Rover Computers
официальный партнер CNews.ru

 

Обозрение подготовлено при поддержке  «ФостерГрупп»

Рынок КПК России: первое полугодие 2003

Рынок КПК России: первое полугодие 2003 
Содержание:

Общий итог и структура рынка
Palm
Pocket PC
Symbian
Прочие

Итоги первого полугодия на рынке карманных компьютеров в России обнадеживают — в то время как зарубежные рынки испытывают спад или (в лучшем случае) остаются стабильными, российские покупатели с большим интересом воспринимают КПК.

Причиной в первую очередь следует считать конечно же падение цен, начавшееся в прошлом году и продолжающееся до сих пор (хотя сегодня ныне уже не настолько активное). Расстановка сил практически во всех сегментах поменялась, но незначительно, хотя некоторые игроки ушли, а другие продолжают сдавать позиции. Сложности, которые вынудили покинуть рынок некоторых игроков коренятся в прежде всего в сознании потребителя, в мотивации, которая побуждает покупателя приобретать КПК (этот вопрос, несмотря на то, что он исключительно интересен, мы в данном обзоре рассматривать не будем, более подробную информацию можно найти в нашем отчете «КПК: потребительская мотивация». В данном же случае мы сосредоточимся на рассмотрении результатов первой половины 2003 г., тенденциях, рисках и перспективах, которые следует иметь в виду.

Общий итог и структура рынка

По оценкам группы SmartMarketing, общий объем продаж КПК на российском рынке в I и II кварталах 2003 г. составил 17930 и 20320 штук соответственно, всего за полугодие продано 38 250 устройств. Эта цифра охватывает все платформы и все продаваемые в России модели КПК, включая смартфоны/коммуникаторы. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года (32385) рост рынка составил 18%. В то же время, в связи с существенными изменениями структуры рынка, отмечавшимися во второй половине 2002 г., при сравнении результатов данных периодов следует соблюдать известную осторожность, хотя тенденции просматриваются достаточно четко. Кроме того, не будет преувеличением отметить, что основным итогом перового полугодия 2003 г. следует считать не столько превышение объема продаж аналогичного периода 2002 г., сколько создание предпосылок для бурного роста в третьем и, особенно, в четвертом кварталах 2003 г.

Объем продаж КПК в России, шт.

Объем продаж КПК в России, шт.

Если говорить о структуре рынка, то можно отметить сохранение стабильности в сегменте Palm (64% в 2003 г., 65% — в 2002, хотя Palm традиционно более силен в первой половине года, что обусловлено традиционными же февральскими анонсами новых моделей) и некоторое снижение в секторе Symbian (несмотря на то обстоятельство, что сектор «смартфоны» растет преимущественно благодаря этой платформе).

Рыночные доли ОС в продажах КПК в России в 1-м полугодии 2003 г., шт

Рыночные доли ОС в продажах КПК в России в 1-м полугодии 2003 г., шт

Palm

В сегменте устройств, основанных на операционной системе Palm, как уже отмечалось выше, сохраняется известная стабильность. В то же время, данные исследования рынка показывают, что внутри сектора происходит перераспределение долей двух основных игроков, Palm и Sony. Следует отметить, что в первом полугодии на рынке еще присутствовали устройства третьего игрока, компании HandSpring (пусть и в незначительных количествах), однако, рассматривать ее перспективы не имеет смысла, поскольку компания слилась с Palm и в будущем, как самостоятельный игрок, на рынке присутствовать не будет. Тем не менее мы приводим данные и по ней.

Вопреки ожиданиям, основным «движителем» платформы Palm в России за период 1 полугодия 2003 г. стала модель Palm Tungsten T, а не Palm Zire (структура рынка с детализацией по моделям доступна в коммерческих отчетах SmartMarketing). Причиной прежде всего стало резкое снижение цены на это устройство (см. там же), приведшее к перемещению его из ниши high-end в сектор «средний». Модель Palm Zire в России не пользовалась таким успехом, как за рубежом (если верить аналитическим исследованиям зарубежных аналитиков), однако, тоже стала «подспорьем» для Palm, оттянув на себя интерес наиболее многочисленной прослойки покупателей, предпочитающих дешевые устройства.

Структура сегмента платформы Palm OS за 1 полугодие 2003 г

Структура сегмента платформы Palm OS за 1 полугодие 2003 г

Эти обстоятельства позволили Palm удержать достаточно прочные позиции в течение I квартала, во втором квартале данные тенденции продолжали действовать, хотя выпуск модели Palm Zire 71 все же сыграл намного боле существенную роль. С ее выпуском, Palm закрыла огромную брешь в модельной линейке и не за счет снижения цен (с соответствующими последствиями для компании), а благодаря техническим особенностям устройства (главное отличие Palm Zire 71 — встроенная цифровая камера). Хотя Palm Zire 71 появился не так рано чтобы успеть оказать значимое влияние на рынок, он сыграл роль «поддерживающего» продукта, который к тому же заложил прочные предпосылки для очередного витка конкурентной борьбы Palm с Windows CE. Компания Sony несколько сдала позиции. Это было обусловлено некоторым перепозицион6ированием наиболее популярных моделей (в связи с модернизацией серий SJ, сопровождавшейся некоторыми изменениями в ценовой структуре), а также усилением конкуренции со стороны недорогих моделей PocketPC, с которыми «массовые» модели Sony находятся в близких ценовых нишах.

Pocket PC

В сегменте PocketPC, на который пришлось в среднем 31% (31,5% в I квартале и 30,7% — во II квартале 2003 г.) российского рынка КПК, доминирующей тенденцией следует признать бурный рост сектора недорогих моделей, прежде всего производства Rover (38% рынка устройств на операционной системе Pocket PC 2002) и Dell (13% рынка устройств на операционной системе Pocket PC 2002) при продолжающемся негативном тренде в отношении КПК HP. Несмотря на потери НР все еще занимает в среднем 23% рынка, хотя доля компании на рынке устройств с операционной системой Pocket PC 2002 снизилась с 28,0% в I квартале 2003 г. до 19,3% уже во II квартале 2003 г. Напомним, что по результатам IV квартала 2002 г., HP занимала 32,6% этого сектора рынка.

Структура сегмента платформы Windows CE за 1 полугодие 2003 г.

Структура сегмента платформы Windows CE за 1 полугодие 2003 г.

Характерная особенность новых лидеров — стремление сохранить цену даже high-end моделей в пределах 400 долл., а массовых — 300 и менее. Хотя на сегодня HP анонсировала ряд новых моделей, среди которых есть и спозиционированные против «мощных» моделей-конкурентов, тем не менее, существующие тенденции развития, однако, позволяют предположить, что в скором времени ценовая планка для обеих категорий устройств понизится на 30-50 долл., снова разорвав дистанцию между «новыми» и «старыми» лидерами.

Наряду с этим следует отметить фактический уход с рынка отдельных производителей, таких как NEC и MiTAC, не выдержавших конкуренции с более агрессивными соперниками (в последнем случае имеется в виду розничная продажа устройств на базе платформ разработанных MiTAC, поскольку, с технической точки зрения, можно сказать, что MiTAC проиграла «самой себе», наиболее успешные в коммерческом плане устройства, такие как RoverPC, представляют собой изделие, основанное на платформе MiTAC DigiWalker MIO338).

Fujitsu-Siemens несмотря на естественное для достаточно долго не обновлявшейся модельной линейки снижение доли рынка (22,2% в 4 квартале 2002 г., 10,4% — I квартал 2003 г., 7,1% — 2 квартал 2003 г.), в целом продолжает показывать неплохие результаты (в среднем 9,0% в 2002 г. и 8,8% в первом полугодии 2003 г.). Компания весьма успешно вытесняет iPAQ из ниши «корпоративного КПК», хотя безусловно, почивать на лаврах Pocket LOOX 600 не может.

Следует также отметить появление в России продукции и некоторых новых производителей, таких как Eten или Luxian, но по разным причинам, объем их продаж невелик (поэтому они отнесены в категорию «Прочие»). Аналогичная ситуация сложилась с КПК ASUSTeK. Кроме того, можно отметить положительные тенденции развития небольшого, но довольно интересного рынка Smart Display (таких как ezPad), однако эти устройства выходят за рамках нашего обзора.

Несмотря на некоторое повышение доли устройств на базе Windows CE в целом (с 27% в 1 полугодии 2002 г. до 31% в первом полугодии 2003 г.) и положительный тренд в оценке по кварталам (24,8% в I квартале 2003 г и 29,8% — во II квартала 2003 г.) в конце II квартала 2003 стало заметно некоторое снижение покупательской активности, обуславливаемое анонсами выпуска новой версии операционной системы КПК на базе Windows CE, Microsoft Windows Mobile 2003. Это обстоятельство сформировало значительный по совокупной емкости отложенный спрос и дает основания полагать, что третий квартал станет более активным, чем можно было бы предполагать ранее, даже с учетом летнего спада деловой активности (которому рынок КПК подвержен менее, нежели смежный с ним сегмент, например, ноутбуков, но игнорировать который невозможно).

Symbian

В секторе Symbian отмечаются достаточно интересная ситуация. Несмотря на общее снижение рыночной доли данной платформы (4,4% за I полугодие 2003 г. против 6% в I полугодии 2002 г.), она практически полностью определяет развитие модного сегодня направления — смартфоны и коммуникаторы. В результате эволюционных преобразований, обуславливаемых окончательным уходом де-факто (де-юре этот процесс завершился еще в прошлом году) с рынка последних моделей Psion и их клонов, развитие платформы Symbian стали определять действия Nokia и SonyEricsson (89,8% в I полугодии 2003 г., 80,6% и 99,1% в I и II квартале 2003 г., соответственно на долю обоих). По итогам полугодия тем не менее лидирует Nokia (80,6% и 73,2% в I и II квартала 2003 г., соответственно). Однако несмотря на общее увеличение продаж (прежде всего за счет появления недорогой модели Nokia 3650), во втором квартале Nokia несколько утеряла доминирующее положение, поскольку начались продажи ее основного конкурента, SonyEricsson P800 (25,9% во II квартале 2003 г.). Можно отметить тенденцию к росту данного сектора, хотя на существенный рывок рассчитывать скорее всего не стоит.

Структура сегмента платформы Symbian OS за 1 полугодие 2003 г

Структура сегмента платформы Symbian OS за 1 полугодие 2003 г

Кроме того, отметим, что по результатам I полугодия устройства, смартфоны и коммуникаторы на базе всех платформ составили 4% рынка КПК в целом.

Структура продаж смартфонов в России в первом полугодии 2003 года, шт

Структура продаж смартфонов в России в первом полугодии 2003 года, шт

Прочие

К сегменту «прочих» платформ мы относим устройства на базе Linux (семейство Sharp Zaurus), Casio PocketViewer и Ectaco Language Teacher (из довольно обширной линейки этого производителя, учитываются только мощные модели, такие как Partner V6 или X5, которые более или менее сопоставимы с традиционными КПК по возможностям). Этот сегмент не отличается особенной активностью и фактически постоянно снижается, будучи вытесняем остальными платформами (2,2% в 1 полугодии 2002 г., 1,3% — в 1 полугодии 2003 г.), хотя в сравнении со вторым полугодием 2002 г. (0,7% можно отметить некоторый рост).

Структура сегмента платформы Прочие за 1 полугодие 2003 г

Структура сегмента платформы Прочие за 1 полугодие 2003 г

Основным «движителем» торговли в данном сегменте в 1 квартале 2003 г. стали устройства серии Sharp Zaurus (14,4 % в 1 полугодии 2003 г.), в развитии семейства Ectaco Language Teacher (61,5 и 37,8 % рынка в сегменте, I и II кварталы, соответственно) отмечен негативный тренд. Несмотря на выпуск новой модели Casio PocketViewer, PV-S1600, и обусловленный этим обстоятельством рост его доли с данном сегменте (23,1% и 48,6%, в I и II кварталах, соответственно), прогнозировать возвращение этой модели в пятерку бестселлеров на сегодня невозможно, поскольку в связи с отмеченными выше тенденциями к массовому снижению цен, данная платформа утратила свое основное преимущество, низку цену (фактически, младшие модели Palm и Sony сегодня уже преодолели ценовую планку, заданную Casio PocketViewer, на очереди — появление Pocket PC, позиционируемых в той же ценовой нише, что и PocketViewer).

© SmartMarketing, 2003

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS