[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Дмитрий Казачков: ITSM — это лишь одна из возможных технологий повышения качества ИТ-сервиса в ритейле

Дмитрий КазачковО специфике автоматизации зарубежных торговых компаний силами отечественных интеграторов, о особенностях организации сервисной поддержки ритейлеров в интервью CNews рассказывает управляющий компании «1С-Рарус» Дмитрий Казачков.

CNews: Какие события на российском рынке автоматизации торговли, на ваш взгляд, можно назвать ключевыми за последний год?

Дмитрий Казачков: Последний год был отмечен повышением спроса со стороны средних игроков розничного рынка. Такая ситуация обусловлена тем, что основная часть крупных компаний уже, как правило, сделала свой выбор в пользу того или иного программного продукта, а решения о его замене принимаются достаточно редко.

Большая часть заказов на новые проекты в области автоматизации торговли поступает именно от небольших и средних компаний: в частности, рост использования программных продуктов фирмы «1С» в данном сегменте рынка за последний год составил 50%.

Таким образом, на наш взгляд, общей тенденцией последнего года на рынке автоматизации торговли было повышение спроса на программные продукты и решения «1С».

CNews: Известно, что многие торговые компании, считающие, что «переросли» систему «1С», переходят на ERP-решения крупных западных разработчиков, при этом зачастую оставляют «1С» в качестве учетной системы. Какова ваша оценка такого подхода к автоматизации? Каковы основные сложности (как технические, так и организационные) при интеграции решений?

Дмитрий Казачков: Заданный вопрос содержит в себе утверждение, с которым мне трудно согласиться. У меня нет информации о том, что такие переходы происходят на рынке регулярно. Один-два случая перехода торговых компаний с решений «1С» на ERP-системы западных разработчиков вряд ли можно считать тенденцией.

Что касается использования программных продуктов «1С» в совокупности с западными ERP-системами, то такой вариант подхода к автоматизации, на мой взгляд, вполне себя оправдывает. Но зачастую отказ от использования «1С» в качестве ERP-решения — это не отражение, но требование действительности.

В интеграции конфигураций фирмы «1С» и решений западных производителей я не вижу ни технических, ни организационных препятствий. У нас имеется опыт решения задач по интеграции «1С» с другими системами. В последнее время нам часто приходится заниматься выполнением проектов, связанных с необходимостью настройки взаимодействия различных систем. Однако причина данной интеграции не в том, что те или иные компании «переросли» систему «1С». Реальная причина связана с тем, что российские представительства крупных международных фирм используют западные системы для автоматизации за рубежом, но выбирают именно российский софт для решения задач автоматизации своего бизнеса в нашей стране.

CNews: Какова специфика автоматизации иностранного ритейлера силами российского разработчика и интегратора?

Дмитрий Казачков: Западные ритейлеры приходят на российский рынок с уже готовыми моделями бизнеса. Их бизнес-процессы описаны достаточно четко: большинство объектов управления измеряются точными цифрами, активно используются классические модели управления на базе систем планирования и отчетности по показателям. Координация работы сети ведется также на базе регулярного планирования, выделяется концепция деятельности.

Российские ритейлеры формируют задачи автоматизации, как правило, одновременно с процессами перестройки своих моделей бизнеса в условиях динамичного роста. Соответственно, автоматизация иностранных ритейлеров требует меньших затрат, чем автоматизация российских розничных компаний, и является менее сложной.

CNews: Какова доля заказчиков-«иностранцев» в общем числе ваших клиентов? Меняется ли она со временем?

Дмитрий Казачков: По нашим данным, четверть доходов «1С-Раруса», в области автоматизации розничной торговли приходится на иностранные компании. Среди наших крупнейших заказчиков  в этом секторе — Adidas, Nike, Nokia, Michelin и многие другие. Хотя, если рассматривать общее количество клиентов «1С-Раруса», то доля российских компаний окажется значительно больше по сравнению с зарубежными.

Количественное соотношение российских и западных компаний среди наших клиентов со временем практически не меняется. А вот доля прибыли от российских фирм со временем пусть незначительно, но повышается, поскольку ИТ-бюджеты российской розничной торговли растут быстрее.

CNews: На корпоративных и сетевых проектах автоматизации в последнее время все чаще используются технологии управления уровнем сервиса, так называемые ITSM. Какие технологии в этом направлении предлагает «1С-Рарус»?

Дмитрий Казачков: Среди фирм-франчайзи «1С» наша компания одной из первых реализовала «поточное» обслуживание «розничных» заказчиков. Более четырех лет назад для этого нами было создано три отдела: отдел продаж, отдел внедрения и отдел сопровождения розничных торговых предприятий. Соответственно, в течение этого периода мы развивали бизнес по обслуживанию тех компаний, где процесс внедрения информационных систем считался уже завершенным.

В настоящее время в «1С-Рарус» функционирует специальное подразделение, где применяются все существующие виды сопровождения: начиная от телефонной поддержки заказчиков и заканчивая центром обслуживания кассовых аппаратов. Безусловно, мы стараемся поддерживать качество сервиса на самом высоком уровне, и в этом нам существенно помогают технологии, которые принято называть ITSM. Созданный нами программный продукт «1C-Рарус:Управление IT-сервисами» предназначен для поддержки процесса внедрения и сопровождения уже реализованных проектов. Иными словами, поддержка по методологииITSM начинается во время реализации проекта, а по его завершении не происходит потрясений в связи с прекращением деятельности проектной команды.

Я хотел бы подчеркнуть, что ставшее в наше время столь модным понятие ITSM — это лишь одна из возможных технологий повышения качества сервиса. ITSM-cистема «1C-Рарус:Управление IT-сервисами» не может заменить систему управления качеством. В идеале обе системы должны функционировать в альянсе, дополняя друг друга.

CNews: Насколько, по вашему мнению, софтверной компании выгодно предлагать клиенту комплекс решений: поставку программного обеспечения, торгового оборудования, систем защиты от краж, а также ЦТО? Какие в этом подходе есть плюсы и минусы?

Дмитрий Казачков: Получение полного спектра взаимосвязанных товаров и услуг (особенно компьютерного, торгового оборудования и учетного программного обеспечения) от единого поставщика выгодно, в первую очередь, заказчикам. При построении подобных сложных систем, вследствие постоянного развития как программной, так и аппаратной части, рано или поздно встает вопрос о стыковке новых версий одного и того же продукта. Практическое обеспечение подобной связки является вопросом регулярной работы компании-интегратора, которая способна предложить широкий спектр различного по стоимости оборудования и ПО. Это позволяет снизить стоимость проекта в целом без потери качества.

Но очень многое зависит от серьезности намерений интегратора по развитию каждого из направлений. Если основной бизнес-вектор компании (например, программное направление) «съедает» весь потенциал развития, и при этом торговля оборудованием и системами защиты от краж является разовым способом подзаработать, то и результатом такого подхода станет отсутствие как финансовой прибыли, так и достижений в плане комплексной автоматизации. Если же компания способна одновременно развивать софтверное направление и серьезно работать в области поставки и обслуживания торгового оборудования, кассовых аппаратов и систем защиты от краж, то успех комплексной автоматизации становится очевидным — как для самой компании, так и для потребителей ее услуг.

CNews: Какой из своих проектов, реализованных в течение последнего года, вы можете отметить в числе ключевых?

Дмитрий Казачков: Прошлый год принес нам много новых интересных проектов. Многие из них еще находятся на стадии реализации, поэтому информацию о них мы сможем опубликовать только через некоторое время.

В качестве примера могу привести проект у одного из наших ключевых клиентов — компании «Мобильные ТелеСистемы». В прошлом году компания «1С-Рарус» начала проект автоматизации центров розничных продаж МТС. На данный момент уже 2 тыс. офисов оператора используют программное обеспечение «1С» для оформления продаж сотовых телефонов и аксессуаров на всей территории России.

К ключевым проектам в секторе ритейла можно отнести и автоматизацию салонов мобильной связи компании «Евросеть», расположенных в регионах России и СНГ (5200 салонов в 18 регионах). Интересен также проект автоматизации федеральной торговой сети «Вестер» — в настоящее время в единой информационной системе работает более 40 объектов в 9 регионах России: это гипермаркеты и супермаркеты Москвы, Калининграда, Белгорода, Ярославля, Воронежа, Ижевска, Тольятти, Казани, Нальчика.

CNews: Каковы ваши ближайшие планы по развитию функциональности решений «1С-Рарус»?

Дмитрий Казачков: Мы добились значительных результатов в области автоматизации небольших магазинов — как самостоятельных, так и входящих в крупные сетевые структуры. «1С-Рарус» занимает лидирующие позиции в сфере автоматизации салонов связи, компьютерных магазинов, магазинов одежды и спортивных товаров.

Все эти магазины являются сравнительно небольшими торговыми точками. Соответственно, на данный момент нашей основной целью является освоение автоматизации непродовольственных магазинов формата «гипермаркет». Поскольку в области автоматизации продовольственной розницы эта цель уже достигнута, я полагаю, что и в продвижении своих решений в секторе непродовольственных гипермаркетов у нас есть все шансы на успех.

В ближайшее время мы планируем вывод на рынок нового решения для магазинов подобного формата, разработанного на платформе «1С:Предприятие 8». Спецификой данного продукта является сочетание высокой производительности и надежности. Широкие функциональные возможности решения поддерживают специфику, необходимую для «непродуктовой» розницы. В настоящее время новый программный продукт находится на этапе тестирования, впереди — «пилотные» внедрения. Уже сейчас данное решение поддерживает одновременно производительную работу с линейкой автономных кассовых терминалов и работу рабочего места продавца-консультанта в режиме online. В то же время POS-терминалы позволяют предприятию организовать оперативное обслуживание «простых» продаж, а кассовые места на «1С» — обслуживание дополнительных

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS