[an error occurred while processing this directive]

Российская пищевая отрасль — «серая лошадка» информатизации?

Пищевая промышленность замыкает четверку лидеров в потреблении ИТ. Несмотря на свое скромное место в рейтинге, российские пищевые предприятия обходят по затратам на ИТ и химическую промышленность, имеющую, хоть и невысокий, но все же ощутимый, экспортный потенциал, и даже энергетику, в которой одно только РАО ЕЭС чего стоит!

По объемам производимой продукции и по темпам роста пищевая промышленность не выделяется на фоне прочих отраслей российской промышленности. По предварительным данным Росстата, объемы производства в пищевой промышленности увеличилось за январь-октябрь 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года только на 4,7%.  Хотя продовольственные товары составляют довольно существенную статью российского экспорта (около 8%), пищевая промышленность, также как легкая, металлургическая и добывающая, составляет эшелон низкотехнологичных ресурсоемких отраслей.  Пищевые комбинаты имеют очень низкие индексы ИТ-емкости в сравнении с усредненными показателями как по промышленности, так и в целом по экономике. В последнем случае это проявляется особенно сильно — индекс ИТ-емкости в пищевой промышленности почти в 2,5 раза ниже соответствующего показателя по экономике в целом. По этому показателю пищевая промышленность неизменно остается в «хвосте» фактически всех секторов экономики.

Отраслевой индекс информационно-технологической емкости*

Отрасль

Затраты на ИТ в объеме произведенной продукции, %

Пищевая промышленность

0,31

Промышленность в целом

0,50

Экономика в целом

0,72

* Индекс ИТ-емкости может быть интерпретирован как вклад информационных технологий в производство единицы продукции, а информационные технологии при таком подходе могут рассматриваться как один из факторов производства.

Тем не менее, 5-6 млрд.руб., затраченных на ИТ, цифра довольно существенная, чтобы задаться вопросом о том, какие факторы стимулируют пищевые предприятия потреблять ИТ и, что это за ИТ?

Среди таких факторов, пожалуй, можно выделить следующие.

Во-первых, это высокая чувствительность предприятий к контролю качества продукции, которое в случае продовольственных товаров определяется покупателем мгновенно. Это создает потребность в аппаратно-программных средствах, позволяющих осуществлять контроль продукции на соответствие стандартам качества. Здесь надо сказать, что хотя отечественные производители ориентируются в основном на внутренний рынок, они имеют дело с довольно избалованными западными стандартами покупателем, так как пищевой рынок — один из немногих в России, которые довольно плотно осваиваются крупнейшими иностранными корпорациями. Конкуренция здесь как нигде высока и планку качества приходится держать изо всех сил. Фактически, не имя выхода на мировой рынок, отечественные производители продовольственных товаров сталкиваются с жесткой мировой конкуренцией на своей территории.

Во-вторых, современный рынок продовольственных товаров отличается насыщенностью и высокой диверсифицированностью ассортимента. Жизненный цикл товаров на продовольственном рынке очень короток, а значит процессы рыночной самоорганизации протекают очень быстро. Обойтись в таких условиях без современных ERP-систем невозможно. Императив гибкости — второе, что заставляет предприятия автоматизировать управление производством.

Наконец, в–третьих, высокая конкуренция и ценовые войны делаю рынок склонным ко всякого рода слияниям и поглощениям. И нашумевшие в последнее время «Объединенные кондитеры» далеко не единственный пример. Так, слияния и поглощения активно идут в пивной, мясной и молочной продукции. С точки зрение ИТ любая крупная организационная перестройка требует корректировки ИТ-концепции, делают необходимым услуги ИТ-аудита и консалтинга.

Таким образом, высокие доли затрат на ИТ-услуги (около 25%) и, даже слишком высокие, затраты на АО (более 53%) в общем объяснимы. Несколько странными кажутся весьма скромные затраты на ПО (всего 15%).

С одной стороны, низкие расходы на ПО при высоких расходах на ИТ-услуги могут свидетельствовать о том, что пищевыми предприятиями еще не выработан четкий подход к информатизации — предприятия больше думают, чем внедряют. С другой стороны, это просто может означать, что в отечественном пищепроме абсолютно доминируют недорогие информационные системы. И действительно, примеры тому свидетельствуют. Так, запущенный  в начале 2005 года проект компании Digital Design по внедрению системы электронного документооборота на базе программной платформы DocsVision в холдинге «Объединенные кондитеры», далеко не самом маленьком (15 ведущих компаний), имел бюджет всего около 600 тыс. руб.

Именно такие относительно недорогие ниши, хорошо освоены отечественными компаниями, предлагающими, по сути, недорогие узко-отраслевые решения. Пример — компания Монолит, полномасштабная установка одноименной информационной системы этой компании составляет порядка $100 тыс., основная рыночная ниша — именно пищепром.

Приоритетность недорогих решений среди предприятий пищевой отрасли вполне понятна — по данным «Делового Петербурга», около 47% предприятий пищевой промышленности имеют оборот не более $7-9 млн. в год. Это совсем не так много, чтобы иметь возможность заказывать крупные системы, тем более иностранные. Например, Oracle, даже в самых демократических массово-популярных решениях, исходит из принципа $1 млн. за информационную систему для «средней руки» предприятия, а в качестве такового рассматриваются, главным образом, предприятия-стомиллионники (с оборотом от $10 млн. до $100 млн. в год).

Но, опять же, тезис о том, что предприятия отечественного пищепрома еще не доросли до внедрения по-настоящему крупных ИС тоже не так уж бесспорен — наличествуют и совершенно обратные примеры. Так, по распространенному заявлению руководства ОАО "Объединенные кондитеры", объединенная компания планирует до 2009 года вложить в расширение производства, техническое переоснащение и модернизацию московских и региональных производственных площадок сумму в $360 млн. Сумма не малая...

По истине, на рынке высоких технологий российский пищепром остается пока «серой лошадкой».

Владимир Карачаровский


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS