Спецпроекты

На страницу обзора
ИКТ в госсекторе: основные тренды

ИКТ-расходы органов власти снижаются во всем мире. В России ситуация усложняется еще и падением курса национальной валюты, а также введением санкций. Однако все значимые государственные инициативы в сфере ИКТ будут реализованы в срок. Среди основных трендов нового времени – государственно-частное партнерство, импортозамещение, развитие аутсорсинга.

По оценке Gartner, расходы властей всех уровней (от федеральных до городских) во всем мире на информационные технологии в 2015 г. достигнут $431 млрд. По сравнению с 2014 г. объем сократится на 1,8% ($439 млрд в 2014 г). В среднесрочной перспективе динамика будет положительной — ожидается, что к концу 2019 г. затраты возрастут до $475,5 млрд.

Мировые расходы госсектора на ИКТ

Источник: Gartner, 2015

Источник: Gartner, 2015

В числе важнейших технологических трендов для правительств в 2015 г., по версии Gartner, цифровое рабочее место, вовлечение граждан посредством множества каналов, полностью открытые данные, электронная идентификация граждан и «локальная аналитика», масштабируемое взаимодействие, цифровые платформы, интернет вещей, ИТ веб-масштаба и гибридные облака.

10 технологических трендов для правительств в 2015 г.

Тренд
1 Цифровое рабочее место
2 Вовлечение граждан посредством множества каналов
3 Полностью открытые данные
4 Электронная идентификация граждан
5 Локальная аналитика
6 Масштабируемое взаимодействие
7 Цифровые платформы
8 Интернет вещей
9 ИТ веб-масштаба
10 Гибридные облака

Россия на пути к электронному обществу

Россия постепенно движется по пути от электронного правительства к электронному обществу. В стране развиваются электронные услуги и функции, количество офлайн-операций постепенно снижается, появляется возможность также применять результаты электронных госуслуг в электронном виде.

Среди направлений развития – возможность предоставлять электронную справку о состоянии счета и наличии материнского капитала из Пенсионного фонда в банк при оформлении кредита, отправка уведомлений о штрафах за нарушение ПДД и задолженностях из ФССП России в электронном виде на электронную почту пользователя, возможность заказать госуслугу на ЕПГУ и получить ее результат в выбранном МФЦ, а также размещение виджетов электронных услуг с ЕПГУ на региональных порталах и сайтах заинтересованных коммерческих организаций.

Электронная услуга начинается на ЕПГУ и заканчивается в МФЦ

risunok_2.png

Источник: Минкомсвязи РФ, 2015

Минкомсвязи также прорабатывается возможность использования СМЭВ 3 не только для организации обмена информацией между ведомствами, но и для реализации контрольно-ревизионных функций. Таким образом будет обеспечена гарантия доставки запросов и контроль их исполнения.

О необходимости использования накопленных госведомствами данных для предоставления услуг населению говорят и в Минэкономразвития РФ. Для этого доступ к этим данным должен получить бизнес, который впоследствии сможет создать на их основе множество сервисов. Наиболее оптимальной моделью такого доступа является создание организации, которая будет подключена к СМЭВ и возьмет на себя маршрутизацию и выверку поступающих запросов.

Использование государственных данных бизнесом

risunok_3.png

Источник: Минэкономразвития, 2015

Государственные системы заработают вовремя

Продолжается работа и по стартовавшим ранее государственным ИТ-проектам. В частности принято более 50% подзаконных актов, необходимых для функционирования ГИС ЖКХ. Большая часть технологий уже реализована – в процессе тестирования находится около 80 государственных и частных систем. Подписано 69 соглашений об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ с российскими регионами, в системе зарегистрировано более 15 900 поставщиков информации.

Пользователи ГИС ЖКХ

risunok_4.png

Источник: Минкомсвязи РФ, 2015

Также около 20 тыс. предпринимателей скачали и установили у себя запущенную в конце ноября 2014 г. систему «Независимый регистратор». Она предназначена для юридически значимой фиксации всех действий участников электронных торгов, происходящих на 5 авторизованных торговых площадках. С 1 января 2016 г. ее использование участниками торгов станет обязательным.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства, которым утвердил положение о государственной интегрированной информационной системе (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет». В новых реалиях развитие ГИИС предлагается реализовать в три этапа, последний из которых должен завершиться в 2020 г. Создание системы финансируется в рамках масштабной госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», в ее нынешнем виде утвержденной Правительством 15 апреля 2014 г. Всего на «Электронный бюджет» предусмотрено выделить порядка ₽14,85 млрд.

В апреле 2015 г. было начато публичное обсуждение проекта создания в России ГИС, содержащей данные об отечественных операторах и сетях связи. Ее наполнение станет обязанностью операторов связи, владельцев инфраструктуры, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Информация из ГИС будет предоставляться в форме открытых данных без взимания платы юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, органам госвласти и местного самоуправления.

Минпромторг РФ готовится создать государственную информационную систему (ГИС), которая будет содержать развернутые данные о состоянии промышленности России. Также в мае 2015 г. президент Владимир Путин подписал указ «О некоторых вопросах информационной безопасности РФ». Согласно документу, необходимо «преобразовать сегмент международной компьютерной сети интернет, использующейся федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации, в российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети интернет». Обеспечение функционирования госсегмента интернета возложено на Федеральную службу охраны (ФСО).

В июле были обнародованы планы создания межведомственной информационной системы контроля над использованием бюджетных средств при размещении и выполнении оборонного заказа страны. А Федеральная таможенная служба (ФТС) начала эксперименты по электронному декларированию товаров, пересылаемых почтой, и использованию электронной формы реестра таможенных деклараций транспортных документов для обоснования применения налоговой ставки 1%. Ведомство также реализует пилотные проекты по внедрению международного стандарта электронного сопровождения и сопровождения грузовых авиационных перевозок E-Freight и электронному декларированию таможенного транзита.

Основные тренды

Среди самых ярких трендов настоящего времени – заявленный государством курс на импортозамещение, долгосрочная задача, требующая капитальных затрат и взвешенного подхода. «К вопросу замены иностранных систем на российские в условиях ограниченности бюджетов госорганы будут подходить взвешенно, строя планы исходя из имеющихся средств и стоящих перед ведомствами задач», – уверена Наталья Плотникова, директор департамента по работе с ключевыми клиентами Maykor. По мнению Владимира Захарова, заместителя руководителя департамента комплексных проектов «Ланит», в связи с ростом цен на продукты иностранных поставщиков для госзаказчиков стало выгоднее вложить деньги, которые ранее тратились на лицензии продуктов зарубежных вендоров, в развитие и доработку существующих решений и продуктов.

Все больший интерес вызывает и государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере создания ИКТ-решений. В мае 2015 г. на едином портале раскрытия информации о законотворческой деятельности федеральных госорганов regulation.gov.ru появились данные о завершении подготовки изменений в ряд законов, направленных на расширение способов создания и эксплуатации государственных информационных систем посредством заключения концессионных соглашений между государством и бизнесом.

Принципиальным новшеством стало расширение перечня возможных объектов концессионного соглашения, который пополнился пунктом «государственные информационные системы». Ранее он включал только объекты государственной недвижимости, а также транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Соответственно, все статьи тематического закона, в которых ранее речь шла только о «реконструкции» объектов, дополнились понятием «модернизации» и положениями о возможной их сдачи в «эксплуатацию».

По модели ГЧП с 2012 г. выполняется большинство крупных проектов в Москве. Среди них создание городской системы видеонаблюдения, разработка сервисов в сфере организации движения общественного транспорта и парковочного пространства, размещение инфоматов в лечебных учреждениях. В Челябинской области по модели ГЧП внедрена городская система видеонаблюдения и открыт региональный ИТ-парк, а также рассматривается возможность появления системы весового контроля транспорта и туристического портала. В Чувашской Республике на средства инвестора организован Единый центр процессинга и биллинга (ЕЦПиБ), а также установлены терминалы для оплаты школьного питания. «Соинвестиции со стороны бизнеса способствуют реализации инициатив государства в условиях экономического кризиса», - говорит Владимир Захаров.

Среди наиболее активных инвесторов подобных проектов – компания «УЭК», которая в настоящее время уже создала на собственные деньги Единые центры процессинга и биллинга (ЕЦПиБ) в 12 регионах и планирует открыть их еще в 19 субъектах РФ. Одним из наиболее известных и успешных ее проектов является единая транспортная карта Московской области «Стрелка», к настоящему времени объединившая 140 транспортных компаний. В «УЭК» рассчитывают, что вложенные в проект деньги будут полностью возвращены через 7 лет, после чего все наработки по проекту (включая права на использование торговой марки, патенты, программное обеспечение и другую интеллектуальную собственность) будут переданы Правительству Московской области.

Тем не менее, сегодня можно говорить о ГЧП только как о зарождающемся тренде. «Для всплеска этого сегмента рынку требуется успешный опыт первопроходцев и соответствующие доработки в законодательство», – комментирует Андрей Богомолов, вице-президент по продажам компании «Техносерв».

Растет спрос на аутсорсинг со стороны госведомств. При этом в компании Maykor отмечают, что в рамках аутсорсинговых контрактов заказчики переходят от дорогих иностранных расходных материалов на более доступные по цене и подходящие по качеству российские аналоги.

Андрей Богомолов в качестве наиболее перспективных направлений упоминает также развитие отечественных навигационных технологий, строительство коммерческих и государственных ЦОДов. «Если говорить о технологических трендах для госсектора, то это мобильное рабочее место, многоканальность взаимодействия с гражданами, открытые данные, электронный паспорт и гособлако», – продолжает он.

«Сейчас мы находимся в ситуации, когда нужно вернуть на рынок ИТ многообразие, монополизм заменить на конкуренцию решений. Я считаю, что это хороший шанс для российских разработчиков получить свою долю и завоевать новые ниши, которые до этого были абсолютно закрыты», – уверен Тагир Яппаров, председатель совета директоров «АйТи».

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2014 г.
Исполнитель Предмет контракта
1 ЦКБ "Геофизика" Поставка технических и программных средств
2 ГНИВЦ ФНС Поддержка в актуальном состоянии и сопровождение автоматизированной информационной системы, ИТ-сервисов, прикладного ПО на федеральном и региональном уровне
3 ЭйТи сервис Поставка ПЭВМ
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2014 г.
Исполнитель Предмет контракта
1 ЦКБ "Геофизика" Поставка технических и программных средств
2 ГНИВЦ ФНС Поддержка в актуальном состоянии и сопровождение автоматизированной информационной системы, ИТ-сервисов, прикладного ПО на федеральном и региональном уровне
3 ЭйТи сервис Поставка ПЭВМ
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2015
№ 2014 Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2014 г., ₽тыс.
1 Техносерв 11 374 239
2 Cognitive Technologies 11 121 908
3 ITG (INLINE Technologies Group) 7 982 640
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг ИКТ-бюджетов регионов 2015
№ в 2015 г. Регион Динамика суммарных расходов на ИКТ 2015/2014, %
2015 2015 2015
1 Москва 24 803
2 Санкт-Петербург 6 687.5
Подробнее