[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ для малого и среднего бизнеса 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comcor

СМБ в России: ERP стали символом взросления

СМБ в России: ERP стали символом взросленияАвтоматизация управления ресурсами важна для предприятий любого масштаба и вида деятельности. Повышение прибыльности бизнеса, снижение издержек на проведение рутинных операций, требование прозрачности бизнес-процессов — вот далеко не полный перечень задач, которые побуждают руководителей средних и малых предприятий задуматься о внедрении средств автоматизации.

По оценкам CNews Analytics, одним из наиболее востребованных российскими заказчиками типов корпоративных решений постепенно становятся системы управления и планирования ресурсов предприятия — Enterprise Resource Planning (ERP). Как известно, главное их отличие от специализированных прикладных приложений (например, программ бухгалтерского учета или системы взаимоотношений с клиентами) состоит в возможности обеспечения информационной поддержки именно управленческих решениий. Рано или поздно наступает момент, когда топ-менеджмент и владельцы предприятий начинают осознавать, что для дальнейшего успешного управления бизнесом им необходима четкая и ясная картина происходящего, позволяющая сосредоточиться на принятии стратегических решений. Не секрет, что успешное внедрение ERP может стать хорошим долгосрочным конкурентным преимуществом для заказчика, даже невзирая на значительные инвестиции в реализацию такого проекта.

СМБ: момент взросления

Руководитель группы продвижения Microsoft Dynamics в России Владимир Егоров в беседе с CNews констатирует некое "взросление" предприятий среднего и малого бизнеса при выборе ERP-системы. "Если раньше такие компании выбирали систему во многом интуитивно, не имея предельно четкого понимания результатов ее внедрения, то сейчас ситуация выглядит совсем по-другому. Ее можно охарактеризовать как осознанный выбор, взвешенное решение" — отмечает он.

По словам Владимира Егорова, сегодня выбор ERP-системы и ее внедрение рассматривается на предприятии как самостоятельный проект. Формируются рабочие группы, формулируются требования к системе, в принятии решения принимают участие высшие руководители компании и руководители различных направлений. Инициаторами и кураторами ИТ-проектов по внедрению ERP-систем становятся члены советов директоров и акционеры. Плюс ко всему — для многих подобный проект осуществляется уже не в первый раз. Предыдущий опыт (пусть и лоскутной автоматизации) позволяет грамотно подойти к разработке требований, грамотно сформулировать ожидания от системы, оценить возможные финансовые затраты. Естественно, что сам процесс стал занимать больше времени и требовать от консультантов и вендоров более качественных предложений. Да и выбор компании в пользу того или иного ПО стал более аргументированным.

Средние предприятия, по мнению г-на Егорова, все чаще обращают внимание не столько на функциональную "достаточность" системы для своего бизнеса, но и на успешные проекты по ее внедрению в данной отрасли, а также на совокупную стоимость владения, ведь цена сопровождения системы не менее важна, чем первоначальная плата за лицензию. Один из главных конкурентов Microsoft на ERP-рынке для СМБ — корпорация Oracle с продуктом Oracle JD Edwards Enterprise One, интегрировавшимся в продуктовую линейку вендора. Руководитель направления продаж технологий для СМБ компании Oracle СНГ Мария Куванова считает, что сегодня средние предприятия, прежде чем бросаться с головой в омут автоматизации бизнеса, внимательно изучают опыт коллег и тщательно соотносят выбираемый продукт со своими задачами и возможностями. С этой позицией полностью согласна менеджер по работе с партнерами по бизнес-приложениям компании Oracle СНГ Алина Ашневиц. "Оценка предлагаемых рынком систем и их сравнение применительно к конкретной задаче, бюджету, планам развития стали сейчас достаточно обыденной вещью для СМБ, - отмечает она. - В то время как еще несколько лет назад автоматизация представлялась СМБ-заказчикам как неизбежное зло, которое надо как можно дешевле осуществить. Сейчас этот сегмент рынка становится более зрелым в своем подходе к информатизации и дешевизна решения не является единственным решающим фактором выбора решения".

Мария Куванова убеждена, что предприятие среднего бизнеса на Западе и в России - это "две большие разницы". Соответственно, законы СМБ, характерные для США, неприменимы в России. "Почему так популярна тема аутсорсинга и использования ПО по требованию? Потому что эти подходы пользуются популярностью у СМБ в США и частично в Европе, - отмечает она. - В России же аутсорсинг приложений, хоть и является горячо обсуждаемой темой, но пока не стал движущей силой информатизации СМБ, потому что для нас это пока дико". По мнению г-жи Кувановой, для адаптации СМБ к идее аутсорсинга понадобится время.

Руководитель отдела продаж компании R&K Consulting Мария Акчурина отмечает, что у современных средних предприятий России объем бизнеса достаточно велик, а технологии управления зачастую созданы "на коленке". "Главная сегодняшняя тенденция — это переход от устаревших технологических концепций к современным, широко применяемым на Западе, — считает она. — К сожалению, на этом пути СМБ-заказчики сталкиваются с рядом трудностей: неподготовленностью с точки зрения корпоративной культуры, низкой компетенцией персонала, необходимостью инвестиций в нематериальные активы, отдача от которых происходит не быстро (и необходимость таких затрат трудно объяснить акционерам) и т.д. При внедрении ERP-системы на среднем рынке такие трудности сразу же становятся заметны и сильно затрудняют успех проекта".

Спрос и предложение

Системные интеграторы, которые работают напрямую с заказчиком и зачастую лучше осведомлены о типичных "локальных" проблемах и тенденциях, отмечают значительное увеличение спроса на вертикальные отраслевые решения среди предприятий среднего эшелона. Директор по консалтингу компании Columbus IT Russia Илья Прокимнов утверждает, что российские заказчики, оглядываясь на опыт западных коллег, все чаще отдают предпочтение ИТ-инструментам, учитывающим отраслевую специфику, в то время как внедрение стандартных платформ или ERP-приложений постепенно отходит на второй план. Помимо этого, СМБ-клиенты из целого ряда отраслей стали обращать все больше внимания на специализированное ПО. По словам г-на Прокимнова, сегодня растет спрос на нишевые решения, предназначенные для управления розницей и складской логистикой, на системы для логистических провайдеров (3PL-операторов). Все более востребованными становятся решения для планирования производства и расчета потребностей в производственных ресурсах — PLM (Product Lifecycle Management, управление жизненным циклом продукции).

Говоря о распределении ERP-вендоров на рынке среднего и малого бизнеса, руководитель направления бизнес-приложений компании "Крок" Максим Андреев отмечает, что для малых предприятий ERP как таковых не существует: есть бухгалтерские приложения с расширенными возможностями по учету. В то же время в сегменте средних предприятий доля мелких производителей, по его мнению, снижается - маленькие предприятия уступают место крупным вендорам, таким как "1С" и Microsoft Business Solutions. Эти две компании значительно усиливают свои позиции благодаря заключению альянсов с конкурентами. В качестве примера подобного альянса г-н Андреев привел недавно анонсированное партнерское соглашение между компаниями "Парус" и "1С" с целью вывода на рынок государственных учреждений совместного продукта.

Подводные камни

Существуют в бизнесе средних предприятий и организационные отличия от крупных компаний. Разумеется, они накладывают свой отпечаток на выбор и внедрение информационных систем вообще и ERP в частности. По словам руководителя отдела развития канала продаж SAP СНГ Дмитрия Лисогора, все значимые решения принимаются в средней компании одним или несколькими лицами, являющимися собственниками бизнеса и, как правило, входящими в генеральный менеджмент. С одной стороны, активное участие таких лиц в процессе выбора информационной системы помогает лучше понять проблемы предприятия и предложить подходящее решение. С другой — успешность проекта зависит от объема полномочий руководителя проекта со стороны заказчика. Ведь внедрение ERP-решений, как правило, требует определенных изменений в компании в плане организационной структуры, бизнес-процессов и т.д. Поэтому статус руководителя проекта внутри компании имеет большое значение.

"Если в качестве руководителя проекта назначают кого-то из линейных сотрудников, процесс изменений часто буксует и требует частого обращения к спонсору проекта, — уверен г-н Лисогор. — Если же руководителем проекта выступает кто-то из генерального менеджмента, то в средних компаниях таким людям сложно снять с себя повседневные задачи на время проекта, и поэтому проекты часто буксуют из-за нехватки времени. Однако компании, которые предвидят подобные проблемы и решают их еще на стадии подготовки, успешно завершают проект и в дальнейшем в полной мере используют возможности, предоставляемые ERP-решением.

Желания и возможности

Итак, какие же критерии могут побудить средние предприятия к внедрению управленческих ИТ-решений? В какой момент для полноценного ведения бизнеса компании перестает хватать систем бухгалтерского учета (пусть даже с расширенными возможностями), а лоскутная автоматизация, затыкающая отдельные "дыры", не только не способствует движению вперед, но явно становится тормозящим фактором?

Владимир Ястрежембский

Владимир Ястрежембский: Требования игроков среднего бизнеса определяются коммерческой выгодой

На вопросы CNews ответил управляющий директор Verysell Enterprise One Владимир Ястрежембский.

CNews: Как изменилось за последние годы соотношение крупных и средних компаний среди пользователей ERP-систем?

Владимир Ястрежембский: Если быть точным, то в РФ число действительно крупных компаний очень мало (у нас ведь нет еще ни одной транснациональной корпорации российского происхождения). А такие крупные и известные игроки, как "Газпром", в действительности состоят из сотни или более средних и малых компаний. В общем, к крупным компаниям, на мой взгляд, относятся не более ста российских предприятий, а к средним – тысячи. В нашей компании на одного крупного клиента приходится, по крайней мере, десять средних.

CNews: Каковы отличия в требованиях к ERP-решениям игроков крупного и среднего бизнеса?

Владимир Ястрежембский: Требования игроков среднего бизнеса, за редким исключением, определяются коммерческой выгодой. Им нужны решения, которые на самом деле сокращают расходы и позволяют более эффективно вести бизнес.

Требования крупных игроков в большей степени определяются теми факторами, которые влияют на капитализацию. Им важно впечатление, которое они производят на инвесторов, акционеров, общественность. Соответственно, при выборе системы они обращают внимание на внешние и внутренние "политические" факторы.

CNews: Какие из представленных на рынке ERP-решений в наибольшей степени подходят для использования компаниями среднего бизнеса, на ваш взгляд?

Владимир Ястрежембский: На наш взгляд, решение mySAP All-in-One является наиболее предпочтительным для большинства компаний среднего бизнеса. Прежде всего - по объему предлагаемой функциональности, соотношению цены и качества, доступности службы поддержки, возможностям удовлетворять растущие потребностям среднего предприятия сегодня и в будущем.

CNews: Спасибо.

По мнению г-на Прокимнова, решение о внедрении ERP-системы является ответом на требования роста и диверсификации бизнеса: ни для кого не секрет, что наиболее высокие темпы роста наблюдаются именно у средних или небольших предприятий. "Приятно отметить, что сейчас мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда некрупное предприятие со сравнительно небольшим оборотом всерьез рассматривает потенциальную возможность внедрения ERP-системы, — отмечает он. — Эта тенденция возникла на российском рынке несколько лет назад, когда средний и малый бизнес стал более стабильным, а предприятия — более конкурентоспособными. Сегодня российские компании среднего сегмента динамично развиваются, выстраивают свою организационную структуру, соответственно, становится все больше аргументов в пользу автоматизации бизнес-процессов" — считает г-н Прокимнов.

Нельзя упускать из внимания и фактор стоимости ERP-системы. Если крупные предприятия все чаще смотрят на отраслевую экспертизу конкретного вендора, популярность и применимость его продукта на конкретном вертикальном рынке, а также на возможность интеграции с уже имеющейся ИТ-инфраструктурой, то для средних компаний очень важна стоимость приобретения и владения системой.

Опрошенные CNews эксперты рынка достаточно единодушны в оценке возможностей предприятий среднего бизнеса в плане затрат на внедрение ERP-системы. По мнению г-на Егорова, среднее российское предприятие тратит на внедрение ERP около 0,3-3% годового оборота, причем доля затрат существенно зависит от того, в какой отрасли работает компания.

Г-н Лисогор полагает, что процент инвестиций в проект может быть несколько выше. "Сейчас бюджеты проектов, составляющие 2-5% от оборота СМБ-компании, не вызывают удивления, — отмечает он. — Это отличается от ситуации недавних лет, когда проект на среднем предприятии стоимостью несколько сотен тысяч долларов был уникальным событием для рынка". По его словам, многие компании обходились "лоскутной автоматизацией", собственными разработками и т.п. В SAP считают, что причиной изменения ситуации сейчас является возрастание роли ERP на среднем предприятии, в плане сохранения его конкурентоспособности". Г-н Лисогор также напоминает, что и поставщик ERP-системы должен быть абсолютно честен с такими клиентами — им должна быть предоставлена полная и объективная информация о реальной стоимости проекта, включая полную стоимость услуг по внедрению, затраты на аппаратное обеспечение, на поддержку, а также возможные расходы на лицензирование при будущей потребности в дополнительных функциональных возможностях. В противном случае заказчик попросту уйдет к конкуренту.

Рост инвестиций средних и даже малых предприятий в ИТ за последние годы констатирует и г-н Андреев. Он считает, что этот тренд в немалой степени обусловлен стремлением компании "1С" перевести свои продукты в более высокую ценовую категорию. Ведь чем дороже становится ИТ-решение, тем выше и стоимость услуг по его внедрению.

Итак, похоже, что ERP в среднем бизнесе уже не является чем-то экзотическим или маловостребованным. По мере развития российской экономики в целом, сектор среднего и малого бизнеса развивается особенно бурно. Это ведет к совершенствованию организационной структуры и бизнес-процессов и к повышению конкуренции. Здесь уже не обойтись без управленческих ИТ-решений. В большинстве случаев вендорам и системным интеграторам приходится иметь со сложившейся ИТ-инфраструктурой, которая может включать в себя как бухгалтерское ПО и другие отдельные бизнес-приложения, так и уже существующую ERP-систему, которая по тем или иным причинам больше не удовлетворяет растущим запросам клиента. При этом ERP для среднего бизнеса не должна иметь слишком высокую стоимость, ведь инвестиции СМБ на ИТ хоть и растут, но не слишком быстро. Кроме того, внедрение ERP должно происходить максимально быстро и безболезненно. Важно также обеспечить максимальную простоту и удобство в работе для конечных пользователей, чтобы заказчику не пришлось выделять существенные средства на обучение персонала. Разумеется, СМБ-заказчикам нельзя покупать "кота в мешке", таким предприятиям это может слишком дорого обойтись. Необходимо уделить пристальное внимание соответствию продукта задачам предприятия и его возможностям. Для руководства же важно взять под контроль весь процесс внедрения — от предпроектного исследования до ввода в промышленную эксплуатацию. Только в совокупности все эти факторы могут служить гарантией успеха проекта.

Григорий Рудницкий

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS