[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Петр Зарытов: Российский рынок хостинга сформирован, но места для новых игроков остались

Петр Зарытов

На вопросы CNews отвечает Петр Зарытов, президент «Utransit».

CNews: Как бы вы охарактеризовали основные тенденции на российском рынке хостинга в настоящий момент?

Петр Зарытов: Рынок продолжает развиваться, причем не только количественно, но и качественно. Пользователя больше начинает волновать сервис, который ему предоставляет хостинг-провайдер. И поэтому в данный момент на рынке начинается развитие именно сервисов.

В 2005 г. году произошло разделение интернет-провайдеров и хостинг-провайдеров. Последние оформились как самостоятельные единицы и начали при этом конкурировать с интернет-провайдерами, зачастую превосходя их технологически. Сейчас дифференциация обозначилась достаточно четко.

CNews: Можно ли, по вашему мнению, говорить о том, что такой сегмент отечественного рынка интернет-услуг, как хостинг, к настоящему времени уже сформирован?

Петр Зарытов: В общем, да. Российский рынок хостинга сформирован, но места для новых игроков остались. Хостинг-провайдеры не до конца используют возможности данного рынка. Нельзя сказать, что с технологической точки зрения и с точки зрения предоставления сервисов все настолько идеально, что пользователь полностью удовлетворен тем, что получает. Вполне возможно, что на рынке появится высокотехнологичный игрок, который будет лучше остальных, и пользователь это увидит. Это опять же зависит от качества предоставляемого сервиса.

CNews: Если раньше услуги хостинга подразумевали исключительно аренду дискового пространства и возможность управления данными, то теперь каждая компания дополняет свое предложение массой разных сервисов. Какие дополнительные услуги доступны клиентам Valuehost сегодня? Каковы основные отличия от предложений конкурентов?

Петр Зарытов: Мы развиваемся, и у нас постоянно появляются дополнительные услуги. Возможно, они не так четко выделяются именно как отдельные услуги, являясь частью общего хостинг-сервиса. Наша компания недавно первой на российском рынке хостинга внедрила услугу автоматизации управления данными. Это означает, что пользователь самостоятельно может управлять базами данных, извлекая их, например, из бэкапа. Очень часто пользователи хотят восстановить данные, и мы обеспечиваем им такую возможность.

Кроме того, мы предоставляем услуги, стандартные для всех хостинг-провайдеров. В данный момент многие хостинг-провайдеры занимаются установкой оборудования. Считать ли это дополнительной услугой?

Сейчас, кстати, наметилась достаточно интересная тенденция: хостинг-провайдеры становятся регистраторами. Думаю, в ближайшее время появится множество независимых регистраторов. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

CNews: По охвату пользователей российских автономных систем ведущие российские хостинг-площадки не сильно уступают баннерообменным системам и другим рекламным интернет-площадкам, что говорит об их высоком потенциале и на этом сегменте рынка. Насколько используются эти возможности в компании Utransit?

Петр Зарытов: Наша компания никогда не занималась непосредственно рекламой в Сети. Хотя эта идея достаточно для нас интересна. Как претворить ее в жизнь? Пока что сложно сказать. Если речь идет о рекламе, то охват аудитории достаточно большой, и рекламодателям хочется максимально его использовать. Есть магистральные операторы трафика, каналами которых, условно говоря, пользуется вся Россия. Это можно считать большим охватом, но как его использовать? У хостинг-провайдера есть сайт, есть определенный контент. Но размещать рекламу всегда надо с согласия пользователя. Нельзя, например, просто повесить на все сайты баннеры, хотя таким образом и получилась бы баннерная сеть с обширной географией.

Многие хостинг-провайдеры, кстати, используют (намеренно или ненамеренно) возможности, например, страниц ошибок 404 у своих пользователей, вставляя в них шаблоны. Походив по сайтам, можно найти множество таких страниц и понять, где именно они хостятся. Однако мы этим не занимаемся, и если веб-сервер выдаст стандартную ошибку, она не будет никак обрабатываться. Это территория пользователя, это его сайт, и ничего лишнего, без его согласия, там появляться не должно. Покупая web-пространство, пользователь вряд ли желает, чтобы у него там что-либо рекламировалось.

CNews: Российские пользователи хостинга не отличаются лояльностью по отношению к провайдеру — они мобильны и склонны мигрировать с одних площадок на другие. Удержание клиентов является актуальной проблемой любого хостинг-провайдера. Какими методами решаете ее вы?

Петр Зарытов: Единственный метод — совершенствование сервиса. Необходимо постоянно повышать качество обслуживания, иначе пользователь будет мигрировать. Надо постоянно показывать, что компания развивается, становится лучше в соответствии с жесткими требованиями рынка. Помимо этого, мы осуществляем ряд стандартных маркетинговых программ лояльности для постоянных покупателей, поощряя пользователей бонусами и.т.д. В настоящее время у нас около 15 тыс. пользователей.

CNews: В интернет-форумах хостинг-провайдеров не очень-то жалуют. Так, по отзывам пользователей, у Valuehost часто бывает недоступен mysql и почта. Также существует некоторая проблема с техподдержкой — по электронной почте присылают «отписки». Насколько обоснованы эти обвинения?

Петр Зарытов: Это проблемы всех хостинг-провайдеров без исключения, хотя в последние года два мы не видели негативных отзывов о себе. Почему раньше они были? Да потому что больше не о ком было говорить. У нас было значительно больше клиентов, чем у кого-либо — раза в три-четыре. В целом сейчас негативные отзывы распределились равномерно по всем компаниям. С одной стороны, мы стали лучше, а с другой — рынок стал шире. Многие клиенты к нам вернулись. Ситуация стабилизировалась, мы проанализировали свои ошибки и повысили качество своей работы.

CNews: В апреле прошлого года компания Valuehost переносила свои сервера, расположенные в дата-центре «МТУ-Интел», в дата-центр компании Utransit. Чем было мотивировано данное решение? Насколько безболезненно прошел процесс для ваших клиентов?

Петр Зарытов: Мы столкнулись с проблемой роста нашей технологической базы. Дата-центр «МТУ-Интел», кстати, один из лучших в стране. Мы базировались там с 2000 года, и все работало очень стабильно, но при развитии, добавлении новых сервисов, создании новой сети, расширении самого дата-центра нам пришлось переехать. Мы готовились к этому достаточно долго. В 2004 г. была налажена сеть, связывающая Москву, Санкт-Петербург и Лондон. Мы смотрели, как она работает, и когда появилась уверенность в стабильности и качестве сервиса, было принято решение о переносе серверов. Пользователю в принципе все равно, где что находится, но с точки зрения дальнейшего развития компании нам необходимо было это сделать.

CNews: Utransit планировал работать в трех сегментах — прямая продажа европейского трафика, IP-транзит до точек своего присутствия и подключение к своей точке обмена трафиком UUIX (Utransit United Internet Exchange). Насколько успешно претворились эти проекты в жизнь? Каковы ваши планы по развитию бизнеса на 2006 год?

Петр Зарытов: Скажем так, развитие есть. Трафик за год удвоился, и в общем-то, это неплохой показатель. Что касается европейского трафика, то мы работаем в этом направлении. Интернет-провайдеры видят и понимают, что это очень хорошая альтернатива из существующих на современном рынке. Но для нас это все же не является приоритетным направлением работ. Мы продолжаем больше ориентироваться на хостинг, а это своего рода второстепенная услуга.

Планы на текущий год у нас грандиозные. Мы разработали новую систему хостинга и скоро ее представим. Аналогов пока что нет. Я не хотел бы сейчас говорить о подробностях, но немного завесу тайны приоткрою. Мы отойдем от стандартного представления услуг хостинга и немного видоизменим их. Мы смотрим в сторону веб-сервисов. Ведется разработка и нового сайта, и, соответственно, новых сервисов. Наша система, над которой мы давно работаем, будет немного похожа на то, что начал разрабатывать Microsoft в Office Live. Это интеграция сервисов, разработка программного обеспечения и collaboration в Сети. Но все это, естественно, связано с хостингом.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS