[an error occurred while processing this directive]

E-Government за три года: проект создания электронного правительства Казахстана

Сегодня об электронном правительстве говорят часто и много. А много ли стран СНГ может похвастаться реально работающим электронным правительством? На сегодняшний день только Казахстан. Электронное правительство в Астане начало работу в январе этого года. Запущены основополагающие элементы системы: интранет-портал и интеграционный шлюз, создана единая информационная среда для операторов центров обслуживания населения и пользователей 5 министерств и ведомств. Население Астаны через «единое окно» может получить 39 видов справок и документов: пройти процедуры лицензирования, регистрации имущества, получить свидетельство о рождении ребенка, регистрации брака, госрегистрации юрлица и т.д. Генеральным подрядчиком проекта по созданию электронного правительства была компания ЕРАМ Systems. Как за несколько месяцев было создано первое в СНГ реально работающее электронное правительство?

О заказчике

Проект создания электронного правительства страны был инициирован Президентом Нурсултаном Назарбаевым в конце 2004 года. Согласно указу Президента на создание полномасштабного электронного правительства страны отводится ровно 3 года Ответственным за осуществление программы назначено Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи (АИС РК) — аналог российского Минсвязи, — которое отвечает за реализацию государственной политики в области информатизации и связи. Примерно за год Казахстану удалось создать систему Центров Обслуживания Населения (ЦОНов), работающих по принципу «одного окна»: со всеми запросами население обращается в одну единственную инстанцию — ЦОН, приносит туда все необходимые документы и возвращается уже только забрать готовые справку или свидетельство. Все работу по получению необходимых согласований и информации от соответствующих министерств и ведомств берет на себя оператор ЦОН.

Все было бы хорошо, если бы не одно «но»: оператор ЦОН не имел доступа к данным, содержащихся в ИТ-системах министерств и ведомств, вынужден был работать «маршрутизатором» процесса и обеспечивать процесс передачи документов и получения информации «вручную».

Задача

Перед АИС РК и национальным оператором АО «Национальные Информационные Технологии» (АО «НИТ»), уполномоченным управлять ИТ-проектами (последнее выступало непосредственным координатором проекта), встал вопрос, в каком направлении двигаться дальше.

Решение

С февраля по май 2006 г. была проведена серия исследований в ведомствах и ЦОНах, которые будут работать с системой, проанализирован зарубежный опыт, осуществлен анализ бизнес-процессов и систем государственных органов. В ходе проведения бизнес-анализа были формализованы бизнес-процессы предоставления 39 государственных услуг, оказываемых ЦОНами гражданам Казахстана. При этом анализу подверглись как сами процессы, так и механизмы их информационной поддержки, применяемые в ходе оказания государственных услуг задействованными госорганами. Были выявлены 8 информационных систем, которые использовались в процессе предоставления услуг в ЦОНах, проанализирована их функциональность и архитектура построения. При этом был изучен большой объем техно-проектной документации и проведено большое количество встреч с представителями компаний-разработчиков этих систем.

В результате получилась следующая картина: внутри ведомств уже были внедрены различные информационные системы, частично автоматизирующие те или иные функции, был разработан интернет-портал электронного правительства. Нужно было обеспечить электронную автоматическую взаимосвязь  документов и данных, которые заведены в ведомственных системах таким образом, чтобы операторы ЦОН получали доступ ко всем необходимым данным и могли работать со всем объемом информации со своего рабочего места. Для решения этой задачи был проведен анализ различных интеграционных платформ от крупнейших международных вендоров, таких, как IBM, Microsoft, Oracle, Bea, Sun, SAP. Учитывая концепцию единого информационного пространства электронного правительства, аналитики принимали во внимание различные технологические возможности платформы.

Одним из ключевых моментов при реализации такого рода систем являются критерии, специфичные для проектов в государственных органах и электронного правительства. Например, такие критерии, как масштабируемость (то есть возможность расширять систему, интегрируя другие ведомственные системы, а также увеличивать число пользователей), наличие компетентных специалистов по внедрению и консультированию. Важным был также и факт использования той или иной платформы для разработки систем электронного правительства. С целью минимизации стоимости учитывалось и то, насколько платформа совместима с существующими ИТ-системами министерств и ведомств Казахстана. По всем этим параметрам наиболее подходящей для реализации проекта оказалась платформа IBM WebSphere компании IBM, которая и была рекомендована для разработки интеграционного шлюза электронного правительства.

В июне 2006г. началась работа по созданию интеграционного шлюза и интранет-портала системы e-government, а также подключению к ним ИТ-систем 5 министерств и ведомств. А уже 14 декабря 2006г. ЕРАМ Systems демонстрировала работу системы Президенту Казахстана. За три с половиной месяца было запущено электронное правительство в миниатюре со всеми электронными сервисами, с возможностью на следующих этапах решать проблемы связи населения и правительства электронным способом.

Результаты

Население Казахстана получило доступ к электронному (в полном смысле этого слова) общению с госорганами через систему «единого окна». Операторы центров обслуживания населения перестали «наматывать километры» по коридорам министерств и ведомств. Теперь они имеют доступ ко всей необходимой информации на местах, выписывают справки и готовят документы в режиме он-лайн. Значительно сократился объем бумажной работы и времени, затраченного на обработку одного запроса. Пока это работает только в Астане.

В конце этого года к шлюзу будут подключены дополнительные услуги государственных ведомств и министерств и проведена легитимизация всех ключевых услуг. Последнее означает, что  документ, полученный электронным способом и распечатанный в ЦОНе, будет иметь полную юридическую силу в любых государственных органах. Кроме того, внутренний интранет-портал будет интегрирован с внешним интернет-порталом, то есть услуги можно будет получать дистанционно, через сайт электронного правительства. Но это уже следующий этап, результаты которого будут в конце 2007г.

А что дальше? Дальше будет работа по созданию единого платежного шлюза, его интеграции со шлюзом электронного правительства, созданию системы идентификации личности обратившегося, разворачивание системы по всем населенным пунктам Казахстана.  И все надо успеть до конца 2008г.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS