Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Рынок сотовой связи: три сценария "на завтра"

На данный момент рынок мобильной связи в России достиг того рубежа, когда закономерно поставить вопрос: возможна ли при теперь, при фактически стопроцентной сотовой телефонизации населения, какая-либо динамика рынка? Если да, то каковы возможные сценарии его развития?


Сценарий 3: Устойчивое развитие

Устойчивое развитие означает рост физического объема рынка с постоянными или слабоизменяющимися темпами. Основными факторами, определяющими возможность устойчивого развития являются: (1) объем потребления основных услуг сотовой связи, (2) инновации, (3) деловая активность предприятий.

Прогноз развития российского рынка услуг сотовой связи
на среднесрочную перспективу

Прогноз развития российского рынка услуг сотовой связи на среднесрочную перспективу

Источник: CNews Analytics, 2005

Рост доходов населения будет неотвратимо приводить к увеличению потребления основных услуг сотовой связи, так как пока значительная часть абонентов вынуждена экономить на разговорах. Причем объем потребляемых услуг будет увеличиваться даже при чисто инфляционном росте доходов населения (в среднем 20-22% в год), из-за "замороженности" цен, устанавливаемых операторами. Таким образом, темпы роста в 20-22% в среднесрочной перспективе уже обеспечены за счет возможности увеличения объема основных услуг сотовой связи.

Следующий фактор — инновации в сегменте дополнительных мобильных услуг, расширение их ассортимента. Втягивание абонента в потребление этих услуг протекает весьма успешно. Здесь фантазия не ограничена и, в отличие от основных услуг связи, это непаханое поле для малозатратных инноваций и, соответственно, высоких прибылей от изобретения новых "мобильных благ". Темпы роста в этом сегменте могут быть обеспечены не только за счет роста стоимости этих услуг, но и за счет втягивания абонента в потребление все новых видов сервисов. Однако, их потребление требует "досугового" потребителя — человека, имеющего "лишние" деньги, которые он может потратить, не отказываясь от мобильного телефона как собственно средства связи. Появление "лишних" денег, как известно, определяется ростом реальных денежных доходов населения, т.е. ростом доходов, обгоняющим инфляцию. Поэтому инновационная составляющая роста рынка ограничена сверху темпами роста реальных денежных доходов, находящихся сегодня на уровне примерно 5-8% в год. Соответственно, с учетом текущего объема рынка, его прирост за счет изобретения новых "мобильных благ" может составить в среднесрочной перспективе порядка 15-25 млрд.руб. в год.

И, наконец, последний фактор — деловая активность организаций. По сравнению с объемом услуг связи для населения населению, корпоративный рынок очень мал и составляет не более 20% от первого. Это свидетельствует о насыщении и этого сегмента. Рынок предоставления услуг сотовой связи организациям гипотетически должен определяться фактором деловой активности, и "бум" здесь могут породить только структурные изменения в экономике, которые, приведя к повышению деловой активности, мгновенно отразятся на расходах организаций на связь. Однако этот сценарий маловероятен. Экономика уже долгое время остается в "спокойном" нефте-газо-перераспределительном состоянии. Деловая активность растет лишь в той мере, в которой на рынок входят новые предприятия. В среднем в год появляется 5-7% новых организаций. Это, вероятно, и определит максимально возможные темпы роста в данном сегменте.

Таким образом, сценарий устойчивого развития представляется наиболее вероятным и определяется ситуацией в двух основных сегментах — предоставлении услуг связи населению и организациям. Определяющей будет ситуация в первой из этих сфер, поскольку она имеет почти пятикратное превосходство по объему. Здесь темпы роста будут ограничены общими показателями роста доходов в 25-30%. Хотя, рыночная динамика будет несколько слабее (порядка 20-22% в год), если рынок "досуговых" мобильных сервисов будет развиваться не по инновационному (изобретение новых услуг), а инфляционному (повышение стоимости уже существующих услуг) сценарию. Потребление услуг связи организациями остановится, скорее всего, на уровне не более 5-7%. С учетом относительного веса двух рассмотренных сегментов рынка годовые темпы роста в целом составят около 20-25%. Можно ожидать, что к концу 2007- началу 2008 гг. рынок преодолеет отметку в 500 млрд.руб.

Владимир Карачаровский / CNews

Дмитрий Тимерханов: Cокращение инвестиций в инфраструктуру связи в России неизбежно

Дмитрий Тимерханов

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Тимерханов, руководитель группы стратегического анализа по странам СНГ компании Alcatel.

CNews: Какие тенденции, по вашему мнению, характеризуют развитие российского телекоммуникационного рынка?

Дмитрий Тимерханов: В целом 2005 г., безусловно, стал очередным успешным годом для российской отрасли связи. По предварительным данным Мининформсвязи, доходы от услуг электросвязи выросли на 32%, достигнув нового максимума в 670 млрд.руб., вновь существенно опережая общий экономический рост. Абсолютный прирост числа активных SIM-карт в сетях GSM также поставил новый рекорд (более 51 млн.) и превысил результат 2004 года на те же 32%. Тем не менее, относительные показатели фиксируют наступающее насыщение в этом сегменте рынка. При этом дополнительные услуги пока не стали новым "локомотивом развития": их доля в общих доходах операторов мобильной связи выросла крайне незначительно.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS