[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Структурно-технологические сдвиги в информатизации ритейла: от магазина до развлекательного центра — один шаг?

Структурно-технологические сдвиги в информатизации ритейла: от магазина до развлекательного центра — один шаг?В структуре ИТ-расходов российской розницы в последние 2-3 года заметно выделяются ИТ-услуги и АО. Сегодня российский ритейл явно переживает период активной перепланировки ИТ-инфраструктуры. Появление в торговых залах различных технологических новинок все больше превращает процесс посещения магазина и совершения покупки из обычного функционального акта в своеобразное досугово-развлекательное действо.

С точки зрения структуры затрат по отдельным видам ИТ, ситуация в российской рознице очень похожа на ситуацию по экономике в целом, с некоторыми отличиями по неосновным статьям. Чуть более 42% в общей структуре ИТ-расходов составляют расходы на АО, около 27% — расходы на телекоммуникационные услуги, несколько большая, чем в целом по экономике, доля средств расходуется на внешние ИТ-услуги и, напротив, статья внутренних ИТ-затрат в рознице сильно подавлена (3,4% против 9% в целом по экономике), несколько ниже доля расходов на ПО (6,55 при 10,6% в целом по экономике), и резко занижена доля расходов на ИТ-обучение (почтив 3 раза по сравнению с экономикой в целом).

Структура ИТ-затрат в секторе розничной торговли

Источник: CNews Analitics, 2007

Структура ИТ-затрат предприятий и организаций в российской экономике

Источник: CNews Analitics, 2007

Данная структура расходов достаточно устойчива, по крайней мере, для последних 4-5 лет.   Стоит отметить рубеж 2002-2003 гг., когда розничные операторы резко повысили внутренние ИТ-затраты (примерно вдвое), одновременно приостановив рост расходов на внешние ИТ-услуги. Рост внутренних ИТ-затрат мог быть связан с попыткой отказа от дорожающих услуг ИТ-аутсорсинга, за счет делегирования внутренним ИТ-отделам основных задач развития ИТ-инфраструктуры. Но сильные отделы в торговых компаниях вещь не типичная, поэтому очевидно, что эксперимент не удался.

Не исключено, однако, что рост внутренних ИТ-расходов был связан с политикой реорганизации внутренних ИТ-служб торговых предприятий по рекомендациям компании-аутсорсера. Предлагая новые принципы организации ИТ-инфраструктуры, приглашённые ИТ-консультанты одновременно предлагают направления реорганизации ИТ-отделов и повышения их эффективности. Таким образом, внутренние ИТ-затраты могли расти как смежные по отношению к аутсорсинговому проекту. 

В последние 3 года расходы на ИТ-аутсорсинг вновь начали довольно сильно расти (33,7, 51,8 и 63,4% — в 2004, 2005 и 2006 гг. соответственно), а внутренние ИТ-затраты — сокращаться (42% в 2005 г. почти 120% роста годом ранее), -7% в 2005 году, только 11% в 2006 году.

Высокая доля расходов на АО отражает общий капиталоемкий характер отрасли — большие павильоны требуют установки кассовых аппаратов, систем видеонаблюдения, контроля, безопасности, различных телекоммуникационных и считывающих устройств, которыми оснащается обслуживающий персонал магазинов. Кроме того, в последнее время набирают оборот процессы рестайлинга крупных торговых центров — в каждом павильоне появляются видеотреминалы, транслируются информационные и развлекательные каналы спутникового ТВ и т.д.

Высокая доля расходов на ИТ-услуги отражают нарастающую сложность и самих сетей (их укрупнение и расширение филиальной сети) и розничного бизнеса. Масштаб торговой сети повышает требования к конфигурированию разного рода систем аналитики, хранения и обработки информации, в том числе, для решения задач оперативной и регламентной финансово-управленческой отчетности. Необходимо построение баз данных и автоматизированных систем работы с присущей розничным торговым компаниям широкой товарной номенклатурой, объемными и сложно структурированными справочниками товаров. В рознице довольно сложная логистика, отношения с оптовиками, управление товарными запасами и собственными складами. В этих случаях нельзя обойтись без ИТ-консультантов.

Динамика ИТ-затрат в розничной торговле в России

Источник: CNews Analitics, 2007

Расходы на ПО в последние 2-3 года явно вытесняются расходами на ИТ-услуги и АО. Последний крупный всплеск закупок ПО был отмечен в 2004 году (прирост 117,4%), после чего на первый план вышли услуги ИТ-консультантов. Сегодня российский ритейл явно переживает период активной перепланировки ИТ-инфраструктуры.

Наконец, характерной чертой сектора розничной торговли является устойчивый и сильный рост расходов на телекоммуникационные услуги. В 2004 году предприятия розницы почти в 2 раза увеличили расходы на связь, в последующие два года не потеряв взятый уровень  (прирост расходов на телекоммуникации в 2005 году — 22,4%, в 2006 году — 24,7%).

Розничные операторы явно отказываются от простейшей организации телекоммуникационных услуг, с их элементарным набором (внутриофисную телефонию, междугородняя связь, доступ в интернет). На смену этому минималистскому набору приходят существенно более сложные комплексы телекоммуникаций, удовлетворяющие растущим потребностям современного бизнеса. Общей тенденцией является переход к телекоммуникационным сетям с централизованным управлением и повышенной надежностью с развитой сетью внутренней связи как одной из сторон современного уровня обслуживания покупателя. Постепенно в норму входит снабжение персонала магазинов (прежде всего менеджеров торговых залов) смартфонами и карманными компьютерами, что позволяет больше времени находиться в торговом зале, более гибко и оперативно реагировать на возникающие запросы покупателя.

На очереди — внедрение в торговых павильонах терминалов с выходом в интернет, которыми мог пользоваться покупатель, изучая характеристики товара, цены на него в разных  торговых точках. Растет число телекоммуникационных устройств, транслирующих в торговых залах видеоинформацию рекламного или развлекательного характера. Появление всех этих устройств все больше превращает процесс посещения магазина и совершения покупки из обычного функционального акта в своеобразное досугово-развлекательное действо. Иными словами, информационные технологии и телекоммуникации перестают быть лишь средством, поддерживающим работу «невидимых» для покупателя сторон деятельности торгового предприятия и превращаются в повседневный рабочий элемент в обслуживании клиента.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS