oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2017

Рост выручки поставщиков ИТ в госсектор замедлился
Источник фото ru.depositphotos.com

Рост выручки поставщиков ИТ в госсектор замедлился

По итогам 2016 г. совокупная выручка топ-50 поставщиков ИКТ для госсектора увеличилась на 3,5% и составила ₽129,8 млрд. Темпы роста этого показателя, которые два предыдущих года измерялись двузначными цифрами из-за резкого удорожания госконтрактов благодаря их значительной долларовой составляющей, наконец-то максимально приблизились к динамике российского рынка ИТ в целом.

В 2016 г. совокупная выручка 50 участников ежегодного рейтинга крупнейших поставщиков решений для госсектора CNews составила ₽129,8 млрд, что на 3,5% больше, чем в 2015 г. (₽125,4 млрд).

Лидером рейтинга уже на протяжении многих лет является «Техносерв». После ощутимого роста выручки от проектов в госсекторе в 2014 г. (на 63%) и 2015 г. (на 37%), в 2016 г. компания сбавила обороты. Ее выручка от проектов в госсекторе сократилась на 7% по сравнению с предыдущим годом до показателя ₽14,5 млрд. Тем не менее, первое место в рейтинге «Техносерв» покидать явно не собирается.

Его ближайшим конкурентом в 2016 г. стала компания «Воентелеком» с показателем ₽12,7 млрд. На третьем месте ITG (Inline Technologies Group) с показателями выручки и ее роста ₽8,8 млрд и 2,7% соответственно. На четвертом, как и в прошлом году, Softline. Из-за снижения выручки на 5,7% по сравнению с 2015 г. до ₽8,5 млрд компания пропустила вперед ITG, занимавшую ранее пятую строчку. В 2016 г. в достаточно стабильную на протяжении нескольких лет пятерку лидеров рейтинга вошла, потеснив «Систематику», компания «Форс» – ее выручка от проектов в госсекторе увеличилась по сравнению с прошлым годом на 27,6% и достигла ₽7,2 млрд. «По нашим ощущениям, этот сегмент рынка развивается более динамично, чем коммерческий сектор», – говорит Евгений Ефименко, коммерческий директор компании «Форс – Центр разработки» (ГК «Форс»).

Динамика выручки

По сравнению с 2008 г. суммарная выручка 50 крупнейших ИТ-поставщиков для госсектора в 2016 г. выросла на 31% в рублях. Таким образом, среднегодовой рост этого показателя за указанный период составил 3,9%.

После кризисного 2009 г., когда суммарная выручка участников рейтинга упала почти на 5%, темпы ее восстановления были достаточно скромными и не превысили 6%. Экономические катаклизмы 2012 г. и последующие санкции вкупе с серьезным падением курса рубля привели сначала к почти 10-процентному сокращению выручки топ-50, а затем стремительному ее восстановлению, обусловленному в первую очередь резким удорожанием госконтрактов из-за их значительной долларовой составляющей. В 2016 г. ситуация на валютном рынке стабилизировалась, и показатель роста совокупной выручки топ-50 максимально приблизился к показателю роста российского рынка ИТ в целом.

Выручка топ-50 поставщиков ИТ для госсектора


Источник: CNews Analytics, 2017

В ближайшие 2 года, при условии отсутствия очередных экономических или политических встрясок, можно ожидать дальнейшего роста выручки участников рейтинга на текущем (3,9% в год) или даже более высоком уровне – с учетом стартующих инициатив по развитию цифровой экономики и общего тренда на огосударствление российского ИТ-рынка.

Отдельные результаты

Наиболее впечатляющие результаты роста в госсегменте ИТ-рынка в 2016 г. продемонстрировали компании «Айтоника» (213,1%) и «Программный Продукт» (114,3%). Первая была зарегистрирована в апреле 2015 г. и заключила первые контракты только в конце лета, когда у крупных заказчиков уже были расписаны все бюджеты. «А вот 2016 год мы активно отработали уже мощной командой с января по декабрь, плотно, целиком. Так что результат только внешне выглядит как бурный рост», – рассказали CNews в «Айтонике». В «Программном Продукте» рост объема госконтрактов объяснили реализацией отложенного на время кризиса спроса, в частности, со стороны правительства Москвы.

С 16 места в 2015 г. на 28 в 2016 г. из-за сокращения выручки от проектов в госсекторе на 45% переместился Maykor. По словам его представителей, это связано с переориентацией компании на крупных коммерческих клиентов. «При этом у нас выросли доходы от оказания услуг ИТ-аутсорсинга и сервиса в таких отраслях как ритейл, финансы, телеком, энергетика, производство и транспорт», – сообщили CNews в Maykor.

Основные события

Среди основных событий на рынке ИТ в госсекторе участники рейтинга выделяют консолидацию ИТ-бюджетов различных региональных министерств и ведомств. «Консолидация ИТ-бюджетов идет двумя путями – или за счет координации и согласования планов информатизации органов власти и их подведомственных учреждений, или за счет централизации бюджетных средств в структуре, отвечающей за информатизацию, – говорит Леонид Коковин, директор управления по работе с региональными органами власти группы компаний Softline. – В целом тенденция приведет к более прозрачному управлению информатизацией и достижению цели по созданию единого информационного пространства органов власти». При этом управлять информатизацией все чаще приглашают молодых и прогрессивных менеджеров, от которых ждут новых идей и энергичных действий по внедрению инноваций.

Также, по словам эксперта, реализация концепции построения и развития АПК «Безопасный город» и подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г. существенно увеличили число проектов в городах и муниципальных образованиях регионов России, усилили проникновение информационных технологий в удаленные районы, повысили необходимость увеличения мощностей вычислительных ресурсов и систем хранения данных.

По мнению Андрея Богомолова, старшего вице-президента «Техносерв», главным драйвером развития ИТ в госсекторе по-прежнему является создание федеральных государственных информационных систем (ФГИС) – их количество в настоящее время составляет 438 единиц. «Несмотря на то, что в 2016 году был упразднен ряд ведомств – ФСКН, ФМС, Росграница, Росфиннадзор и Спецстрой – часть других ведомств-правопреемников унаследовали информационные системы и, соответственно, ИТ-бюджеты упраздненных ведомств», – говорит он.

Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2017

№ 2016 № 2015 Название компании Город Выручка от проектов в госсекторе в 2016 г., с НДС, ₽тыс. Выручка от проектов в госсекторе в 2015г.,с НДС, ₽тыс. Рост, % Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2016, % Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2015, % Крупнейшие заказчики
1 1 Техносерв Москва 14 545 661 15 639 427 -7% н/д н/д Федеральное казначейство, ФМС, ФТС, Росфинмониторинг, ПФР, Росгидромет, ГЛОНАСС, ЗащитаИнфоТранс, Росгранстрой, Россия cегодня
2 Воентелеком Москва 12 691 487 13 926 172 -9% 100% 100% н/д
3 5 ITG (Inline Technologies Group) Москва 8 756 160 8 528 880 2,7% 24% 24% МВД, Минкомсвязи, Ростехнадзор, ФССП, ФТС
4 4 Softline Москва 8 511 467 9 023 067 -5,7% н/д 19% н/д
5 7 Форс Москва 7 202 312 5 646 066 27,6% 70% 65% н/д
6 3 ГКС (Группа Систематика) Москва 6 875 903 9 489 214 -27,6% н/д н/д н/д
7 9 Крок Москва 5 729 476 5 196 161 10,3% 20,1% 18,9% н/д
8 6 Ай-Теко Москва 5 278 047 7 972 577 -33,8% 14% 25% н/д
9 8 Ланит Москва 5 027 811 5 235 363 -4% 23% 26,7% н/д
10 10 Компьюлинк Москва 4 828 548 4 489 550 7,6% 21,5% 23% н/д

Источник: CNews Analytics, 2017

Перейти к полному рейтингу

По словам Бориса Бобровникова, генерального директора компании «Крок», значительную роль на рынке ИТ в госсекторе играют инициированные государством проекты по повышению прозрачности работы госструктур, в том числе и для контроля инвестиционных госпроектов. Также продолжается оцифровка государственных услуг.

Дополнительным стимулом для развития госуслуг в электронном виде послужило постановление правительства России об использовании простой электронной подписи и обеспечение возможности ее получения на базе МФЦ, продолжает Андрей Богомолов. А стремление ведомств к оптимизации эксплуатационных расходов на инфраструктуру привело к проектам по централизации и консолидации вычислительных ресурсов, перехода к облачной инфраструктуре. «В этом контексте прежде всего показательны примеры ФНС, ПФР и Федерального казначейства», – уточняет он.

Также в 2016–2017 гг. были утверждены такие основополагающие документы, как «Доктрина информационной безопасности» и «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 гг.». В июле 2017 г. принят 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», одна из ключевых статей которого делает обязательным создание ведомственных сегментов ГосСОПКА для всех федеральных ведомств, эксплуатирующих ГИС.

Существенное влияние на вектор развития рынка ИТ в госсекторе оказали также меры государственного регулирования в сфере импортозамещения программного и аппаратного обеспечения, в том числе средств шифрования, используемого и закупаемого федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами.

Проблемы и решения

В условиях курса на импортозамещение поставщики решений для госсектора при построении сложных информационных систем вынуждены тщательно исследовать и анализировать, в каких случаях и в каком объеме импортное ПО может быть заменено на отечественное или продукты с открытым программным кодом. «Проверенным в крупных, в том числе, государственных информационных системах решениям теперь приходится искать адекватную замену, и в каких-то случаях это оказывается невозможным, – говорит Евгений Ефименко. – Но некоторые госзаказчики настаивают, и это очень серьезный риск, последствия которого могут проявить себя спустя 2–3 года, когда системы выйдут на проектную мощность». Более того, по его словам, иногда приходится идти на создание единой автоматизированной системы на базе решений разных производителей, решая сложные интеграционные задачи. «Это требует очень высокой квалификации специалистов, и этот опыт собирается по крупицам», – продолжает Евгений Ефименко.

Андрей Богомолов считает ключевым фактором, сдерживающим внедрение и развитие инноваций, отставание законодательной базы. Например, до сих пор не утверждены изменения к федеральным законам, регулирующим использование облачных технологий (в том числе, создание государственной инфраструктуры облачных вычислений), механизмов государственно-частного партнерства и концессий применительно к ИТ. Не принят системный проект электронного правительства до 2020 года, уточняет он.

Явно недостаточно финансирование ИТ-проектов на региональном и муниципальном уровнях, а бюджеты регионов-лидеров и дотационных регионов отличаются порой на порядок. «Надо работать над устранением цифрового неравенства в соответствии с утвержденным планом, выделять субсидии муниципалитетам на прокладку качественных линий проводной и оптико-волоконной связи либо для подключения к ним. Необходимо развитие сетей действующих мобильных операторов, даже в отдаленных уголках области, предоставление им льгот для осуществления соответствующей деятельности, – говорит Андрей Стрельцов, начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области. – Также необходимо проведение дальнейшей типизации муниципальных услуг с последующим их переводом на ЕПГУ на основе концентраторной технологии – она, по сравнению с проектом «мультирегиональность», зарекомендовала себя с лучшей стороны. И снижение платы за услуги «Ростелекома», поскольку без этого услуги компании становятся просто недоступными в провинции, и создание альтернативы единственному исполнителю по выполнению работ по развитию инфраструктуры электронного правительства, проводимых в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)».

Кроме того, по мнению Андрея Богомолова, то, что на сегодняшний день более 75% ИТ-бюджетов ведомств расходуется на обслуживание и администрирование уже имеющихся решений, может привести к серьезным проблемам в будущем. «Строятся в каждом ведомстве свои ЦОДы, требуется содержать высококвалифицированные кадры, и все равно еще заключать громоздкие контракты на техническую поддержку. Это эффект воронки – сознательный или инерционный», – говорит эксперт. По его мнению, собственный центр обработки данных необходим лишь небольшому числу госзаказчиков – признанным технологическим лидерам, таким как ФНС, ПФР и др. «Все остальные должны стремительно уходить в получение ИТ как услуги от профессионалов рынка, например, в гособлако с гибридной моделью коммерческих ЦОДов и ИТ-коллективов. Это естественный процесс. Это позволит сократить расходы государства на ИТ на миллиарды рублей здесь и сейчас, и на десятки миллионов в перспективе 3–5 лет», – говорит Андрей Богомолов.

Остается только надеяться, что курс на создание цифровой экономики в стране приведет, с одной стороны, к росту финансирования ИТ-отрасли со стороны государства как крупнейшего заказчика ИТ-проектов, а с другой, более взвешенному и экономически обоснованному расходованию средств. 

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора