[an error occurred while processing this directive]

Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Тяжмаш на рынке ИТ: лидерство в объемах при неясности целей

Тяжмаш на рынке ИТ: лидерство в объемах при неясности целей

Основной акцент предприятия тяжелого машиностроения (затратившие на ИТ в 2005 г. 4 млрд руб.), делают на закупке «железа», сохраняя консервативность в отношении модернизации некогда принятых ИТ-концепций. Попытки определить новые подходы к формированию ИТ-инфраструктуры предпринимают лишь немногочисленные игроки.

Предприятия тяжелого машиностроения делятся на две группы — одни медленно, но верно «умирают» — это большая часть станкостроительной и инструментальной промышленности, другие существуют достаточно неплохо, хотя и «по инерции», ориентируясь на традиционных крупных профильных заказчиков с высокой рентабельностью (сырьевые, металлургические отрасли и предприятия энергетики).

Предприятия, не имеющие ни экспортных, ни «сырьевых» заказов (большинство предприятий) всерьез рассматриваться, как заказчики крупных ИТ-проектов не могут — у них для этого нет ни средств, ни стимулов, так как их рыночная ниша не определена, а заказы носят нерегулярный характер и финансируются с задержками. Поведение на рынке ИТ-предприятий, работающих на нефтегазовый комплекс, двойственно, — с одной стороны они обладают средствами для инвестиций в ИТ, но, с другой стороны, не имеют для этого достаточно стимулов. Их деятельность не связана с экспортом, а это значит, что нет особой необходимости приводить свои производства в соответствие мировым стандартам, нет столь жесткого давления мощных мировых конкурентов и, следовательно, нет крайней необходимости бороться за мировую планку качества и себестоимости продукции. Сам же по себе заказ от нефтегазовых отраслей носит очень часто «низкотехнологичный» характер и не требует использования прорывных технологий.

Действительно, для нефтегазового комплекса предприятия предлагают широчайший ассортимент разработок и серийной продукции. Однако в большинстве случаев эта группа заказов (производство арматуры для газо- и нефтепроводов, компрессоров для нефтеперегонных станций) не является высокотехнологичными и, не требует концентрации усилий на технологических направлениях, интенсивно развивающихся на мировом рынке.

Что касается проблемы снижения издержек управления, чему также могли бы способствовать ИТ, то и эта проблема в тяжелом машиностроении оказывается менее актуальной, чем в других подотраслях машиностроения, поскольку предприятия могут эффективно использовать для удержания рыночных позиций явление структурной инерции и налаженные еще с советского времени связи со старым добрым ТЭКом.  Для таких предприятий ИТ-заказы являются больше отданием дани веяниям времени, нежели способом решить те или иные насущные проблемы. Поэтому при относительно высокой активности на рынке ИТ (рынок ИТ в тяжелом машиностроении вдвое больше, чем в транспортном или электронном машиностроении), отрасль не демонстрирует четкой политики информатизации и отличается некоторой хаотичностью расходов.

Объем и динамика ИТ-затрат в тяжёлом машиностроении

Источник: CNews Analytics, 2006

В 2003 году в тяжелом машиностроении статистикой был отмечен 15-кратный взлет расходов на ПО, наряду с падением расходов на ИТ-консалтинг почти на 30%. В следующем году расходы на ПО упали на 75%, зато расходы на услуги консультантов  подскочили на 69%, расходы же на АО выросли лишь на 1%. Ещё через год на 51% выросли уже расходы на АО.  Эта последовательность сверхзатрат ПО — ИТ-консалтинг — АО выглядит достаточно алогичной. Создается впечатление, что сначала, затратив огромные суммы на ПО, предприятия решили позвать консультантов, чтобы те подсказали, что теперь с этим ПО делать.

Последние же тенденции характеризуются по-прежнему высокими темпами роста затрат на АО (51% в 2005 году, оценочно 21% в текущем году) при не превышающих инфляционный уровень расходах на ПО (12% и 15%) и относительно умеренных темпах роста затрат на ИТ-консалтинг (34% и 19% соответственно).

Структура затрат по основным видам ИТ, 2005

Источник: CNewsAnalytics, 2006

Последняя статья расходов, к тому же, крайне невелика в относительном выражении — расходы на консалтинг не превышают средних по экономике (14-15%). Основной акцент предприятиями отрасли делается на закупке АО (доля соответствующих расходов 65%), что указывает на консервативность большей части предприятий в отношении модернизации некогда принятых ИТ-концепций, которые остаются прежними. Правда, противоположную тенденцию — попытки предприятий определить новые подходы к формированию ИТ-инфраструктуры — тоже нельзя отрицать (ведь мы наблюдаем устойчивый и довольно сильный тренд роста расходов на консалтинг), но эта тенденция  явно свойственна довольно немногочисленной группе предприятий.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS