Спецпроекты

На страницу обзора
Для Минсельхоза России разработана федеральная система учета самоходной техники

Компания «АйТи» по заказу Минсельхоза России создала федеральную государственную информационную систему учета самоходных машин и прицепов к ним (ФГИС УСМТ). 

В начале 2014 г. команде центра «Информационные технологии в госуправлении» компании «АйТи» была поручена реализация проекта по созданию федеральной государственной информационной системы учета самоходных машин и прицепов к ним (ФГИС УСМТ).

Задачи системы

Технология сбора и доставки данных от субъектов РФ в ФОИВ

На основе разработанных программных решений в рамках проекта ФГИС УСМТ, компания «АйТи» отработала технологию сбора и доставки данных от субъектов РФ в ФОИВ с использованием СМЭВ.

Технология обеспечивает:

  • Агрегацию и доставку данных из органов государственной власти субъектов РФ на федеральный уровень с использованием СМЭВ.

Механизм:

  • Организация предоставления информации из региональных информационных систем в федеральную информационную систему через СМЭВ для обеспечения принятия управленческих решений.
  • Внедрение технологического решения для ФОИВ, обеспечивающего маршрутизацию информационных запросов по сведениям, содержащимся в региональных информационных системах, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Система была создана в интересах Минсельхоза России в соответствии с поручением председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 11 марта 2014 г. Она предназначена для агрегации данных обо всех транспортных средствах, регистрируемых органами гостехнадзора субъектов РФ, а также о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами. К самоходной технике относится достаточно большой перечень машин: тракторы и комбайны, дорожно-строительная техника, снегоходы и многое другое.

Использование ФГИС УСМТ необходимо для решения целого ряда управленческих задач в сфере сельского хозяйства. Во-первых, для принятия стратегических решений в сфере управления сельским хозяйством необходимо обладать данными об имеющейся сельскохозяйственной технике.

Во-вторых, при регистрации самоходной техники субъекты РФ должны иметь возможность обмениваться соответствующей информацией. В-третьих, заинтересованные органы власти, такие как Минпромторг России, МВД РФ, ФССП РФ, ФТС России и другие, должны иметь возможность получать актуальную информацию о состоянии самоходной техники, ее владельцах, лицах, допущенных к управлению.

ИТ-системы в сфере сельского хозяйства

minselhoz_1.png

Источник: Минсельхоз России, 2014 г.


Особенность технологического решения ФГИС УСМТ

Особенностью данного решения является разработанная Подсистема транзакционного взаимодействия, которая обеспечивает возможность передачи данных от органов гостехнадзора субъекта РФ в реестр данных по учету и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним через систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ).

Данный компонент обеспечивает:

  • единое подключение к системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ) со стороны субъекта Российской Федерации для передачи данных в реестры ФГИС УСМТ по установленному формату и в соответствии с порядком информационного обмена;
  • возможность интеграции информационных систем органов гостехнадзора субъектов РФ с подсистемой транзакционного взаимодействия для выполнения интеграционных сценариев: получения данных, преобразования данных, исполнение установленных бизнес- процессов, отправка данных в реестры ФГИС УСМТ.

Созданная система позволила построить технологию агрегации и доставки данных с уровня субъектов РФ в федеральное ведомство. Это позволит иметь реальную картину на региональном уровне по отношению к контролируемым объектам, обеспечивает возможность принятия управленческих решений руководством министерств на основе не отчетной, а реальной информации.

Создание ФГИС УСМТ в Минсельхозе России стало возможным благодаря тому, что на сегодняшний день все государственные ведомства осознали необходимость цифровизации государственного управления. Проект направлен не столько на автоматизацию управленческих процессов, сколько на создание цифровых активов министерства: реестров, регистров и НСИ.

Принципы реализации

Цель проекта была сформулирована достаточно кратко. Необходимо было обеспечить сбор и актуализацию данных о тракторах и самоходной технике со всех регионов России. Однако, для ее практической реализации потребовались сложные технологические и организационные решения.

После анализа ситуации и требований Минсельхоза России к системе, а также анализа потребностей других федеральных органов власти и органов гостехнадзора субъектов РФ, были сформулированы основные задачи, которые предстояло решить.

Надо было собрать все исторические данные от органов гостехнадзора субъектов РФ в едином формате, обеспечить режим их обновления с периодичностью не менее 1 раза в сутки, подключить к ФГИС УСМТ различные информационные системы органов гостехнадзора. К моменту старта проекта существовало более 18 таких систем, при этом 5 регионов вообще не имели информационных систем учета и регистрации самоходной техники и прицепов к ней и осуществляли этот процесс в бумажном виде.

Также исполнителю проекта предстояло наладить информационный обмен данными по защищенным каналам между регионами и федеральным министерством, предоставить доступ к данным ФГИС УСМТ другим федеральным ведомствам и внедрить систему анализа собранных данных и построения отчетности.

Для того, чтобы выполнить проект к установленному сроку, было решено, что региональные ИТ-системы органов гостехнадзора остаются прежними, не подлежат замене на единую типовую ИС, а модернизируются под требования ФГИС УСМТ. Это позволило сохранить конкуренцию на рынке систем органов гостехнадзора, что позитивно сказывается на их качестве и стоимости обслуживания. Одновременно был выработан рекомендуемый стандарт информатизации органов гостехнадзора.

В проекте ФГИС УСМТ проявился ряд ключевых характеристик и проблем создания систем по сбору и агрегации данных от регионов, свойственных для федеральных ИТ-систем.

Много участников

  • Разные задачи - разные подходы и инструменты информатизации присутствуют на каждом из уровней: на федеральном, региональном и у сельхозпроизводителей.

Обмен данными между уровнями ограничен

  • Сбор и обмен данными между различными уровнями ИТ-систем по большей части осуществляется на уровне «ручного» ввода данных исполнителями.
  • Предоставляемые данные от субъектов РФ и сельхозпроизводителей часто носят противоречивый характер.

Уровень координации

  • В настоящий момент большая часть процессов не скоординирована, не стандартизирована, носит хаотичный и слабосвязанный характер

В качестве механизма передачи данных из регионов в Минсельхоз России было решено использовать систему электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Это позволило обеспечить безопасность и гарантированность передачи данных.


Для агрегации данных о составе техники было решено создать эталонный справочник техники, содержащий перечень марок техники и их технические, потребительские характеристики. Благодаря сопоставлению зарегистрированной техники со справочными данными у заказчика появилась возможность строить отчеты о составе техники по неунифицированным наименованиям и маркам.

Архитектура ФГИС УСМТ

Архитектура ФГИС УСМТ была разработана с учетом принятых методологических решений. Часть ее компонентов находится в ведении Минсельхоза России. Это центральное хранилище данных – реестр данных о тракторах, самоходных машинах и прицепах к ним;единый реестр техники, имеющей ограничения по регистрации, и утраченной специальной продукции;«эталонный» справочник техники (тракторов и самоходных машин); подсистема транзакционного взаимодействия с органами гостехнадзора.

Внешними компонентами ФГИС УСМТ стали система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); информационные системы федеральных органов исполнительной власти и информационные системы органов гостехнадзора.

Архитектурная схема проекта ФГИС УСМТ

minselhoz_2.png


Источник: АйТи, 2015

Созданная архитектура обмена данными оказалась эффективной. В настоящий момент такой механизм организации федеральных ИТ-систем начинает воспроизводиться в текстах и концепциях новых решений в других сферах деятельности.

Выбранная архитектура также определила необходимость участия в проекте региональных ИТ-министерств и департаментов. Кроме того, реализация проекта была невозможна без содействия специалистов Минкомсвязи России. В рамках проекта удалось организовать совместную работу функционального заказчика проекта – Минсельхоза России, 83 органов гостехнадзора и специалистов региональных ИТ-ведомств, проектного офиса Минкомсвязи, компаний разработчиков информационных систем для региональных органов гостехнадзора.

Организационная схема реализации ФГИС УСМТ

minselhoz_3.png

Источник: АйТи, 2015

Центр технологий управления данными «АйТи»

Реализация проектов в сфере создания ИТ-систем управления данными по следующим направлениям: ИТ-решения в области работы с качественными данными (Data Quality); ИТ-решения в области работы с системами бизнес-аналитики и визуализации данных (Business Intelligence); ИТ-решения в области работы с «большими данными» (Big Data).

Задачи

Реализация услуг и проектов в сфере анализа данных:

Качественные данные (Dата Quality):

  • управление и реализация проектов в сфере создания систем НСИ, реестров и регистров;
  • развитие и продвижение продукта СМ-MDM: системы НСИ, реестров и регистров.

Аналитические системы (Business Intelligence):

  • реализация решений по визуализации данных и бизнес аналитике (BI-решений);
  • создание комплексных аналитических систем для поддержки принятия управленческих решений.

Большие данные (Big Data):

  • развитие экспертизы и оказание профессиональных услуг по анализу и обработке неструктурированных (транзакционных) данных.

Успех любого технологического решения во многом зависит от людей, которые участвуют в процессе его внедрения. В проекте создания ФГИС УСМТ были задействованы около 400 представителей различных органов государственной власти. Именно благодаря им ИТ-системы для обеспечения деятельности гостехнадзора были внедрены во всех 83 субъектах РФ, объем собранных исторических данных о технике, ее владельцах и спецпродукции превысил 25 млн записей. Во всех регионах был установлен модуль транзакционного взаимодействия и проведено тестирование передачи данных от регионов в Минсельхоз России по утвержденному формату (более 800 уникальных полей в формате обмена данными).

Основные результаты и новые задачи

В результате создания системы ФГИС УСМТ были получены и проанализированы данные ото всех органов гостехнадзора субъектов РФ, дана оценка возможности их использования в реальных процессах государственного управления. На этапе анализа выяснилось, что качество полученных данных недостаточно для решения стратегических и управленческих задач в сфере сельского хозяйства.

Сведения о технике дублировались в силу журнального принципа учета, основанного на идентификации не техники, а регистрационных действий. Ошибки ввода данных привели к появлению сведений о «дореволюционной» или «доисторической» технике, лицах, допущенных к управлению и родившихся в I веке нашей или до нашей эры. Цвета некоторых самоходных машин были определены как «бесцветный» или «неизвестный». Также часть сведений вообще не поступили в базу данных, так как в свое время фиксировались только на бумаге.

Таким образом, для запуска системы в промышленную эксплуатацию на текущий момент решается задача выверки и нормализации данных по всем регионам. Эта работа требует от разработчиков формирования методологических проектных решений и разработки технологического инструментария для оценки данных и исправления ошибок. В настоящее время специалистами «АйТи» реализовано более 250 автоматизированных проверок данных на соответствие и подготовлено ПО, обеспечивающее автоматизацию этого процесса. Таким образом, технологический проект по созданию программного обеспечения необходимо дополнить методиками и инструментами, обеспечивающими приведение данных в надлежащий вид.

На текущий момент все органы гостехнадзора субъектов РФ проводят работу по анализу ошибок в исторических данных, их исправлению, настройке дополнительных проверок при вводе. Значительная часть регионов уже завершила эту работу и готова к переводу системы в промышленную эксплуатацию. Проблема обеспечения качества данных должна быть полностью решена к концу 2015 г.

Таким образом, в рамках проекта была опробована рабочая архитектура и организационная схема взаимодействия между большим количеством участников при построении федеральной государственной системы. Специалистам «АйТи» удалось создать технологически и организационно сложный, но рабочий механизм и, самое главное, реализовать решение, которое позволит перевести на более высокий качественный уровень процесс государственного управления.

Сформированная в рамках проекта технология сбора и доставки данных от субъектов РФ в ФОИВ с использованием СМЭВ найдет свое применение не только в сфере сельского хозяйства, но и других направлениях государственной деятельности.


Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг ИКТ-бюджетов регионов 2015
№ в 2015 г. Регион Динамика суммарных расходов на ИКТ 2015/2014, %
2015 2015 2015
1 Москва 24 803
2 Санкт-Петербург 6 687.5
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2015
№ 2014 Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2014 г., ₽тыс.
1 Техносерв 11 374 239
2 Cognitive Technologies 11 121 908
3 ITG (INLINE Technologies Group) 7 982 640
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг ИКТ-затрат регионов 2015
№ в 2015 г. Регион Динамика суммарных расходов на ИКТ 2015/2014, %
2015
1 Москва 24 803
2 Санкт-Петербург 6 687.5
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2015
№ 2014 Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2013 г., ₽тыс.
1 Техносерв 6 988 113
2 Cognitive Technologies 8 362 337
3 ITG (INLINE Technologies Group) 7 277 040
Подробнее