютерных атак
  • 50% граждан повысили грамотность в сфере ИБ, медиапотребления и использования интернет-сервисов
Направления развития, не вошедшие в утвержденную программу цифровой экономики
Государственное управление
Цифровое здравоохранение
  • 80% услуг органы власти предоставляют в электронном виде
  • 90% граждан удовлетворены качеством электронных госуслуг
  • 100% форм отчетности организаций предоставляются однократно только в электронном виде
  • 30% форм отчетности формируется в автоматическом режиме
  • 90% внутри- и межведомственного обмена документами в электронном виде с применением электронной подписи
  • Утверждение детализированной концепции «50 «умных» городов России»
  • 50 млн чел. – население городов, участвующих в реализации концепции «50 «умных» городов России»
  • 90% решений о развитии и функционировании городов принимается с участием граждан путем электронного голосования
  • 95% новых потребителей (в том числе домохозяйств в новостройках) и потребителей, заменивших приборы учета в течение 2017-2020 гг., применяют приборы дистанционного учета потребления тепло-, энерго- и водных ресурсов
  • В 12 «умных» городах ведется опытная эксплуатация беспилотного общественного транспорта
  • 80% зданий и сооружений объектов недвижимости строится с применением цифровых моделей
  • На 30% повышена производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов и данных при оказании медицинских услуг
  • Создана инфраструктура функционирования цифровых медицинских сервисов
  • 100% медицинских организаций перешло на электронный медицинский документооборот
  • 50% новорожденных с ведением молекулярного «омиксного» профиля в рамках ЭМК
  • 12 бизнес-инкубаторов и акселераторов создано институтами развития в области цифрового здравоохранения
  • 100% врачей, имеющих возможность получить доступ к ИЭМК пациента с его разрешения
  • 100% медицинских организаций всех форм собственности имеют доступ к сервисам персонифицированного мониторинга состояния здоровья пациентов при условии их согласия
  • 100% медицинских работников используюет единую систему идентификации в рамках экосистемы цифрового здравоохранения

Исключенный из программы раздел «Цифровое здравоохранение» описывал задачи по созданию в России экосистемы цифрового здравоохранения путем трансфера инновационных решений в медучреждения и поддержки отечественных стартапов в этой области через 12 бизнес-инкубаторов и акселераторов. Например, предполагался переход всех медицинских организаций на электронный медицинский документооборот, доступ 100% врачей к ИЭМК и сервисам персонифицированного мониторинга состояния здоровья пациента (с его согласия) и повышение на 30% производительности материальных, человеческих, информационных ресурсов при оказании медуслуг. У граждан должны были появиться электронные медкарты, а у половины новорожденных велся бы молекулярный омиксный профиль. Исключение вышеуказанных трех направлений из проекта программы правительство никак не прокомментировало.

Алима Нургазиева

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2017
№ 2016 Название компании Выручка от проектов в госсекторе в 2016 г., с НДС, ₽тыс.
1 Техносерв 14 545 661
2 Воентелеком 12 691 487
3 ITG (Inline Technologies Group) 8 756 160
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2016 г.
Номер Непосредственный заказчик Проигравшие конкуренты
1
2 Объединенная дирекция единого заказчика ФНС Крок, Инлайн технолоджис
3 Объединенная дирекция единого заказчика ФНС Крок
Подробнее