[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ для малого и среднего бизнеса 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comcor

Илья Прокимнов: Западные решения становятся все более востребованными на российском рынке СМБ

Илья Прокимнов

О потребностях российских СМБ-заказчиков в области автоматизации бизнеса, о проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются ИТ-интеграторы при реализации проектов в этом сегменте, в интервью CNews рассказывает Илья Прокимнов, директор по консалтингу компании ColumbusITRussia.

CNews: Какие поставщики сегодня доминируют на рынке ИТ для среднего и малого бизнеса?

Илья Прокимнов: В отличие от крупных предприятий рынок СМБ очень сильно сегментирован. В секторе крупного бизнеса, как известно, доминируют две ИТ-компании — Oracle и SAP, которые делят рынок приблизительно поровну. Но на рынке нет ИТ-компаний, которые контролировали бы хотя бы 20% мирового рынка СМБ.

В последние годы развитие рынка автоматизации средних предприятий связано с активизацией в этом сегменте деятельности глобальных игроков рынка крупных предприятий. Безусловно, это значительно усиливает рыночную конкуренцию.

В то же время не стоит забывать, что решения Microsoft на рынке СМБ присутствуют не один десяток лет, и в них заложена гигантская экспертиза, накопленная за эти годы. Для Microsoft Business Solutions средний сегмент исторически является основным рынком, поэтому потеснить его будет крайне сложно.

CNews: Как изменились в последние годы потребности СМБ-заказчиков в области функциональности систем управления бизнесом?

Илья Прокимнов: Развитие и взросление рынка ведет к унификации потребностей клиентов. Сегодня, открывая новые компании или приобретая существующих игроков, российские инвесторы всерьез задумываются о внедрении ИТ на своих предприятиях. Они уже не стремятся изобретать собственные инновационные подходы к управлению бизнесом, а предпочитают использовать мировой опыт. Поэтому в настоящее время российские компании гораздо меньше заинтересованы в построении кастомизированной информационной системы под свои специфические требования (такой подход был популярным на рынке еще 5-6 лет назад). Сегодня все чаще заказчики выбирают решения, в которых собраны лучшие мировые бизнес-практики, в том числе и вертикальные решения, отражающие специфику их отрасли.

Тем не менее, переход к западным стандартам не происходит молниеносно. Сравнивая российский офис с другими представительствами Columbus IT, мы видим, что в отечественных проектах объем модификаций гораздо больше по сравнению с зарубежными. Это говорит о том, что, несмотря на стремление наших топ-менеджеров идти по пути стандартизации бизнес-процессов, на местах люди по-прежнему работают по привычным и годами наработанным схемам. Потребуется еще несколько лет, возможно даже десятилетие, чтобы мировые практики ведения бизнеса стали де-факто стандартами в России. Тем не менее, уже сейчас многие наши клиенты, выбирая информационную систему, отдают предпочтение вертикальным решениям для конкретной отрасли.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, приемлемы для российского СМБ существующие западные ИТ-решения по управлению бизнесом? Каких систем не хватает этой категории клиентов?

Илья Прокимнов: Западные решения становятся все более востребованными на нашем рынке. Безусловно, они не могут учесть всех аспектов российского бизнеса — речь идет, главным образом, о российском бухгалтерском учете, некоторых вопросах взаимодействия поставщиков и клиентов и т.п. Думаю, что эти проблемы широко известны, и уже начинают вырабатываться пути их решения, поэтому  со временем разница между подходами сократится.

Добавлю, что не всегда применимы в деятельности российских компаний западные подходы к сводному  планированию. Когда в 2003 году мы впервые внедряли сводное планирование в компании «Росси» (крупнейший дистрибутор Северо-Западного региона) — этот случай был уникальным на рынке. А сегодня многие наши клиенты используют этот модуль  в системе Microsoft Dynamics AX практически без изменений. Мы уже имеем ряд проектов по автоматизации бухгалтерского и управленческого учета, а также взаимоотношений с поставщиками (включая весь документооборот между контрагентами) на базе платформ зарубежных производителей — Microsoft Dynamics и Cognos.

CNews: С какими основными проблемами вы сталкиваетесь при реализации проектов для СМБ-заказчиков? В чем принципиальные отличия, по сравнению с работой с крупными клиентами?

Илья Прокимнов: Пожалуй, основная проблема на сегодняшний день — большое количество требований заказчиков к функциональности системы при ограниченных сроках и бюджете. Это обусловлено тем, что средний бизнес в основном управляется собственниками компании, и решение о расширении бюджета на информационные системы зачастую является нелегким для владельца бизнеса. С другой стороны, темпы роста средних предприятий высоки, поэтому сроки внедрения ERP обычно достаточно жесткие. Это проблему практически не встретишь в крупном бизнесе. У крупных заказчиков, как правило, нет серьезных ограничений по бюджету проектов, ведь в рамках общего бюджета компании это малозначительная сумма.

CNews: Как в СМБ сегодня воспринимают необходимость платить за консалтинговые услуги?

Илья Прокимнов: На мой взгляд, ситуация улучшается: российские топ-менеджеры начинают понимать  специфику консалтингового бизнеса и адекватно оценивать стоимость услуг консультанта. Хотя, на мой взгляд, мы до сих пор сталкиваемся с пониманием консалтинговых услуг как какого-то оборудования, продукта, который можно оценить привычными для заказчиков категориями. Так что проблемы по-прежнему есть, но со временем они становятся менее острыми.

CNews: Какой из реализованных в 2006 году проектов для СМБ вы могли бы назвать наиболее интересным и почему?

Илья Прокимнов: Я бы отметил проект по внедрению Microsoft Dynamics AX в питерской торговой сети «Компьютер-Центр «Кей». Проект проходил в несколько этапов, последним из которых стала автоматизация склада, завершившаяся буквально в канун Нового года. 

Проект интересен еще и тем, что нам удалось автоматизировать как центральный офис, так и складской комплекс компании. Были охвачены важнейшие для ритейла бизнес-процессы: логистика, ценообразование, управление складским комплексом и корпоративная отчетность. Внедрение Microsoft Dynamics AX позволило компании, объединяющей 15 магазинов компьютерной, офисной, фото- и видеотехники, консолидировать управление закупками и продажами, оптимизировать товарные потоки и получить в свое распоряжение мощный аналитический инструмент.

И, пожалуй, главный итог проекта состоит в том, что новое ИТ-решение поддерживает возможности масштабирования бизнеса компании. При открытии новых магазинов в регионах «Кей» теперь не потребуется вносить никаких изменений в систему.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS