|
|
Rover Computers |
Обозрение подготовлено при поддержке Мировой рынок КПК
2002 год не стал утешительным для многих мировых производителей КПК. В среднем, продажи КПК во всем мире упали на 9,1%. Если в 2001 году объем продаж составлял 13,3 млн. шт., то в 2002 году это значение снизилось до 12,1 млн. шт. Первоочередной причиной спада, конечно же, стала продолжающаяся стагнация мировой экономики. Катастрофическое для многих производителей снижение продаж в начале 2002 года также было связано с затовариванием основных рынков сбыта, считают аналитики из иностранных исследовательских агентств. Затоваривание произошло по той причине, что производители пытались удовлетворить спрос на продукцию в последнем квартале 2001 года, когда уровень продаж традиционно высок. В то же время, уровень продаж в начале года значительно снижается. Все это и вызвало затоваривание каналов сбыта. Анонсирование выпуска новых моделей многими производителями КПК на конец 2002 года также привело к тому, что покупатели не спешили приобретать имеющиеся модели. Все вместе, данные факторы привели к тому, что 2002 год не стал годом прорыва на мировом рынке КПК.
Продажи КПК на мировом рынке, млн. шт. Источник: Gartner Вместе с колебаниями продаж КПК в 2002 году изменялись рыночные доли операционных систем, которые используются в карманных устройствах. Более других «лихорадило» рыночную долю операционной системы от Microsoft. Если во втором квартале ее доля составляла 30%, то в третьем квартале значение снизилось до 18%. Основной причиной уменьшения продаж моделей под управлением этой ОС в третьем квартале 2002 года специалисты называют запланированный на октябрь выход Pocket PC 2002. Это заставляло покупателей не спешить с приобретением карманных устройств, работающих на более ранних версиях ОС от софтверного гиганта.
Спад на мировом рынке КПК стал идеальной возможностью для некоторых компаний увеличить свою долю на данном рынке. Использовать ситуацию себе во благо удалось Sony и Toshiba. Так, в 2001 году доля компании Sony на мировом рынке КПК составляла 3,8%. В 2002 году компании удалось значительно упрочнить свое положение и довести долю до 11%. Это позволило Sony занять третье место среди крупнейших производителей КПК в мире, заметно оттеснив Handspring и Casio, считавшихся до этого «гигантами» рынка карманных устройств. При этом Sony практически вплотную приблизилась к своему конкуренту HP. Компания Toshiba совершила не менее заметный рывок: продажи компании возросли с 12 тысяч до 450 тысяч устройств. Такой невероятный скачок вознес компанию сразу на пятую позицию среди крупнейших мировых производителей КПК.
Крупнейшие мировые производители КПК
Источник: Gartner Перераспределение рыночных долей не могло не сказаться на позициях лидеров. Доля Palm, сохраняющего лидирующую позицию, снизилась с 38,1% в 2001 году до 36,8% в 2002 году. Компании HP также не удалось сохранить свою долю на рынке: с 16,9% в 2001 году она сократилась до 13,5% в 2002 году.
Структура мирового рынка КПК, 2002 г. Источник: Gartner
В 2002 году на долю первой пятерки компаний приходилось 70,8% рынка КПК. Все вместе они реализовали более 8,5 млн. карманных устройств. Компания Palm в 2002 году сохранила позицию лидера, опережая своего ближайшего конкурента по объему продаж практически в 3 раза. Такой значительный отрыв позволит Palm и далее удерживать позицию лидера. Компании HP и Sony, занимающие второе и третье место по рыночной доле, совсем незначительно отделены друг от друга. Остальные «преследователи» значительно отстают от тройки лидеров, поэтому основная борьба будет происходить за обладание вторым местом. Однако продолжающийся спад на рынке КПК может серьезно изменить рыночные доли крупнейших
В настоящее время развитие рынка КПК затруднено в связи с целым рядом проблем. Первая и основная из них это продолжающаяся стагнация мировой экономики. Несмотря на оптимистические прогнозы аналитиков о росте мировой экономики в ближайшем будущем, должно пройти еще некоторое время, прежде чем потребители снова обретут уверенность и начнут активно совершать покупки. Вторая не менее важная проблема это цена устройства. В мире найдется не так много покупателей, готовых заплатить за устройство, которое объединяет функции записной книжки и органайзера, цену, находящуюся в пределах 1 тыс. долл. Не улучшает продажи и тот факт, что многие мобильные телефоны уже идут со встроенными функциями органайзера, добавления и просмотра записей, которые удовлетворяет требованиям большинства покупателей.
Некоторые иностранные специалисты считают, что у КПК нет «изюминки», которая бы побуждала покупателей приобретать карманные устройства. К примеру, в мобильных телефонах такой «изюминкой» была функция отправки коротких сообщений (SMS). Те функции, которые сегодня производители встраивают в модели КПК, не являются серьезным мотивационным фактором, побуждающим потребителя совершить покупку. Низкая доля корпоративных продаж также является одним из сдерживающих развитие рынка факторов. Из 12,1 млн. устройств, проданных в 2002 году, на долю корпоративных закупок пришлось лишь около 30%. Компании пока что не приобретают КПК для своих сотрудников в таких же масштабах, как мобильные телефоны. Иностранные специалисты полагают, что доля корпоративных продаж не увеличится до 2004 года.
По данным мировых аналитических агентств, спад на рынке КПК продолжится и в 2003 году. В основном это связано с пессимистическими настроениями потребителей и небольшими объемами ИТ-бюджетов в компаниях. Продажи КПК в первом квартале текущего года уменьшились на 21,3% по отношению к продажам за аналогичный период 2002 года.
По мнению иностранных аналитиков, рынок КПК находится под большим влиянием процессов, происходящих в мировой экономики в большей степени, чем рынок настольных компьютеров. В краткосрочной перспективе для роста рынка КПК нет никаких предпосылок. В среднесрочной перспективе все зависит от развития Роман Боровко / CNews Analytics |