[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ для малого и среднего бизнеса 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comcor

Малый бизнес в России: ИТ стали фактором выживания

Малый бизнес в России: ИТ стали фактором выживанияПо мнению специалистов, большая часть ИТ-расходов в России приходится на долю предприятий СМБ. Поставщики ПО и систем автоматизации бизнес-процессов возлагают особые надежды на малые предприятия, уровень информатизации которых до сих пор сравнительно невысок. Изменит ли руководство маленьких компаний свою политику по отношению к ИТ? Какой подход и какие решения они выберут?

Аналитики IDC относят к сектору СМБ 55% всех ИТ-расходов предприятий России. Эдзард Овербеек, вице-президент Cisco Systems по работе с малым и средним бизнесом на европейских рынках, отмечает, что со временем технологии становятся все более дешевыми и, соответственно, доступными для малых предприятий — наряду с повышением их производительности и функциональности. По оценкам специалистов ИТ-рынка, в настоящее время российский малый бизнес ежегодно расходует на информатизацию примерно 45 млрд руб. При этом лишь около 12% ИТ-бюджета тратится на программное обеспечение.

Осторожный рост

Большая часть экспертов оптимистично оценивает рост потребления ИТ малыми компаниями (от 1 до 99 сотрудников). На 2006 г., например, прогнозировали увеличение ИТ-расходов малых предприятий на 16%, а к 2009 г. — примерно на 11%. Правда, есть и более сдержанные оценки уже свершившихся успехов в этом сегменте. Исследования IDC говорят о том, что расходы на ИТ в малом бизнесе из-за осторожного подхода таких компаний к применению высоких технологий выросли в 2005 году "ниже среднего" — на 3,4%. Аналитики компании утверждают, что к 2009 г. рост ИТ-расходов малых предприятий увеличится лишь до 4,2%.

По данным Economist Intelligence Unit, 68% топ-менеджеров российских СМБ-предприятий в 2006 году расценивали ИТ как одно из средств получения конкурентных преимуществ. В то же время, по данным исследования SAP СНГ, основным фактором, сдерживающим инвестирование россиских предприятий СМБ в ИТ, остается стоимость новых систем и внедрений. Несмотря на то, что цены на аппаратное и программное обеспечение продолжают падать, такого мнения придерживаются 58% респондентов.

Обойдутся ли "бизнес-малыши" без ИТ?

Если вопрос необходимости высоких технологий для решения задач среднего и тем более крупного бизнеса представляется рынку давно решенным, то руководители небольших компаний не всегда считают применение ИТ — необходимым, а затраты на информатизацию - оправданными. В то же время, большинство производителей и интеграторов придерживается совершенно противоположного мнения: они уверены, что работать абсолютно без ИТ-систем проблематично всем, даже малой компании.

Так, в Oracle СНГ считают, что жизнь не оставляет малым предприятиям выбора — использовать или не использовать ИТ. "Практически все сферы бизнеса достаточно насыщены: ежегодно появляются тысячи новых малых предприятий, пытающихся составить конкуренцию существующим, — отмечают в компании. — Поэтому наиболее продвинутые игроки этого рынка уже получают конкурентные преимущества за счет использования современных ИТ, а остальные постепенно приходят к осознанию того, что без инвестиций в это направление им скоро нечего будет делать на рынке.

Вице-президент "Ассоциации CRM" Кирилл Булгаков комментирует, что ИТ-системы и на этом рынке уже являются своеобразным фактором выживания: "При их отсутствии даже компания из пяти человек не сможет развиваться, а с уходом любого сотрудника будет наживать большие проблемы на ровном месте". Директор по маркетингу компании "АйТи" Дмитрий Ведев тоже убежден в том, что работа маленькой компании невозможна без ИТ-сервисов. "Если под ИТ понимать не только автоматизацию, но и такие простые средства взаимодействия с клиентами, как электронная почта, телефония и интернет-портал, то в настоящее время эта столь же необходимое условие для ведения бизнеса как, к примеру, наличие мебели в офисе", — отметил он. По словам г-на Ведева, небольшие предприятия сектора СМБ вынуждены мгновенно реагировать на изменения рыночной ситуации, что невозможно без высокой степени управляемости бизнесом. А это подталкивает руководителей небольших компаний искать решение проблем с помощью инноваций.

В то же время, некоторые опрошенные CNews эксперты отмечают, что вопрос интенсивности и "глубины" использования ИТ может варьироваться в зависимости от вида деятельности конкретной компании. "Если мы говорим об артели сапожников — подход один, если об оптовых продавцах компьютерного оборудования с обширной клиентской базой — то совершенно другой, — отмечает директор по развитию бизнеса компании "Форс — Центр разработки" Николай Зезюлинский. — Если в первом случае, скорее всего, достаточно будет перевести непрофильную деятельность (к примеру, бухгалтерию или кадровый учет) на аутсорсинг, то во втором случае отсутствие средств автоматизации значительно снизит конкурентоспособность компании, поскольку и для организации эффективного оперативного управления деятельностью, и для управления складскими остатками ИТ жизненно необходимы".

Впрочем, значение высоких технологий для "малых" нужд — и карманов — все же не стоит преувеличивать. По мнению директора по развитию бизнеса "ЭпикРус" Александра Петрова, в силу необходимости автоматизации хотя бы бухгалтерского учета у небольших компаний ряд ли получится совсем отказаться от ИТ. Однако в данном случае малое предприятие вполне может ограничиться работой в простых электронных таблицах.

В IBS считают, что если число учетных операций и клиентов у компании невелико, то необходимости в ИТ-системах нет, и малый бизнес — услуги, торговля производство — прекрасно может существовать и развиваться: ведь главный элемент его успешности — личные отношения с покупателями продукции, товаров и услуг. "Не секрет, что малый бизнес консервативен, — отмечает менеджер по развитию бизнеса центра проектов IBS Михаил Шурыгин. — До сих пор можно встретить на столах работников сферы торговли счеты, появившиеся в России еще в 16 веке".

В то же время управляющий директор компании "Sterling Интеграция" Александр Антипов отмечает, что сегодня в России малые предприятия могут быть очень успешными даже без малейшего признака непосредственного использования информационных технологий".

Во главе ИТ-угла

Согласно данным проведенного в 2006 году исследования Microsoft, 87% малых предприятий сегодня используют компьютеры для ведения бухгалтерии, 85% — для доступа в интернет, 80% — для работы с электронной почтой и 70% — для ведения баз данных клиентов.

Перечень приоритетных задач автоматизации у малых предприятий, разумеется, несколько меньше, чем у среднего бизнеса. В "Форсе" считают, что такие заказчики ограничиваются ведением бухгалтерского учета, оперативным финансовым управлением, логистикой, управлением договорами и взаимоотношениями с клиентами. "Как правило, полноценный workflow в малом бизнесе не требуется, поскольку один сотрудник обрабатывает свой тип документов от начала до конца", — считают в компании. Список ИТ-решений, впрочем, все равно получается внушительный. Но, по мнению специалистов, на деле небольшие фирмы активнее всего используют стандартный пакет офисных приложений и автоматизированный бухгалтерский учет. И в ближайшие годыэта ситуация не изменится.

Г-н Булгаков считает, что наряду с традиционными потребностями внутреннего учета и отчетности перед контролирующими органами у малого бизнеса появились задачи, требующие применения ИТ для того, чтобы соответствовать стандартам более крупных компаний-партнеров. "Чаще всего малые компании используют сегодня решения, автоматизирующие работу бухгалтерии, налоговый и кадровый учет, а также PRM и CRM-решения".

О важности использования CRM-решений малыми компаниями говорят и в Terrasoft. Сегодня эти системы чаще всего внедряют "молодые" малые предприятия, которые задумываются о технологиях ведения своего бизнеса еще перед его стартом. "Внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами становится необходимым практически для любой компании — вне зависимости от ее размера, — убеждены представители компании. — В условиях жесткой рыночной конкуренции предприятия можно разделить на две категории: те, кто уже внедрили CRM-систему и те, кто проиграли в борьбе за лояльного клиента".

По мнению Леонида Аникина, руководителя отдела по работе с малым бизнесом российского офиса Microsoft, спрос на CRM-решений в малом бизнесе будет расти наиболее активно: такие системы постепенно вытеснят таблицы клиентов в Excel. "CRM-решения постоянно совершенствуются и становятся все доступнее по стоимости, а их сочетание с мобильным доступом сделают наличие КПК необходимым элементом любого торгового представителя", — отметил он.

Г-н Антипов к перечню необходимых малым предприятиям систем бухучета и CRM добавляет решения по автоматизации склада. Он также напоминает, что сегодня все больше компаний начинают заниматься производственной деятельностью — следовательно, им необходимо планирование и управление производством, важен управленческий учет.

"Сегодня самым ИТ-емким сектором малого бизнеса, пожалуй, является розничная торговля, — комментируют в IBS. — Повсеместный переход магазинов на самообслуживание вынуждает их внедрять ИТ-системы, обслуживающие кассовые транзакции. Это требует единой товарной базы данных, что, в свою очередь, ведет к необходимости внедрения комплексного решения, управляющего всей деятельностью магазина".

В "ЭпикРус" считают, что "самые маленькие", как правило, не имеют потребности в дорогостоящей комплексной автоматизации: для управления этим бизнесом зачастую вполне достаточно человеческих ресурсов. В то же время, в компании уверены, что третьим по значимости ИТ-решением для малых предприятий (после бухучета и CRM) станут средства анализа и поддержки принятия решений (BI-системы). И в ближайшие несколько лет ИТ-предпочтения этого круга заказчиков вряд ли изменятся.

В Oracle СНГ также ожидают роста спроса малого бизнеса на BI-решения. Сейчас на рынке представлены вполне доступные для таких заказчиков продукты, и дооснащение используемой ИТ-системы аналитическим модулем, автоматически просчитывающим ключевые бизнес-показатели и прогнозирующим тенденции, даст наиболее амбициозным предприятиям еще одно преимущество в скорости и корректности принятия решения. В компании отмечают, что в перспективе СМБ предприятия сформируют спрос на предоставление ИТ-решений как услуги. Но поскольку это требует и определения стандартов аутсорсинга, и появления системы измерения качества оказания услуг, тенденция наберет силу не раньше, чем через два года.

"Сейчас любая небольшая компания начинает с автоматизации бухучета, далее следует базовая автоматизация внутренней бизнес-деятельности (что-то типа мини-ERP)". В ближайшие годы в Oracle ожидают роста спроса со стороны таких заказчиков на изначально комплексные решения, которые позволяют "доустанавливать" необходимые модули по мере возникновения потребности в них. Повысится и востребованность решений, построенных на базе сервис-ориентированной архитектуры, которые автоматизируют весь спектр бизнес-процессов предприятия и позволяют легко вносить изменения в их цепочку. Инвестиции таких заказчиков в ИТ-решения, по прогнозам компании, будут расти на десятки процентов в год.

По мнению специалистов РБК СОФТ, основные ИТ-потребности небольших компаний в ближайшие годы будут сконцентрированы в области финансового планирования. В "Ай-Теко" считают, что вне зависимости от используемой функциональности, малому бизнесу необходимы недорогие и быстро внедряемые решения, которые могут меняться и масштабироваться в зависимости от задач бизнеса. Не менее важна и их качественная сервисная поддержка.

Г-н Овербеек уверен, что малому предприятию необходимо прежде всего разработать стратегический план развития информационно-технологической инфраструктуры, поддерживающий краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели компании. Реализация этого плана откроет новые возможности для развития бизнеса и повышения доходов.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Виктор Савюк: С малыми предприятиями комфортно работать в силу их мобильности

Виктор Савюк

О различиях в подходах оператора к работе с крупными и СМБ заказчиками, об особенностях продвижения операторских услуг на рынке средних и малых компаний в интервью CNews рассказал первый заместитель генерального директора «Комкор» Виктор Савюк.

CNews: Как изменились за последние годы потребности заказчиков сектора СМБ в области использования телекоммуникационных решений? По-прежнему ли ценовой фактор является определяющим для таких компаний при выборе телеком-продуктов и услуг?

Виктор Савюк: Потребности заказчиков среднего и малого бизнеса за последние годы принципиально не изменились. Изменились, скорее, общие потребности рынка. Если раньше достаточно было скорости интернета через модем 40 кбит в секунду, то сейчас люди уже привыкли работать совсем на других скоростях.

В сегменте СМБ фактически нет спроса на сложные ИТ-решения. Определяющим фактором в выборе телекоммуникационных услуг для небольших предприятий является цена. Услуги, которые они потребляют, достаточно просты, по сути это «коробочные продукты». Несколько телефонных линий, доступ в интернет, простое в эксплуатации абонентское устройство — вот набор стандартных требований предприятий этого сектора. Безусловно, данных заказчиков интересуют надежность связи и ее качество, скорость доступа.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS