[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Дмитрий Каменский: Будущее за технологиями, которые приносят доход операторам

Дмитрий Каменский

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Каменский, генеральный директор Lucent Technologies в России и СНГ.

CNews: Какие тенденции характеризовали, по вашим наблюдениям, развитие рынка телекоммуникационного оборудования — в мире и в России в 2005 г.?

Дмитрий Каменский: Развитие рынка телекоммуникационного оборудования определяется теми процессами, которые происходят на рынке телекоммуникаций в целом. Тенденции же развития телекоммуникационного рынка в России и в мире, как показывает наш международный опыт, совпадают.

По нашей оценке, развитие мирового рынка определяют две основные тенденции. Первая — снижение доходов от традиционных услуг фиксированной телефонной связи вследствие усиления конкуренции — в частности, со стороны поставщиков услуг IP-телефонии (VoIP), а также вследствие повышения степени либерализации национальных рынков связи. Вторая тенденция — активные поиски операторами связи путей снижения себестоимости предоставляемых ими услуг.

В России ситуация выглядит приблизительно также. Ключевая задача российских операторов на сегодняшний день — повышение доходности бизнеса. Решается эта задача за счет увеличения ARPU, а также за счет сокращения операционных расходов. Причем это касается операторов как фиксированной, так и мобильной связи. Собственно говоря, исходя из этих условий, и развивается современный рынок телекоммуникационного оборудования как в России, так и в мире в целом.

С точки зрения повышения доходности бизнеса активное развитие получили платформы для конвергенции фиксированной и мобильной связи, архитектура IMS, которая развивается в рамках отраслевых стандартов. Необходимость снижения себестоимости операторских услуг дала импульс развитию решений для полного перевода операторских сетей на использование протокола IP, способствующего сокращению эксплуатационных затрат за счет того, что предоставление различных видов услуг становится возможным с помощью единой сети вместо нескольких.

В частности, для повышения доходности операторов Lucent Technologies предлагает сегодня рынку решения для внедрения IP-телевидения, услуг Triple-Play, конвергентных систем фиксированной — и мобильной связи и т.д. В основе этих предложений лежат разработки Lucent в области мультисервисных платформ. И мы считаем, что наша компания является лидером в этой области. На сегодняшний день мы анонсировали 8 проектов, связанных с внедрением IMS для наших клиентов, и ведем сейчас 77 опытных зон по решениям IMS совместно с 16 операторами мобильных и фиксированных сетей по всему миру. Большинство из них — в Западной Европе, однако аналогичные проекты появляются и в России, а также в странах СНГ.

Например, летом прошлого года в сети «Скай Линк» в Москве и Санкт–Петербурге был развернут один из ключевых элементов решения Lucent IMS — распределенный регистр местоположения абонентов Lucent S-DHLR, который позволяет создавать единый абонентский профиль для каждого заказчика, что существенно облегчает управление информацией об абонентах, расширяет возможности оператора по формированию пакетов услуг, ориентированных на различные группы абонентов, а также обеспечивает единый подход к обслуживанию абонентов. К слову, «Скай Линк» очень грамотно и логично развивает свою сеть — на этапе формирования инфраструктуры оператор изначально использует самые передовые на сегодняшний день решения, минуя промежуточные этапы развития сети.

Буквально на днях — в рамках CeBIT 2006 — мы объявили о начале проекта построения сети нового поколения NGN для Казахтелекома, в рамках которого Lucent поставляет оператору системы и услуги из состава своих решений, объединенных под названием Accelerate® Next Generation Communications Solutions, в том числе элементы Lucent IMS. Итогом проекта станет полная готовность сети NGN к переходу к полнофункциональной архитектуре IMS, что позволит оператору удовлетворять не только текущие, но и будущие потребности абонентов. 

Региональные компании Связьинвеста также начинают строить серьезные магистральные сети по технологии IP/MPLS. Например, весной прошлого года стартовал проект по развертыванию решения для создания IP-сети нового поколения для «ЦентрТелекома». В рамках проекта Lucent и Juniper Networks предоставляют оператору интегрированное мультисервисное решение, которое включает маршрутизаторы для опорной сети IP/MPLS и системы доступа, которые свяжут между собой региональные сети «ЦентрТелекома».

Сеть на базе технологии IP/MPLS и оборудования Lucent и Juniper Networks развернул «Петербург Транзит Телеком». Кстати, в основе сети NGN Казахтелекома, которую я упомянул ранее, также лежит технология IP/MPLS.

CNews: Насколько остро вы ощущаете конкуренцию с китайскими производителями телекоммуникационного оборудования и в каких сегментах?

Дмитрий Каменский: На мой взгляд, конкурентная борьба сегодня в принципе достаточно острая, вне зависимости от географического происхождения ее участников. Да, конечно, китайские производители ведут себя более агрессивно, чем американские или европейские вендоры. По объемным показателям они по-прежнему уступают другим производителям и не секрет, что ради закрепления на том или ином рынке, особенно в развивающихся странах и в Африке, наши китайские коллеги нередко поставляют оборудование практически за бесценок. Такова их стратегия выхода на рынок. По большому же счету, законы конкурентной борьбы одинаковы для всех, поэтому выделять китайских производителей в отдельную категорию я бы не стал.

CNews: За счет каких преимуществ компания — поставщик оборудования может сегодня сохранить и увеличить свою рыночную долю, на ваш взгляд?

Дмитрий Каменский: Я абсолютно убежден в том, что в нашем бизнесе, который напрямую связан с операторами связи, ключевую роль играет глубокое понимание задач заказчика, а также возможность предоставить ему решение, которое наилучшим образом эти задачи решает.

Ценовые параметры сегодня более или менее одинаковы у всех производителей. Практически все вендоры используют аутсорсинг производства. Таким образом, себестоимость оборудования также практически одинаковая. Поэтому именно понимание бизнеса заказчика, стоящих перед ним задач, позволяет создавать наиболее оптимальные решения, которые в конечном итоге могут оказаться более привлекательными по цене, по сравнению с предложениями конкурентов. Еще раз подчеркну — выигрыш в цене достигается за счет того, что решение максимально соответствует потребностям конкретного заказчика, «настроено» под его задачи и является наиболее оптимальным для данного оператора.

Еще один немаловажный фактор — возможность интегрировать свои решения в существующую инфраструктуру заказчика, используемые им платформы от других производителей. Иными словами, способность компании быть не просто поставщиком «железа», а системным интегратором. На мой взгляд, это также является немаловажным фактором успеха в конкурентной борьбе в условиях современного телекоммуникационного рынка.

Например, партнерское соглашение Lucent с Juniper Networks позволяет нам предлагать операторам полную линейку решений для развертывания магистральных, граничных и городских сетей, поддерживающих широкий спектр услуг. При этом речь, опять же, идет не столько о поставках оборудования, сколько о полном спектре услуг «вокруг» него. Заказчику предлагается целостное решение, где модули Lucent интегрированы в оборудование Juniper Networks и наоборот. И техническую поддержку мы осуществляем всего решения в комплексе, вне зависимости от того, компоненты каких производителей входят в его состав.

Еще один пример. Поскольку на сегодняшний день стандарт WiMAX/Wi-Fi окончательно не выработан, Lucent не производит собственного оборудования на его базе. Но у нас есть партнерское соглашение с компанией Alvarion, в рамках которого разработано конвергентное сетевое решение, поддерживающее технологию WiMAX, мобильные сети третьего поколения CDMA2000® и W-CDMA/UMTS, WiFi и проводные сети. Если оператор принял решение разворачивать сеть, используя технологию WiMAX, мы можем предложить ему не только само решение, но и целый ряд услуг по оптимизации сети. В частности, у нас есть модели, которые помогут рассчитать, где и каким образом должны быть установлены точки доступа, чтобы обеспечить необходимое покрытие, пропускную способность и т.д.

Более того, в «Лабораториях Белла» действует целое подразделение, которое занимается разработкой на научной основе оптимальных методологий интеграции и оптимизации сетей, построенных на базе оборудования разных производителей. 

CNews: Каким образом в существующих условиях развития игроки этого рынка могут стимулировать рост прибыли?

Дмитрий Каменский: Для производителей оборудования существует несколько возможностей. Во-первых, — сокращение себестоимости производства. Для решения этой задачи существует целый ряд методологий. Во–вторых, — объем предлагаемых производителем услуг, в том числе услуг с добавленной стоимостью (VAS). Например, сегодня во всем мире популярностью пользуются так называемые Managed Services (управляемые услуги). У нас уже есть несколько успешных проектов по данному направлению, которые реализованы в различных странах. Суть услуги состоит в том, что Lucent полностью берет на себя эксплуатацию сети. Иными словами, мы не только строим оператору сеть, но и полностью отвечаем за ее эксплуатацию, за качественные параметры сети. Мы сами определяем, когда и каким образом ее необходимо модернизировать. Естественно, в зависимости от того, как развивается бизнес оператора. Оператор же занимается непосредственно продажей услуг. Справедливости ради надо сказать, что в России, где многие операторы до сих пор самостоятельно проектируют решения для своих сетей, такого рода услуги пока что не востребованы. Но я не сомневаюсь, что уже в обозримом будущем российские операторы тоже к этому придут.

CNews: Lucent Technologies и IBM заключили недавно соглашение о совместной работе по созданию IMS-решения для внедрения конвергентных услуг связи. Каких результатов вы ожидаете от этого партнерства?

Дмитрий Каменский: Да, действительно, Lucent Technologies подписала соглашение c IBM о совместной разработке и поставках решений на базе подсистемы IP-мультимедиа (IMS) для ускорения внедрения новых конвергентных сервисов в проводных и беспроводных сетях связи. В частности, планируется разработка инфраструктуры IMS и решения для создания сервисов и сетевого управления, включая решения биллинга и системы эксплуатации. Объединенная архитектура поможет снизить капитальные вложения и эксплуатационные издержки операторов, а также позволит предоставлять новые прибыльные услуги.

Данное соглашение стало логичным продолжением нашего сотрудничества с IBM. Главная его цель — соединить наши достижения, возможности, опыт и знания в области IMS и предложить операторам и корпоративным заказчикам необходимые им решения и услуги в области строительства сетей следующего поколения.

CNews: В 2005 году «Скай Линк» начал плановое внедрение системы CDMA 1x EV-DO в коммерческую эксплуатацию. Можно ли говорить о том, что Lucent является основным поставщиком решений для этого оператора?

Дмитрий Каменский: Довольно сложно подсчитать, кто из поставщиков, с которыми работает «Скай Линк», является основным поставщиком решений для этого оператора. Не очень понятно, по каким параметрам вести подсчет — по числу регионов, по количеству коммутаторов или базовых станций.

Безусловно, Lucent Technologies — один из основных поставщиков решений для «Скай Линка». Что касается конкретно решения EV-DO — в регионах, где сеть построена на оборудовании Lucent, поставляется система CDMA2000 1xEV-DO нашего производства. Что вполне логично. На сегодняшний день это решение уже развернуто в Московской и Ленинградской областях. Недавно мы подписали контракт на вндрение CDMA2000 1xEV-DO еще в 10 российских регионах: Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Владимирской, Курской, Липецкой и Тверской областях, Краснодарском и Алтайском Краях, а также в республике Северная Осетия-Алания.

Насколько мне известно, порядка 85% своего оборота «Скай Линк» зарабатывает на сетях, построенных на оборудовании Lucent Technologies.

CNews: Какие новые решения представила компания на недавно завершившемся конгрессе 3GSM?

Дмитрий Каменский: В рамках конгресса 3GSM Lucent Technologies представила возможности решения Lucent IMS, созданного на основе инновационных разработок Лабораторий Белла и позволяющего предоставлять заказчикам персонализованные сетевые услуги, а также продемонстрировала последние достижения в области новых технологий третьего поколения на основе UMTS, включая HSDPA и EUDCH, обеспечивающие реальную мобильную широкополосную связь. Ученые Лабораторий Белла представили проверенную на практике бизнес-модель оператора связи, которая демонстрирует, что за счет внедрения решения Lucent IMS эксплуатационные издержки оператора могут быть снижены на 26%.

Если говорить о новинках, представленных на конгрессе, то, в первую очередь, я бы отметил новое интегрированное устройство для мобильных сетей третьего поколения Lucent Base Station Router (BSR), разработанную в Лабораториях Белла базовую станцию, выполняющую одновременно функции контроллера радиосети и магистрального маршрутизатора. Внедрение нового сетевого элемента позволит не только упростить архитектуру сети, но и весьма существенно снизить издержки на эксплуатацию мобильных сетей на базе IP, сократить затраты на модернизацию сетей 3G — включая HSDPA и CDMA2000 — для поддержки высокоскоростных сервисов передачи данных, а также заметно повысить качество обслуживания абонентов.

Базовая станция Lucent BSR разрабатывалась для сетей, в которых прогнозируется интенсивная передача данных. В сочетании с подсистемой IP-мультимедиа Lucent IP Multimedia Subsystem (IMS) она образует ядро простой, гибкой и эффективной сетевой архитектуры, рассчитанной на поддержку конвергентных сервисов третьего поколения, таких как VoIP, broadcast/multicast и широкополосная беспроводная связь.

Применение стандартных сигнальных интерфейсов, соответствующих спецификации 3GPP и 3GPP2, позволяют устанавливать станцию Lucent BSR в любую мобильную сеть третьего поколения.

CNews: Каким вам видится будущее телекоммуникационного рынка в России? Какая из современных концепций, на ваш взгляд, жизнеспособна, а какая — нет?

Дмитрий Каменский: Безусловно, все изменения на рынке будут происходить в рамках общих тенденций развития мировой телекоммуникационной отрасли. Мы надеемся, что в России темпы этого развития будут выше, чем во многих других странах. Несмотря на то, что сегодня мы видим некоторое насыщение рынка GSM-операторов, тем не менее, и он будет продолжать развиваться.

В целом же, будущее за технологиями, которые приносят доход операторам. В России еще не насыщен рынок широкополосного доступа. Таким образом, технологии и услуги, которые можно предоставлять на широкополосных сетях, будут активно развиваться. Для мобильных операторов наиболее перспективным будет работа по поиску и внедрению новых привлекательных для абонентов приложений, потому что в этом сегменте присутствуют серьезные проблемы со снижением ARPU. Уровень ARPU необходимо повышать, и вряд ли это будет сделано за счет передачи голоса.

Если говорить о концепциях, то здесь очень сложно что-либо прогнозировать, потому что все зависит от используемых бизнес-моделей. На сегодняшний день основная концепция — это, безусловно, IMS. Она уже протестирована, проверена в сетях ряда операторов. Жизнеспособность данной концепции подтверждена тем фактом, что она уже стала стандартом.

С точки зрения пользователя концепция IMS заключается в следующем: сеть сама определяет, каким образом в данный момент предоставить ту или иную услугу абоненту. Не абонент выбирает, как ему получить услугу, а сеть, основываясь на знании о том, какие устройства доступны абоненту в настоящий момент, сама выбирает оптимальный способ доставки услуги.

Альтернативная концепция, продвигаемая в основном производителями терминальных устройств — UMA, на мой взгляд, проиграла. Объясню почему. Суть данной концепции состоит в том, чтобы производить более сложные терминальные устройства, позволяющие извлекать из сети максимальный объем возможностей. Как мне кажется, в этом и есть главная слабость данной концепции. Люди отдают предпочтение тем услугам, которые максимально просты в использовании.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS