Syrus

[an error occurred while processing this directive]
 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Lucent Technologies

Дмитрий Каменский: Сегодня имеет смысл говорить о 5G-связи

Дмитрий КаменскийИнтервью корреспонденту CNews.ru дали Дмитрий Каменский, генеральный директор Lucent Technologies в России и странах СНГ и Андрей Радкевич, технический директор компании.

CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, являются ключевыми на телекоммуникационном рынке России? Чего следует ожидать на рынке телекоммуникационного оборудования в России в ближайшие годы?

Дмитрий Каменский: Россия идет тем же путем, который был характерен и для других стран. Многие технологии, считающиеся сегодня передовыми, пусть с небольшим запозданием, но все-таки приходят в Россию. Происходящие у нас рыночные процессы тоже развиваются в русле мировых тенденций, но, в отличие от западных телекоммуникационных рынков, в России этот сектор растет быстрее. При этом уровень развития и масштаб отрасли ни в чем не уступает мировым стандартам.

Растет количество новых игроков в телеком-секторе, что неизбежно ведет к росту конкуренции. Конкуренция запускает процессы консолидации, которые явно прослеживаются в последнее время. Эти два взаимосвязанных процесса активизируют интерес к внедрению новых технологий как средству оптимизации инфраструктуры и повышения конкурентоспособности. Из наиболее интересных моментов стоит отметить появление и развитие услуг высокоскоростной передачи данных в мобильных сетях, в основе которых лежит технология CDMA2000 1X. Наша компания первой предложила российским операторам NMT-450 это решение как способ миграции от аналогового к новому цифровому стандарту. Такое решение было использовано нами в двух крупных проектах, где мы выступили поставщиками (для компаний «Дельта Телеком» и «Московская Сотовая Связь»).

В области проводных сетей операторы от обсуждения концепций NGN переходят к реализации проектов на основе этих технологий. На уровне доступа постепенно расширяют свое присутствие широкополосные технологии.

CNews.ru: Как скоро 3G-связь станет в России таким же масштабным явлением, как в некоторых развитых странах?

Андрей РадкевичАндрей Радкевич: Разумеется, передовые технологии рано или поздно приходят на смену устаревшим, такая «судьба» ожидает и технологию третьего поколения. Каждая новая технология начинает свое развитие с небольшого числа наиболее прогрессивных пользователей и становится масштабным явлением, завоевав массовую аудиторию. Так произошло и с технологией GSM. Рано или поздно технология 3G возобладает, потому что с точки зрения затрат и возможностей она будет лучше соответствовать потребностям и операторов связи, и абонентов, которые получат большее число услуг по лучшим тарифам. Параллельно с развитием качества голосовых услуг будут активно распространяться мобильные услуги передачи данных. И можно ожидать, что через три-четыре года 3G -технологии станут такими же популярными, как сейчас GSM.

Дмитрий Каменский: Во время визита в Россию президент Lucent в Европе Дэвид Потикни отметил, что сегодня имеет смысл говорить о 5G-связи. В каком виде она будет реализована — уже не столь важно. Важно то, что развитие будет продолжаться — и в России, и в мире. Наша страна хорошими темпами «поглощает» новые технологии и реализует первые проекты, основанные на них. Что касается массовых внедрений — то они у нас происходят медленнее. Хотя в этом есть и свой плюс: мы застрахованы от тех ошибок, которые совершают «первопроходцы».

CNews.ru: Некоторое время назад кризис поразил ведущих поставщиков оборудования для операторов связи. Значит ли это, что работать только на рынке поставщиков телеком-оборудования для операторов связи становится все труднее? Как изменилась стратегия Lucent Technologies после кризиса?

Дмитрий Каменский: Начнем с того, что кризис, прежде всего, затронул операторов связи, и уже потом уменьшение объемов закупок операторов привело к кризисным явлениям среди поставщиков оборудования. Да, безусловно, с ростом конкуренции (и особенно — в условиях кризиса) работать на рынке становится труднее. С другой стороны, приспосабливаясь к новым условиям, игроки изменяют и свою стратегию, и сам рынок, получая возможность не только выживать на нем, но и развиваться.

Разумеется, ориентируясь только на поставки телекоммуникационного оборудования для операторов связи, поставщик может лишиться определенной доли рынка. Поэтому корпоративный сегмент всегда был для нас очень важен. Наши основные заказчики — операторы — предоставляют услуги своим корпоративным клиентам. А мы — поставляем операторам инфраструктуру и решения для обслуживания таких клиентов.
Кроме того, нам часто приходится консультировать операторов по вопросам оптимального построения сетей, в том числе — строить совместные бизнес-планы, рекомендовать им определенную тарифную политику. И в этом случае мы взаимодействуем не только с операторами, но и с их клиентами, предлагая им ряд специализированных решений и услуг. Мы помогаем таким клиентам решать проблемы обеспечения безопасности, оптимизации инфраструктуры и ее управления, интеграции новых технологий в существующие сети. Расширение нашего присутствия на рынке профессиональных услуг в телекоммуникациях стало отличительным моментом в сегодняшней стратегии компании.

 
CNews.ru: Группа разработки стандарта CDMA недавно сообщила об успехах CDMA2000 в мире: это 60 миллионов абонентов в 70 сетях. Являются ли UMTS/CDMA-технологии революционным вариантом развития мобильных коммуникаций? Россия пойдет по пути развития UMTS или CDMA2000?

Андрей Радкевич: Мы знаем, что на эту тему есть различные мнения. Компания Lucent в равной степени готова к любому повороту событий, потому что те технологии, то оборудование, которое мы производим для сетей третьего поколения, работает в обоих типах сетей. Стандартный путь миграции сетей мобильной связи к сетям следующего поколения сегодня предполагает переход от сетей CDMA второго поколения к CDMA2000 и от сетей GSM к UMTS, технологии, которая представляет собой европейский стандарт широкополосного CDMA. В США широко распространены сети CDMA второго поколения. И очевидно, что американцам переходить на сети CDMA третьего поколения проще, чем европейцам, — все-таки различия между технологиями GSM и UMTS более существенные. Принимая во внимание высокий уровень развития сетей GSM в Европе и в России, следует ожидать здесь преимущественного внедрения технологии UMTS, если следовать стандартному пути миграции. Однако пока решения UMTS отстают с выходом на рынок по сравнению с сетями CDMA2000, коммерческих реализаций таких сетей уже довольно много в мире. Технологии CDMA проверены опытом эксплуатации и лучше отработаны. Поэтому выбор стандарта остается за операторами.

По большому счету, спорить о преимуществах UMTS и CDMA нет смысла, если речь идет о технологиях третьего поколения, где используется однотипное оборудование, а отдельные различия имеются только в программном обеспечении.

Абоненту безразлично, какая технология лежит в основе используемых им услуг. Это россияне оказались более «просвещенными» и спорят в форумах, что лучше. Пользователи могут испытывать неудобства лишь в одном случае — если одна отдельно взятая страна будет использовать стандарт, не поддерживаемый большинством других стран. Но и этот вопрос, связанный с интеграцией стандартов, сейчас решается производителями — и на уровне инфраструктуры, и на уровне терминалов.

CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах Lucent по создания сетей третьего поколения.

Дмитрий Каменский: Множество масштабных проектов мы ведем вместе с американскими компаниями-операторами, такими, как Verizon, Sprint, AT&T Wireless. В Европе нами также подписано большое число контрактов с ведущими операторами связи третьего поколения, хотя здесь внедрение 3G-сетей ведется не такими бурными темпами, как в Америке. Большинство «европейских» проектов связаны с созданием инфраструктур, облегчающих операторам переход к сетям третьего поколения, с оптимизацией сетей доступа, а также — с предоставлением новых услуг.

Основные проекты Lucent в России реализованы в Северо-Западном регионе и в Москве (для операторов «Дельта-телеком» и «Московская Сотовая Связь» — сети «Скайлинк»). То, что мы создаем там, по сути, является сетями третьего поколения, единственными сетями в России, которые сейчас позволяют, наряду с недорогими и качественными голосовыми услугами, осуществлять высокоскоростную передачу данных.

CNews.ru: Какую стратегию взаимодействия с партнерами использует Lucent Technologies в России? Чем она отличается от той, которая используется компанией во всем мире?

Дмитрий Каменский: В целом, стратегия работы с партнерами в России не отличается от общемировой. Только имея развитую партнерскую структуру, можно эффективно работать не только с крупными операторами, но и с корпоративным сектором и клиентами среднего и небольшого размера.

Нам необходима поддержка со стороны квалифицированных партнеров, по продвижению услуг системной интеграции и телеком-услуг. В настоящее время Lucent реализует глобальную программу аккредитации партнеров, которая должна, во-первых, гарантировать определенный уровень их развития, а во-вторых, обеспечить партнерам необходимую поддержку.

В России сотрудничеству с партнерскими компаниями отводится более важная роль, чем за рубежом, поскольку требуется обслуживать клиентов компании на огромной территории страны.

Еще одна особенность: в России намного проще идет реализация проектов по системной интеграции. Ведь уровень подготовки отечественных технических специалистов гораздо выше, чем на Западе. И наши партнеры обладают большей технической квалификацией.

CNews.ru: Какие из решений Lucent Technologies были наиболее востребованы на российском рынке в последнее время? С чем, по-вашему, связан успех именно этих решений? Как изменилась структура спроса на решения вашей компании за последнее время и с чем это связано?

Дмитрий Каменский: Три-четыре года назад наши продажи операторам фиксированной связи значительно превышали продажи операторам мобильной связи. Сегодня это соотношение выровнялось, что вызвано значительным ростом инвестиций в мобильный сектор телекоммуникаций.

Для операторов фиксированной связи мы предоставляем решения, связанные с коммутацией, оптическими сетями и продуктами для передачи данных (соотношение доли этих решений в нашем бизнесе примерно одинаковое).

В целом наиболее быстрыми темпами на российском рынке растут продажи оборудования и инфраструктурных решений для сетей мобильной связи, решений для сетей следующего поколения фиксированных операторов, оборудования широкополосного доступа.

CNews.ru: Какие инновационные технологии в сфере коммуникаций, на ваш взгляд, имеют наибольший потенциал в России? Каков масштаб использования NGN-технологии в других странах? Расскажите о реализованных в этом направлении проектах.

Андрей Радкевич: Само понятие NGN, согласно своей аббревиатуре, — это сети следующего поколения. Причем это понятие применимо для операторов как фиксированной, так и мобильной связи. Наиболее быстрыми темпами растет потребность в таких решениях, как многофункциональные шлюзы и программная коммутация, технологии широкополосного доступа, пакетная передача голоса и данных, интеллектуальные сети. По моим ощущениям, доля новых технологий в российских проектах практически не отличается от общемировой.

В России и СНГ сейчас нами реализуется около десятка проектов по созданию сетей нового поколения. Первые из них были начаты два-три года назад. А если говорить об отдельных элементах таких сетей — то они есть практически в каждом проекте.

CNews.ru: Какие решения для NGN-сетей наиболее востребованы на российском рынке? В чем, на ваш взгляд, специфика построения NGN-сетей «по-русски»?

Андрей Радкевич: В России сети следующего поколения пока не стали «массовыми» — наверное, это самое существенное отличие от того, что мы наблюдаем в мире. Из возможностей NGN-сетей наиболее популярен у нас распределенный транзит, который позволяет оптимизировать структуру дальней связи. Это связано с географическими особенностями нашей страны, а также с тем, что каналы связи достаточно дороги. Все более широкое применение находит NGN на сетях доступа, где имеется целый ряд вариантов использования этих технологий, и на уровне транзита в сетях местной связи. Большинство перспективных направлений использования технологий NGN приводится в недавно вышедшем руководящем документе отрасли.

CNews.ru: Помимо разработки решений для телекоммуникационного рынка, Lucent занимается предоставлением профессиональных услуг операторам связи. Какую роль эти услуги играют в деятельности Lucent Technologies? Какие из них наиболее востребованы на российском рынке?

Андрей Радкевич: Помимо базовых услуг, связанных с поставкой, установкой и технической поддержкой оборудования, все большее распространение (как за рубежом, так и в России) получают услуги, направленные на оптимизацию сетей и бизнеса операторов. Эти услуги оказывает наше сервисное подразделение Lucent Worldwide Services (LWS). Работая с операторами, нам часто приходится решать такие задачи, как, например, предоставление услуги по управлению сетями, по обеспечению безопасности. Мы можем представлять часть услуг как самостоятельно, так и как отдельный продукт, передавая оператору инструменты для самостоятельной работы.

Еще одно направление работы нашего подразделения LWS — услуги по обслуживанию сети, которое операторы передают на аутсорсинг. При этом у нас есть успешный опыт обслуживания мультивендорных сетей.

Другой тип профессиональных услуг — совместное с оператором бизнес-планирование внедрения новых решений, технологий и услуг. Это оценка текущего состояния оператора, планирование его дальнейшей деятельности, оценка необходимых инвестиций и окупаемости проекта. Часто услуга включает и построение самой сети, и решение задач, связанных с развитием бизнеса оператора, планированием его ресурсов.

Для Европы доля профессиональных услуг в бизнесе Lucent Technologies составляет около 30%. На Западе в связи с ростом сложности сетей оператор предпочитает отдать их обслуживание производителю. Поэтому Lucent там все чаще берет на себя функции эксплуатации сети. Например, такие контракты подписаны у нас с новозеландским оператором Telecom New Zealand на услуги по эксплуатации мобильной сети CDMA2000 1X, с компанией British Telecom (BT) на обеспечение общей поддержки сетевой инфраструктуры BT в Великобритании. Из подписанных за последнее время контрактов — трехлетний договор с крупнейшим оператором Бразилии, компанией Telemar, по условиям которого мы будем предоставлять услуги эксплуатации и сопровождения оптической сети в регионе Сан-Паулу. А также — контракт с EuroFiber, одним из крупнейших провайдеров стран Бенилюкса, согласно которому Lucent возьмет на себя управление и эксплуатационную поддержку оптоволоконной сети компании.

В России подобный подход пока не получил распространения: у операторов есть большие подразделения, которые занимаются самостоятельной эксплуатацией сетей, и уровень специалистов этих структур очень высок. Кроме того, большинство подобных услуг могут оказывать и наши партнеры. И это в какой-то степени разгружает наши ресурсы. Поэтому в России доля услуг в нашем бизнесе пока меньше, чем на Западе.

CNews.ru: Над какими новыми разработками сегодня работают специалисты Lucent Technologies?

Андрей Радкевич: Большинство новых продуктов, которые мы собираемся представить, так или иначе связаны с сетями следующего поколения, с теми тенденциями, которые наблюдаются на рынке, с потребностями клиентов.

Это и новые шлюзы, и новая функциональность для традиционного оборудования, для предоставления интеллектуальных услуг.

Большое внимание уделяется развитию сетей передачи данных, их надежности и безопасности, а также вопросам качества обслуживания в этих сетях. В рамках этой работы Lucent Technologies недавно представила решения Accelerate. Эти комплексные решения предназначены для операторов проводных и мобильных сетей связи, планирующих развивать голосовые услуги, услуги передачи данных и мультимедийные услуги на основе пакетных технологий. Решения Accelerate могут применяться как для развития действующих сетей с коммутацией каналов, так и для создания пакетных сетей «с нуля». Они объединяют ряд продуктов компании, программное обеспечение эксплуатации и управления Navis iOperations, а также специально разработанный комплекс услуг Accelerate Readiness Service и услуги по консультированию, внедрению и техническому сопровождению. Информация о новых разработках компании регулярно появляется на сайте компании.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS