[an error occurred while processing this directive]
Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics ChronoPay

Андрей Грибов: В России грядет смена платежных технологий

Андрей ГрибовНа вопросы CNews отвечает Андрей Грибов, генеральный директор компании «КиберПлат»

CNews: Как бы вы оценили развитие электронных платежей в последнее время?

Андрей Грибов: Спрос на услуги электронных платежных систем растет взрывообразно. К примеру, только за 2005 год и только через нашу систему было проведено более 200 млн. платежей на сумму свыше $1,12 млрд., что практически в 2,5 раза больше показателей 2004 года. Причем уже по итогам июня 2006 года через CyberPlat было совершено свыше 56 млн. транзакций на сумму более $223 млн. Примечательно, что 97% нашего оборота приходится на оплату услуг мобильной связи. С учетом того, что CyberPlat на сегодняшний день является крупнейшей электронной платежной системой в России, можно сделать вывод, что рост рынка электронных платежей в нашей стране в значительной степени стимулируется развитием рынка сотовой связи.

Высокий потребительский спрос и растущая покупательская способность населения России стимулируют рост выручки операторов мобильной связи. При этом в сборе выручки операторов сотовой связи наблюдается четкое изменение баланса платежных инструментов в пользу онлайновых платежей, в первую очередь, за счет уменьшения доли скретч-карт.

CNews: Как развитие российского рынка электронных платежей коррелирует с эволюцией западного? В чем его ключевые особенности?

Андрей Грибов: Прием наличных платежей, на Западе, получивший название «top up», развит в нашей стране значительно лучше, чем где бы то ни было. Более того, по этому показателю наша страна является одной из самых технологически продвинутых в мире, что заметно хотя бы по огромному числу пунктов приема платежей в разных регионах страны. Среди особенностей нашей страны можно отметить экономику с преобладанием наличных расчетов в потребительском секторе и невысокую банковскую культуру населения. Именно эти факторы определяют основной акцент в развитии рынка электронной коммерции в сторону систем приема наличных платежей от физических лиц в ущерб, например, интернет-эквайрингу, прямому дебетованию счета (direct debit) и другим безналичным системам платежей.

CNews: Считаете ли вы, что деятельность платежных систем цифровой наличности должна регулироваться законодательно?

Андрей Грибов: Я считаю, что на текущий момент она уже регулируется законодательно. Несмотря на многие неточности и общую незавершенность ныне действующих в России законов, регламентирующих деятельность электронных платежных систем, многие определяющие понятия и правила ведения электронного бизнеса существуют. На сегодняшний день вполне определены такие понятия, как банковская операция (закон «О банках и банковской деятельности»), незаконная банковская деятельности (УК РФ), нелегальные операции (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), обязанности банка и, соответственно, платежной системы знать своего клиента, изложенные в том числе в различных инструкциях и положениях ЦБ РФ, а также такое важное понятие, как сертификация криптографических средств передачи финансовой информации и т.д.

А значит, этим законодательно установленным критериям могут и должны соответствовать любые действующие в России платежные системы, в том числе оперирующие цифровой наличностью. Увы, соответствуют в должной мере далеко не все. На мой взгляд, для начала необходимо привести деятельность существующих платежных систем к соблюдению вышеназванных законов. Потом только станет ясно, каких еще законов не хватает. К сожалению, на текущий момент мы не видим сколько-нибудь активной работы регулирующих и надзирающих органов с платежными системами на соответствие вышеуказанным требованиям.

CNews: Какие проблемы стоят на пути развития электронных платежей в России, на ваш взгляд?

Андрей Грибов: Первостепенное значение имеет вопрос законодательной легализации деятельности операторов, уже достаточно давно принимающих платежи от физических лиц за услуги связи. На текущий момент – это серьезный бизнес, существенно упрощающий жизнь абонентов. Основная сложность – фактически монопольное положение Сбербанка на рынке приема коммунальных платежей. Особенно в регионах люди вынуждены тратить большое количество времени, чтобы добраться до отделения банка, отстоять в очереди и заплатить за квартиру. Принятая поправка к закону «О банках и банковской деятельности» позволит привлекать к приему коммунальных платежей ритейловые сети. Это позволит в кратчайшие сроки значительно сократить, если не ликвидировать вовсе, очереди на оплату услуг ЖКХ и электроэнергии за счет увеличения пунктов приема платежей на десятки тысяч точек. Если 10 млн. плательщиков ежемесячно будут экономить 30 минут за счет удобной и быстрой оплаты коммунальных услуг наша страна получит 50 млн. дополнительных часов рабочего времени, что будет стимулировать увеличение ее ВВП. Сэкономленное время люди смогут потратить на отдых или производительный труд. А пунктами приема платежей смогут стать магазины, аптеки, салоны связи, платежные терминалы, автозаправки и любые другие часто посещаемые плательщиками места.

Парадоксален еще и тот факт, что в подавляющем большинстве случаев банкам просто невыгоден прием платежей от физических лиц. К примеру, половину всех платежей, проведенных через CyberPlat в 2005 году, составили платежи до $2. При себестоимости банковского перевода, в среднем в $1 и комиссии в 3% в случае, к примеру, перевода платежа в $2 доход банка составит 6 центов, а убыток от операции – 94 цента.

CNews: Как вы оцениваете потенциал этого рынка? Готов ли морально среднестатистический россиянин оплачивать коммуналку непривычным способом?

Андрей Грибов: Здесь важно понимать, что все сразу не бывает. И терминалами самообслуживания первые год-два после их установки тоже пользовалось очень малое количество людей. Люди всегда должны “распробовать” сервис, но как только они “почувствуют” его и поймут, что не надо тратить 20 минут до банка, 20 минут в банке и 20 обратно для оплаты “коммуналки”, а все можно сделать за 5 минут, проходя, например, мимо салона «Диксис», бум таких платежей будет неизбежно. К приему наличных платежей за мобильную связь в том масштабе, в котором этот бизнес развит сейчас, мы шли несколько лет. Поэтому и для широкого распространения платежей за ЖКХ в ритейловых сетях тоже должно пройти время. Должна измениться ментальность плательщиков. Это обязательно случиться и люди будут платить за ЖКХ в ритейловых сетях.

Вообще хотелось бы отметить, что в России формируется новая платежная инфраструктура и грядет смена платежных технологий, о чем редко говорят и пишут. Создается новый масштабный рынок. Рынок микроплатежей, которые не в силах потянуть ни один банк. И мы занимаемся развитием этой инфраструктуры.

CNews: Оборот CyberPlat по итогам 2005 года превысил $1,12 млрд. С чем связан такой резкий рост?

Андрей Грибов: Оборот нашей системы практически ежегодно растет приблизительно в 2,5 раза. Как я уже отмечал, это связано как с ростом рынка сотовой связи, так и рынков других услуг – к примеру, доступа в интернет, спутникового ТВ и т.п. Но пока мобильная связь остается основным катализатором роста. Так, если сопоставить официальное число сотовых абонентов – 137 млн. человек и объем транзакций CyberPlat, можно посчитать, что сегодня более трети владельцев мобильных телефонов пользуются услугами нашей системы. Доля CyberPlat превышает 50% сборов от всех платежных систем в пользу операторов связи в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске, Уфе и других крупных городах. В масштабах страны CyberPlat собирает более 16% выручки МТС, почти 20% выручки «Вымпелкома» и около 25% выручки «Мегафона». Кроме того, значительным катализатором роста оборота системы является возможность совершения микроплатежей в пользу операторов связи. К примеру, если закончились средства на счету, а клиент располагает малой суммой денег и не имеет возможности купить минимальную скрэтч-карту за $5, он сможет пополнить свой баланс в любом пункте приема платежей даже на сумму 10 -20 рублей.

Устойчивый рост оборота и качества услуг CyberPlat делает нас лидером в своем секторе рынка. По итогам первого полугодия 2006 года наш оборот составил $1,02 млрд., а по итогам текущего года мы предполагаем достичь показателей $2,7 млрд. Хочу подчеркнуть, что компания «КиберПлат» отмечена руководством МТС как крупнейший партнер по приему платежей и компанией «Вымпелком» как лидер среди платежных систем. А оператор «МегаФон» в июле этого года наградил нашу компанию дипломом «за самые большие «вклады» в копилку сети «МегаФон».

CNews: Какие основные технологии обеспечения безопасности применяются в вашей системе?

Андрей Грибов: В нашей собственной разработке – технологии CyberCheсk, применяемой для приема платежей от физических лиц через ритейловые сети в пользу операторов связи, используется механизм электронно-цифровой подписи. При этом все транзакции проходят в защищенном режиме с использованием SSL-протокола. Такой уровень защиты обеспечивает стопроцентную безопасность осуществления транзакций.

Но, кроме того, CyberPlat демонстрирует высокую отказоустойчивость и с технической точки зрения. Наша система работает одновременно в двух независимых технических офисах. Основным является процессинговый центр в Центре Международной Торговли в Москве. Второй офис является резервным и работает в режиме standby. Связь между офисами осуществляется по двум каналам связи от двух разных провайдеров. Связь процессинговых центров с внешними серверами также осуществляется по двум альтернативным каналам. Такая система резервного обеспечения гарантирует намного более высокую отказоустойчивость CyberPlat по сравнению с конкурирующими платформами и независимость от большинства форс-мажорных факторов.

CNews: Какие новые сервисы вы планируете запускать в текущем году?

Андрей Грибов: Быть лидером на конкурентном рынке можно, лишь находясь на шаг впереди своих конкурентов по всем направлениям. Именно поэтому наша компания постоянно ведет новые технологические разработки. Так, в прошедшем году была внедрена система автоматической регистрации, которая позволяет ритейлеру стать участником Киберплат (CyberPlat) буквально за 5 минут. Есть еще одна интересная разработка, которая позволяет генерировать и подписывать с использованием ЭЦП любой документ прямо на мобильном телефоне, в том числе и по плате услуг операторов сотовой связи. Наконец, мы произвели значительные инвестиции в развитие технологической платформы – приобрели новые серверы, обеспечив многократный задел по операционной мощности системы, произвели соответствующую модернизацию ПО, внедрили аппаратные комплексы защиты и дублирования некоторых подсистем. Сегодня наша система полностью готова к многократному росту числа транзакций.

В 2005 году специалистами CyberPlat был разработан и внедрен специальный модуль для программы «1С-Рарус: Магазин», позволяющий интегрировать функцию приема платежей в операционную деятельность дилеров CyberPlat. В текущем годы мы продолжим совершенствовать нашу систему взаимоотношений с дилерами, обеспечивая снижение временных затрат с их стороны на взаимодействие с нами за счет дальнейшей автоматизации этих процедур. Мы планируем развивать систему револьверных кредитов под прием платежей для поддержания баланса оборотных средств дилера, а также будем предлагать более привлекательные финансовые условия для партнеров.

С точки зрения конечных пользователей, наши главные преимущества, на мой взгляд, это высокая скорость пополнения лицевого счета, и абсолютная неоспоримость платежа благодаря использованию ЭЦП. Кроме того, мы постоянно расширяем количество точек приема платежей, по состоянию на июль 2006 года этот показатель составил более 25 тыс., что превышает количество отделений Сбербанка России. Это значительно повышает доступность услуг, а значит, и комфорт пользователей системы.

Развитие информационных технологий сегодня во многом определяется приложениями с открытым кодом. Поэтому мы открыли нашим партнерам доступ к исходным кодам клиентских приложений CyberPlat для мобильных телефонов, КПК и терминалов приема платежей cash-in. Открытые коды позволяют им при необходимости дорабатывать приложения под собственные требования пользователей. Благодаря этому новшеству наши клиенты получили возможность дорабатывать приложения CyberPlat для их интеграции в свои учетные системы, системы управления предприятием, бухгалтерские системы и т.п. Следуя тенденциям развития рынка новых информационных технологий мы сформировали внутри CyberPlat новые структурные подразделения, которые занимаются разработкой оконечного программного обеспечения для различных аппаратных средств (терминалы cash-in, POS-терминалы, кассовые аппараты и др.).

Кстати, недавно экспертами CyberPlat было произведено тестирование производительности и устойчивости системы. Результаты тестов показали, что наша система способна обрабатывать свыше 700 тыс. транзакций в час или 200 транзакций в секунду. Следует отметить, что даже в пиковые моменты загрузки CyberPlat – в том числе и тогда, когда из-за технических сбоев не действуют другие платежные системы или после восстановления работоспособности биллинга крупного оператора связи, и поток платежей через нашу систему значительно возрастает, максимальная нагрузка на CyberPlat не превышает 200 тыс. транзакций в час. Это означает, что возможности нашей системы превышают текущие пиковые потребности в более чем 3,5 раза. Добавлю, что показатель отказоустойчивости CyberPlat превосходит аналогичный показатель ближайшего конкурента системы в более чем 5 раз.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS
http://www.rbc.ru/